Методика подготовки устного выступления




Введение

 

Хорошее публичное выступление во многом зависит от подготовки и знаний в области темы, которую он освещает. Публичное выступление – это взаимодействие кандидата с аудиторией слушателей, выступающий кандидат должен четко, доступно и кратко излагать свой материал. Также информация, которую излагает кандидат, должна быть интересна аудитории, не редкость, когда кандидаты выступают «сами для себя» игнорируя своих слушателей.

Когда кандидат смотрит в окно, в пол или в сторону теряется контакт с аудиторией, что приводит к наименьшему взаимодействию между ними. Особое внимание кандидату стоит уделить ключевым моментам, например, это может быть предвыборная программа или цены на продукты питания.

Что нужно иметь в виду при проведении выступления:

-Войдя в аудиторию, поприветствуйте слушателей и всегда улыбайтесь;

-Демонстрируйте уверенность в себе и в своих словах;

-Не следует избегать взглядов, взгляд должен быть направлен на аудиторию;

-Начинайте выступление с краткого приветствия;

-Выступайте четно, не монотонно, чтоб никто не заснул;

-Если заметите, что кто-то устал, говорите тише, а потом повышайте голос;

-Если слушателям понравились ваши слова, делайте на них упор;

-По окончании своего выступления поблагодарите слушателей.

При подготовки к устному выступлению следует руководствоваться рядом советов и рекомендаций, которые выработала риторика на протяжении многих лет. Вся ораторская этика основа на уважении слушателей и подразумевают ценить своё и чужое время.

Любой оратор хочет, чтоб его слушали, но не каждый оратор думает, достойна ли его речь внимательного отношения. Также любой оратор в поте лица готовит своё выступление и никогда не выступает без тщательной подготовки.

Известно, что один болтливый афинский оратор хотел укорить Домосфена тем, что речи хорошо, но «отдают потом». Но, Домосфен обратил эту насмешку в похвалу, обратив внимание на то, что проводит многие часы за работой из уважения к согражданам, ведь кто не усерден и высокомерен к слушателем, привлекает внимание к себе обманом, нежели заслугами.

Цицерон говорит, что оратор должен упражняется в искусстве владения словом с ранних лет, как атлет в применении оружия. Замечателен и дошедший до нас факт: Цицерон, когда готовился к речи в суде, дал свободу работу, а он в свою очередь принёс ему известие о том, что заседание суда отложено. Так, он был рад, что сможет ещё лучше усовершенствовать свою речь.

Как же готовить к выступлению? Неужели написать выучить свою речь наизусть (такой путь был принят в античной традиции). Но традиции меняются, речь оратора должна быть естественной, приближенной к разговорной. Это не произойдет, если рассказывать заученный заранее текст, к тому же, от волнения человек, даже с хорошей памятью, способен потерять какую-нибудь фразу из выученного текста.

 

Общие рекомендации

 

Начинать готовить к выступлению лучше заранее, за несколько дней например, но никак не накануне, это позволит лучше овладеть темой и не придётся специально запоминать что можно сказать по поводу данной темы (предмета).

Речь всегда нужно репетировать, желательно не по кускам, а как целое и по нескольку раз. Даже лучшие лекторы Павлов И. П, Тимирязев К. А и многие другие профессора Московских университетов рапортовали свои лекции перед зеркалом.

Если вы начали говорить то, не останавливайтесь, даже если нужно что-то изменить или вы что-то забыли до окончания своего выступления. Менять последовательность изложения вы будете при следующей репетиции, это поможет создать ситуацию реального выступления.

Если запутались, не начинайте сначала, а постарайтесь найти выход по ходу своего выступления. Упустив что-то важно, можно вставить в удобное место и сказать «Чуть не забыл ….» и добавить то, что хотели. Помните, что хорошее впечатление от речи никуда не денется, если вы что-то упустите. Иногда оратором проявляется такой приём человеческой слабости, как забывчивость, чтоб у слушателей вызвать симпатию, как бы странно это не звучало.

Кроме того, готовясь к выступлению можно составить шпаргалку (несколько листов), которые удобно держать, они могут содержать фактический материал: примеры, доказательства, цитаты. Всё запоминать необязательно, просто смотри в «шпаргалку»!

Перед тем, как репетировать речь, вам следует обдумать основные элементы структуры речи (составьте план), это может быть нужной информации.

Когда будете репетировать представьте аудиторию, помещение. Репетируя, не старайтесь запоминать отдельные фразы, обороты, потому что высокая заученность мешает живому общению. Вам нужно запомнить идею речи, а не форму, в которой она выражается. Это также неблагоприятно и для слушателей, потому что вы будете беседовать с ними, а не читать наизусть.

Да, при каждой репетиции речь будет разной, это и хорошо. Обращайтесь к плану только в том случае, если забудете ход мыслей.

И последний совет: на листке бумаге составьте ключевые слова, так вы сможете вернуться к ходу своих мыслей взглянув на них. На основной части листка напишите фактическую часть текста к данному разделу «шпаргалку».

Методика подготовки устного выступления

 

Работа по подготовке устного выступления делиться на 2 этапа:

1. Докоммукативный – это текст выступления;

2. Коммуникативный – взаимодействие с аудиторией.

Докоммуникативный этап включает в себя:

1. Тему и цель выступления;

2. Подбор материала на основании списка литературы (не исключается привлечения дополнительного материла);

3. Логическое оформление текста;

4. Подбор фактологического материала;

5. Определение стиля и выступления.

На этапе подготовке устного выступления студента, студент пользуется методическими рекомендациями посвященной его работе. Организующим инструментом является план выступления, который делиться на три части: вступление, главная часть, заключение.

Для учебного плана могут быть рекомендованы три основные логические организации материала, но вообще они разные.

1 Дедуктивный - это объяснение конкретных фактов и учит к применению общетеоретических

2. Интуитивный - это активация мышления и исследовательский подход к окружающим явлениям. Также это основа изложения материла.

3. Метод аналогии – это средство наглядного объяснения подготовленного материала. Этот метод следует отличать от простого сравнения. Если сравнение строится на каком-то явлении то, аналогия является моделью явления, часто не имея связи с ним.

Заключение решает следующие задачи:

-подводит итог к сказанному материалу;

-закрепляет содержание;

-оговаривает цели, достигнутые в данной работе.

Коммуникативный этап выступления включает:

1. Произнесение речи;

2. Ответы на вопросы;

3. Ведение дискуссии.

Построение речи – это итоговый этап работы, содержание которого доносится до публики. Здесь важен выбор языков средств: художественный, деловой, газетный, научный, разговорный.

-Фразы устного выступления должны быть несложными и легко восприниматься на слух;

- В устном выступлении построение предложений отличается свободой, где нет жестких синтаксических норм;

-Для современной речи характерны конструкции, которые выделяются паузами и понижением голоса, позволяя что-то важное подчеркнуть в своём изложении, в тоже время создаётся ощущение импровизации. Широко используются союзами «а, но, и, однако» союзными словами «потому, причем», частицами «даже, разве, хоть».

Использование вводных конструкций словами «словом, понятно, если хотите, как мы все знаем» и другие, привлекают внимание слушателей и придают «личностный» характер.

Устная речь должна обладать: краткостью, правильностью, уместностью, точностью, эмоциональностью.

Ответы на вопросы – это обратная связь с аудиторией. Вопросы делаться на два типа: разъяснительные и дополнительные. Первые задаются, если в речи имелось что-то непонятное, вторые задаются по отношении к теме, не затронутой выступающим. При ответах на вопросы нужно доказывать и аргументировать свою позицию.

Дискуссия – это разновидность спора, словесное состязание. В учебном процессе – это метод закрепления знаний и умения вести спор.

Сущность дискуссии состоит в защите или опровержении какой-то мысли, поэтому дискуссию можно представить так:

-Выдвижение и защита мысли первым оппонентом;

-Попытка опровергнуть и аргументировать эту мысль вторым оппонентом.

Как только кто-то из участников согласится с другим дискуссия оказывается исчерпанной и завершается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: