Чтобы добиться хорошего эффекта от выступления оратору нужно много работать. Будет ли это хорошая речь или импровизация – это залог знаний, накопленного опыта и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление к заданной теме, изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы и быть готовым к неожиданностям.
Хорошая речь насчитывает около десяти элементов:
1. Объективность;
2. Ясность;
3. Целенаправленность;
4. Повышение внимания;
5. Повторение;
6. Смысловая насыщенность;
7. Юмор;
8. Лаконизм;
9. Неожиданность;
10. Образность;
Прежде всего, публичное выступление это знание и информированность материалом, о котором рассказывает оратор.
Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление полученного материала и применение в нём информации. Также необходимо владеть техникой речи, это поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью подготовки устного выступления является культура устной и письменной речи. Оратору также следует учиться у других ораторов и слушать их выступления.
Конечно, тему выступление следует выбирать тщательно, поэтому если есть, возможно, нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и что лично интересно выступающему. Необходимо также решить, описывать ли предмет, разъяснять что-либо, оспаривать точку зрения или выдвигать новую. Не стоит пытаться втиснуть много материала в ограниченное время, ведь ещё сам Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют».
Если есть возможность, подумать над речью несколько дней, тогда можно придумать много новых идей. Главная мысль – это тезис, его необходимо сформулировать в самом начале, а знание цели усилит внимание, в речи может быть не более трех идей.
Стержневая идея задаёт определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которых состоит в выражениях типа «Если не сделаете этого, пожалеете» или «Не понимаю, почему вы не делаете то-то или это». Во много подобный тон позволяет докладчику донести свою идеи до слушателей эффективно.
Возможны следующие окраски интонационные окраски выступлений:
-мажорная;
-юмористическая;
-шутливая;
-мрачная;
-сердитая или упрекающая;
-торжественная;
-вопросительная;
Сформулировать тезис, значит, ответить на вопрос, с какой целью говорим и о чём говорим (средства для достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
-Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
-Суждение должно быть кратким и ясным, настолько, что могло бы удержаться в кратковременной памяти;
-Мысль должна быть осознанной, не заключать в себе противоречий;
После подготовки плана выступления полезно задать себе эти вопросы:
-Достаточно ли я знаю материала по подготовленной теме?;
-Смогу ли уложиться в отведенное мне время?;
-Соответствует ли моё выступление моим знанием и опыту?
Место выступление – важный фактор успешного выступления, поэтому, чтобы чувствовать себя уверенно, следует заранее прийти и освоиться. Также желательно поговорить с людьми из предполагаемой публики, чтобы получше узнать аудиторию. Если выступление нужно использовать микрофон то, его следует отрегулировать.
Для облегчения восприятия цифровые и фактологические данные лучше демонтировать в виде таблиц и графиков, так как цифры утомляют слушателей, нежели, чем вызывают интерес. Проще всего сделать презентацию и весь цифровой материал поместить туда, а в ходе своего выступления ссылаться на неё.
Коммуникативный этап (во время выступления) предполагает у оратора развитие способности быстро переключаться с излагаемого материла на аудиторию и обратно. Важно научиться понимать степень восприятия слушателями материала и представлять ход их мыслей.
Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами или понятиями, так как, это затруднят восприятие речи, и делает её громоздкой. Также необходимо помнить, что слушатели не все знакомы с данными словами, а некоторые могут вкладывать в них совершенно другой смысл. Неверная интерпретация понятий может привести недоразумению.
Категорически нельзя использовать слова-паразиты «типа того», «значит», «так сказать», «ну, вот» и другие. Такие слова обычно загрязняют вашу речь.
Не стоит начинать речь очень эмоционально, иначе оратор быстро выдыхается и не в состоянии будет удержать внимание слушателей. Также не стоит говорить слишком громко, где-то через 8 – 10 минут аудитория перестанет воспринимать речь похожую на крик.
Посткоммуникативный этап (вопросы после выступления). При анализе речи следует оценить выступления с трёх позиций:
-Полноты реализации смысла;
-Логики изложения;
-Эстетической выразительности.
На что обычно обращает внимание аудитория
1. Оценка содержания выступления:
-Тема и цель: Насколько отвечают ситуации, интересны ли;
-Вступление: Понятно ли и убедительно, насколько нестандартно и интересно;
-Главная часть: План и логика выступления, нет ли лишнего материала, доводы и доказательства, достаточно ли аргументов, убедительное выступление;
-Заключение: Соответствует поставленной цели, насколько впечатляюще и ясно, достаточно ли мотивированно.
2. Оценка выступления с точки зрения норм и культуры речи:
-Есть ли двусмысленности, конкретность, есть чрезмерная отвлеченность;
-Подходит ли данной аудитории и теме, есть ли смешение стилей;
-Есть ли длинные предложения, сколько краткости, есть ли запутанные конструкции;
-Употребляются ли речевые штампы, насколько оригинально выступление.
3. Оценка облика оратора:
-Внешность и его манеры: Какое поведение, насколько он уверен, дружелюбный ли тон, ко всем ли обращена речь, смотрит ли на слушателей;
-Поза: Скованная, театральная, сутулая или прямая и тд., нет ли лишний движений;
-Жесты: На сколько их много, целесообразны ли они, насколько естественные, уместны ли они.
4. Оценка артикуляции:
-Правильно ли произношение слов;
-Насколько четкая артикуляция.
Все эти характеристики помогут сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи. Особое внимание стоит уделить произношению слов.