ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ - ДРЕВНЕЙШИЙ ХРАМ КИЕВА




В этом году исполняется 1030 лет от основания первого каменного храма Киевской Руси - Десятинной церкви, судьба которой оказалась наиболее драматичной среди всех известных храмов Украины. Возведенная в конце Х века еще во времена установления Древнерусского государства, она почти два с половиной века простояла на Старокиевской горе, будучи символом духовности и главной святыней древнего Киева. Но даже и после разрушения, Богородица Десятинная оставила о себе вечную память на все грядущие века...

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась разрушительному действию пожаров, разрушению и надругательству: впервые Десятинный храм горел еще 1017 году во время большого пожара в верхнем городе. Но после этого князь Ярослав Мудрый отстроил его, окружив с трех сторон галереями и еще больше украсив внутри.
В 1169 году церковь была разграблена войсками суздальского князя Андрея Боголюбского - "грабиша за два дня весь город: Подолье и Гору, и монастыри, и Софью, и Десятинную Богородицу", - так об этом записано в летописи.
А в 1203 году церковь вновь пострадала во время разгрома Киева Рюриком Ростиславичем, что "не только единое Подолье взяша и пожгоша, другую Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятинную святую Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, а другие поймаша, и кресты честные и сосуды священния, и книги..."
Но все эти разрушения и грабежи обозначались преимущественно на внутреннем убранстве храма. А наиболее трагическим для Десятинной церкви стал 1240 год, когда Киев окружили полчища хана Батыя.
Несколько месяцев отважные защитники Киева во главе с воеводой Дмитрием сдерживали нападающих, не пуская их в город, но врагам удалось-таки проникнуть внутрь и превратить его в сплошные руины. "На другой день пришли (татары) на них, и была битва между ними великая. Люди тем временем выбежали и на церковь, и на свод церковный с пожитками своими, от бремени повалились с ними стены церковные и так укрепления было взято (татарскими) воинами. Дмитрия же вывели (к Батыю), раненого, но они не убили его через мужество его ». Так погибла эта древняя киевская святыня, в стенах которой нашли свой последний приют герои-защитники Киева: "единую чашу смертную пиша вси вкупе мертви лежаща".
Произошло это 6 декабря 1240 на Николин день. Но это еще не вся история этого известного храма...

Итак, вернемся к самому началу. История этой древней церкви началась с знаменитого события Крещения Руси, определившая судьбу всего нашего государства и народа на будущие века. «Создал Владимир церковь святой Богородицы - Владычицу нашу Богородицу в Киеве», - писал Нестор о Десятинной церкви, которую еще во времена Владимира Великого стали называть "матерью церквам русским", в своем "Чтении о Борисе и Глебе".

Летописные сообщения о Десятинном храме достаточно четко указывают время его основания. Известно, что в 988 году князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение в Херсонесе и обвенчался с византийской царевной Анной, а вернувшись домой, окрестил и всех киевлян. Этот летописный рассказ стал хрестоматийным.

Сразу после того, как христианство стало официальной государственной религией Киевской Руси, князь Владимир стал уничтожать старые языческие традиции, сбрасывать идолов и разрушать капища.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет" князь Владимир "приказал строить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия (это имя Владимир получил при крещении) на холме, где стоял идол Перуна и другие. И по другим городам стали ставить церкви и назначать туда попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам ".

А уже в следующем (989) году в Киеве был заложен первый каменный храм в честь Пресвятой Богородицы: "потом же, когда Владимир жил в законе христианском, решил он построить каменную церковь святой Богородицы, и, послав (послов), привел мастеров из греков, и начал строить... А когда закончил сооружать, украсил он ее иконами, и поручил ее Анастасу-корсунянину, и попов корсунских приставил служить в ней. Он дал сюда все, что взял был в Корсуни, - иконы, и утварь церковная, и кресты " - так описал это событие летописец.

Согласно преданию, место для строительства будущей церкви было выбрано Владимиром не случайно. Когда-то здесь жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане-варяги Иоанн и его сын Федор. Однажды, еще будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий и он указал на Федора. Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким обличением против язычников. Разъяренная толпа бросилась на старика и разрушил дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.

Итак, в 989 году в Киев приехали греческие мастера «каменосечци и зиздатели Полат каменных», и началось строительство первой русской каменной церкви, которое длилось 7 лет (по тем временам это было обычным сроком строительства больших каменных храмов) и завершилось в 996 году. Подтверждение этому содержится в той же летописи Нестора под 996 годом: "когда же Владимир увидел, что церковь завершена, он, войдя в нее, помолился Богу, говоря:" Господи Боже! Призри с небес и посмотри, и посети сад Свой, и сделай, что насадила десница Твоя, люди сии новии, сердце которых Ты обратил еси к истине, (могли) познать Тебя, истинного Бога. И посмотри Ты на церковь осю, которую создал я, недостойный раб Твой, в честь Матери, которая породила Тебя и Приснодевы Марии Богородицы. И если помолится кто в церкви сей, то услышь Ты молитву его и отпусти все грехи его мольбы совета Пречистой Богородицы ".
А уже 12 (25) мая 996 года новая церковь была освящена в честь Успения Богородицы и с тех пор этот день стал "днем ангела" храма.

Чтобы объяснить второе названия церкви - Десятинная, которое пристало к ней вскоре после освящения, снова обратимся к летописи Нестора, где собственно говорится, что, помолившись в новом храме, Владимир сказал: "Осе даю церкви сей, святой Богородице, от поместной своей и от моих огородов десятую часть ". И, написав, положил он присягу в церкви сей, сказал: "Если это отменит кто, - пусть будет проклят". И дал он десятину Анастасу - корсунянину и сделал тогда праздник большой в тот день боярам, и старцам городским, и убогим раздал много добра ". Именно под названием Десятинной церковь и вошла в историю.

Богородица Десятинная сразу же стала символом величия столицы древнерусского государства и главной святыней великокняжеского центра, потому что, прежде всего, строилась как кафедральный собор. К сожалению, мы не можем достоверно узнать, как же выглядел этот первый каменный храм, возведенный греческими мастерами. Но уверенно можно утверждать, что подобных сооружений в Киеве и по всей территории Киевской Руси еще не было. Превзойти это каменное строение смогла бы разве что лишь София Киевская, заложенная Ярославом Мудрым. Но это произошло почти на 40 лет позже.

По словам исследователей, даже в окружении роскошных княжеских дворцов, Десятинная церковь существенно выделялась своими размерами и была значительной постройкой на территории города Владимира. Современники сравнивали ее с небесами, вероятно из-за впечатляющих размеров: высотой она была больше 35 м, а ее внутреннее пространство равно было 32х42 метрам.

Современные исследования доказали, что Десятинная церковь была окружена крытыми галереями, по которым, вероятно, соединялась с юго-западным княжеским дворцом. В архитектурном плане она выглядела, как крестово-купольное шестистолпное сооружение, однако некоторые письменные источники ХІV века указывают, что храм был многокупольним. К примеру, в "Списке русских городов дальних и ближних" записано: "Киев древлян, на Днепре, а церкви: святаа Богородица десятинна, камена, была о полутретьятцати версях, а Святая София – о двенадцяти версях". Большинство ученых считают, что составитель Списка, вероятно, преувеличил количество бань на главной церкви Киева, однако вряд ли можно сомневаться в том, что Десятинная церковь действительно имела много бань. Во всяком случае, первая каменная церковь не могла не вызвать благоговейного удивления среди тогдашних киевлян и многочисленных посетителей "матери городов русских".

Но этот храм поражал и удивлял не только своими размерами, но и внутренним убранством. Внутри церковь была расписана фресками, а в центральной части украшена настенными мозаиками. Пол украшали мозаичные плиты, выложенные из различных пород мрамора, шифера и других ценных пород камня (остатки этих материалов были найдены во время многочисленных раскопок, проводившихся в разное время). Именно поэтому за роскошное убранство Десятинную церковь называли еще и "мраморной".

Главной святыней церкви стал чудотворный образ Богородицы, о котором упоминается в "Чтении о Борисе и Глебе" Нестора-летописца. Эта икона, известная как древняя святыня Киева, была привезена из Корсуня женой князя Владимира Анной с приданым. Образ по повелению греческой царевны был поставлен в Десятинном храме. Дальнейшая судьба этой иконы точно не известна. Предполагают, что впоследствии икона Константинопольской Богоматери была отдана одним из киевских князей в приданое за дочерью или сестрой, которая отправлялась в Белзкое княжество. По другой версии она была вывезена из Киева в 1270 году князем Львом Даниловичем, который поместил ее в церкви города Бэлза, а в 1382 году эта киевская святыня попала в Ченстохов и стала главной святыней Польши под названием чудотворного образа Ченстоховской Божьей Матери.

В Богородице Десятинной хранились и другие священные реликвии. В частности, глава священномученика Климента, его ученика Фивы и мощи других святых, привезенные из Корсуня.

Церковь была трех престольной: центральный престол был посвящен Богородице, второй - святителю Николаю, а третий - св. Клименту.
Известно также о чудотворной иконе Святителя Николая, привезенной Владимиром из Корсуня (именно в память об этой иконе в начале XVII в. на развалинах храма киевляне возвели небольшую деревянную часовню, которую назвали "Николай Десятинный"). Правда, у исследователя киевской старины К. В. Шероцкого существовала своя версия относительно этой святыни: якобы этот образ был взят князем Владимиром из Николаевской церкви на Аскольдовой могиле, когда оттуда было перенесено тело святой Ольги (1007г). Так, со временем Десятинная церковь стала семейной усыпальницей первых киевских князей. Здесь нашли свое место упокоения его патроны: жена Владимира греческая царевна Анна, умершая в 1011, а в 1015 году сам князь Владимир Великий, тело которого было положено в мраморный саркофаг.

В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый перенес в Десятинную церковь тела своих дядей Ярополка и Олега Святославовичей - братьев Владимира Великого. Также здесь находились захоронения князей Изяслава Ярославича и Ростислава Мстиславича, а еще первого Киевского митрополита Михаила.

Такова была история Богородицы Десятинной до нашествия Батыя 1240 года, которое стало катастрофическим для всего Киева. После этого печального события храм почти четыре века пролежал в руинах. Вплоть до 30-х гг.. XVII в., Когда киевский митрополит Петр Могила сказал: "Десятинную церковь Пресвятыя Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету".

По тем временам от Десятинной церкви остались только руины и только часть одной стены чуть возвышалась над землей.

Сохранилось описание французского инженера Гийома де Боплана, который путешествовал по Украине в конце 20-х - начале 30-х годов XVII века, о руинах Десятинной церкви, где он отмечал, что стены ее были покрыты греческими надписями и достигали высоты уже только 5-6 футов.

Петр Могила, потратив немалые средства, откопал развалины древней церкви, найдя среди них две древние гробницы, а через некоторое время построил на этом месте небольшую церквушку, которую освятил его сподвижник и преемник Сильвестр Косов в 1654 году. П. Могиле не удалось закончить восстановление этой святыни, поэтому в своем завещании он отметил: "На восстановление церкви, названной Десятинной, которую я начал реставрировать, чтобы восстановление закончено было, с моей шкатулы готовых тысячу золотых назначаю и записываю".

В том же году к церкви была пристроена трапезная и надстроен второй деревянный этаж с церковью святых апостолов Петра и Павла. В таком виде Десятинная церковь простояла до 1758 года, когда был совершен очередное ремонт, который профинансировала монахиня Флоровского монастыря Нектария (в миру княгиня Наталья Долгорукая).

Но, когда в 1810 и 1817 Киев посетил ее внук, князь М.Долгорукий, то в своих "записках" он жаловался на нехватку людей, которые могли бы ознакомить его с киевскими достопримечательностями, а о Десятинной церкви заметил: "Никогда бы я не подумал, что она так брошена и призрена как я ее нашел».

Очередные строительные работы вокруг Десятинной церкви начались уже в начале XIX века. В 1824 году тогдашний киевский митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу - любителю Кондрату Лохвицкому, которого поддерживал "великодушный чтитель священной древности" заштатный гвардии поручик и богатый киевский помещик Александр Анненков. В частности, он выхлопотал разрешение отстроить храм на собственные средства и выделил деньги на раскопки, во время которых было выявлено немало интересных артефактов. В частности, были найдены остатки колонн, фресок, мозаик, много серебряных и золотых старинных греческих и других монет, два древнейших особой продолговатой формы колокола и две каменные гробницы.

Под крышкой одной из них был обнаружен женский скелет, вероятно царевны Анны, с крестиком на шее и цепочкой из червленого золота, а так же и другие золотые украшения. В другой каменной гробнице были мощи князя Владимира, которые были найдены еще при митрополите Петре Могиле (в саркофаге сохранились кости, кроме главы и правой руки и остатки истлевшей парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь.) Тогда же было найдено и третью гробницу - севернее Могильной церкви у самой стены. Этот саркофаг представлял особую ценность: на нем был изображено резное плетения с розетками и ряд византийских четырехконечных крестов. Этой орнаментацией он был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в святой Софии. В нем лежали останки с не истлевшей одеждой и бархатным покрывалом, через которое можно было четко видеть сохраненный внешний вид женщины, которой, вероятно, была княгиня Ольга. Эти щедрые находки и исследования вызвали большой интерес в местных и столичных правительственных кругах, где вдохновенно заговорили о восстановлении Десятинной церкви.

По повелению императора Николая I был создан комитет по сооружению храма и объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие известные зодчие Российской империи и, в частности, Киева. Известно, что свой проект Десятинной церкви представлял известный киевский архитектор Андрей Меленский, но победил проект петербургского архитектора Виктора Стасова, который представил Десятинную в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной зданием.

2 августа 1828 было освящено начало строительства, в знак чего в основе престола положили камень из красного гранита с надписью о дне основания новой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (Интересно, что несколько кирпичей из фундамента старой Десятинной церкви были заложены и в фундамент Красного корпуса Киевского университета 31 июля 1837). Строительство храма стоило более 100 000 рублей золотом и продолжалось в течение 13 лет, а 15 июля 1842 митрополит Киевский Филарет торжественно освятил новую Десятинную Успения Богородицы Николаевскую церковь.

Новая Десятинная церковь в народе получила название Анненковськой. Она была значительно меньше своей площади за старинную Владимирскую и занимала только юго-западную часть старых фундаментов алтарных апсид, а части прилегающих к ним фундаментов галерей остались незастроенными.
Внешне в южную стену новой церкви без определенного порядка были вделаны остатки древних рельефных букв бывшего греческой надписи из первоначального строения Десятинной церкви. Также в новом храме хранились отдельные фрагменты старой Владимировой церкви: мозаичный пол из разных сортов мрамора и малинового цвета волынского шифера, драгоценные остатки мозаик, керамических плиток, фрагменты фрескового рисования, кирпича с родовым знаменем киевских князей - трезубцем, другие детали древнего сооружения и старый колокол. Несмотря на это, в архитектурном плане церковь выглядела слишком помпезной: с присадистыми московскими куполами и цибулястымы главами, за что исследователи-любители старины Киева прозвали ее "ступой" и считали оскорблением памяти великого Владимирского храма.

Впрочем, и этой постройке также не повезло. Новая беда пришла вместе с новой властью большевиков, объявивших "религию - опиумом для народа" и упорно приступивших к уничтожению культовых объектов. Сначала Десятинный храм планировали включить в перечень достопримечательностей, разместить в ней экспозицию музея и объявить в числе объектов государственного историко-культурного заповедника под названием "Киевский Акрополь". Но уже в 1929 году появились другие планы относительно ее использования: в частности, предлагалось перестроить ее под клуб. Но общество охраны памятников опротестовало подобные планы и настояло на передаче церкви в ведение Киевской краевой инспектуры. Тогда же к спасению Десятинной присоединился и известный исследователь и памятковед Федор Эрнст, который обратился в Укрнауку с письмом о нецелесообразности срочного изъятия Десятинной церкви из пользования религиозной общины. Но было уже поздно...

2 октября 1929 Десятинную церковь закрыли, но музея из-за нехватки средств так и не создали. А в марте 1936 года президиум Киевского горсовета вынес решение о сносе Десятинной церкви как таковой, не имеющей исторической ценности. Единственное, что удалось сохранить - это архивные материалы, находившиеся в помещении Десятинной церкви - их передали в Софийский архитектурно-исторический музей. В том же году Десятинной церкви, как и большинства киевских храмов и святынь, не стало...

Еще одна важная страница в истории этого храма связана с археологическими раскопками. Первые научные исследования проводились вокруг церкви еще в 1908-1911 гг. по постановлению Петербургской археологической комиссии. Археолог Д. Миляев, который руководил работами, был первым, кто на основании научных обмеров составил близкий к действительному план первобытного строения церкви. Во время этих раскопок было найдено и ценный клад золотых и серебряных украшений, самые ценные вещи из которого (серьги, колты, браслеты, кольца, серебряные монеты, гривны и т.д.) оказались в Петербургских музеях, где и находятся там по сей день.

Следующая экспедиция появилась на Старокиевской горе после того, как был уничтожен "новый" Десятинный храм Стасова. В 1938-1939 гг. здесь работала экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. Каргера, которая провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаикового пола, фрескового и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов... А рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X веков. Эти археологические находки сейчас хранятся в Национальном заповеднике "София Киевская" и Национальном музее истории Украины. Довоенные исследования дали археологам исчерпывающе полную картину о фундаментах старой Владимировой церкви, после чего исследователи взялись за реконструкцию внешнего вида старого храма, но теперь уже только на бумаге. Попытки реконструкции Десятинной церкви времен Киевской Руси были у М. Холостенко, американского исследователя К. Конанта, А. Реутова, Ю. Асеева....

После послевоенных археологических экспедиций фундаменты церкви законсервировали, возродив их контуры и устроив отдельные детали древнего фундамента под стеклом. А человеческие скелеты, которых археологами было найдено немало, похоронили в братской могиле, где установили памятный крест с надписью: "Братская могила защитников Киева, которые погибли в 1240 году во время нашествия Батыя".

Несколько лет назад интерес к восстановлению Десятинной церкви снова вернулся.

Первые археологические разведки в XXI в. были проведены еще в 2005 году, а в 2008 году археологи приступили к основным работам. За это время на территории раскопок ученые сделали детальное описание остатков фундамента церкви, а также нашли ряд артефактов: монеты времен ХV-ХVIII веков, каменные пряслица древнерусского времени, керамическую посуду Х века, перстни, изготовленные из цветного металла, костяные наконечники стрел. Уникальной находкой ученые называют наконечник с резьбой скандинавского типа, который нашли на территории языческого захоронения Х века. Это первая подобная находка на территории бывшей Руси. Но сколько бы находок не имели под руками археологи, воссоздать Десятинную церковь с точностью до миллиметра никогда не удастся. Прежде всего, от бывшего огромного сооружения сейчас сохранилась только пятая часть фундаментов, остальные были разобраны как строительный материал в конце ХVII - начале ХVIII века.

Дальнейшая судьба Десятинной церкви остается неопределенной. Будут ли продолжаться раскопки, оставят ли оригинальный фундамент, возведут ли новый храм – дискуссия на эти темы не смолкает от момента начала раскопок... Но в каком бы виде не довелось киевлянам и гостям столицы созерцать древний храм, он во все времена будет оставаться нашей национальной святыней и гордостью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: