Документальное оформление операций по учету основных средств




Основные средства могут поступать на предприятие из различных источников, основными из которых являются поступление:

- за счет капитальных вложений;

- путем приобретения со стороны;

- за счет передачи акционерами (инвесторами) своего имущества в виде вкладов в уставный капитал (фонд);

- за счет безвозмездного получения и др.

Оприходование основных средств осуществляется на основании товарно-транспортных накладных. Накладная ТН-2 оформляется грузоотправителем в двух экземплярах: первый экземпляр передается лицу, принявшему товар к доставке, и является основанием для оприходования товара у грузополучателя; второй экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации.

Для оформления приема или передачи другим организациям объектов основных средств, а также их отражения в учете применяются акты следующих форм: ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств», ОС-1а «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств». Они используются для оформления и учета операций приема объектов основных средств в эксплуатацию, а также при выбытии из состава основных средств при передаче (продаже, мене и прочем) другой организации. Указанные акты составляются в количестве не менее двух экземпляров и утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика [19].

К акту прилагаются оправдательные документы: товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты, справки и т.д.

На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку по форме ОС-6 на весь период эксплуатации объекта. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. Этот номер наносится на объект масляной краской или прикрепляется в виде жетона. Бухгалтер составляет опись карточек. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим объектам в течение 5 лет, начиная с года, следующего за годом списания [17].

Для оформления внутреннего перемещения объектов основных средств из одного структурного подразделения в другое применяется «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» формы ОС-2. Указанная накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы ОС-6 «Инвентарная карточка учета объектов основных средств», ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств», ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»). Они применяются для учета наличия объектов основных средств, а также учета их движения внутри организации и составляются в одном экземпляре [17].

По мере эксплуатации и под воздействием сил природы и технического прогресса основные средства постепенно утрачивают свои потребительские качества. Стоимость изношенной части основных средств ежемесячно должна включаться в затраты производства в виде амортизации по установленным нормам.

Амортизация представляет собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет собственных источников организации.

Амортизация основных средств начисляется в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 г. № 37/18/6 (с изм. от 30.09.2017 № 141/106/28).

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

- линейный способ;

- нелинейные способы:

а) способ уменьшаемого остатка;

б) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

в) производительный способ начисления амортизации – способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении амортизации в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. Сумма амортизации из года в год совпадает, кроме случаев изменения сменности работы машин и оборудования и вредности среды. При линейном способе амортизируемую стоимость объекта надо умножить на принятую годовую линейную норму амортизации.

Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении амортизации в течение срока полезного использования. При нелинейном способе годовая сумма амортизации рассчитывается методом суммы числа лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первый год и в каждом из последующих лет срока полезного использования объекта могут быть различными.

Применение метода суммы числа лет предполагает определение годовой суммы амортизации исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и отношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма числа лет срока полезного использования объекта.

При методе уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости (разности амортизируемой стоимости и суммы, начисленной до начала отчетного года амортизации) и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (до 2,5 раза), принятого организацией.

Амортизируемая (остаточная) стоимость объекта ежегодно меняется, а норма амортизации не меняется.

Производительный способ начисления амортизации объекта основных средств заключается в начислении амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта и может применяться с первого же месяца эксплуатации [20].

Для обобщения информации об амортизации основных средств предназначен пассивный синтетический счет 02 «Амортизация основных средств». При полной журнально-ордерной форме учет по указанному счету ведется в журнале-ордере №10 и 10/1. При данной форме учета исчисление амортизации (лизинга) основных средств производятся в ведомостях (машинограммах) ОС-14 «Расчет амортизации основных средств» и ОС-16 «Расчет амортизации по автотранспорту» [19].

Восстановление основных средств происходит путем:

- модернизации;

- реконструкции;

- ремонта.

Модернизация и реконструкция, дооборудование, достройки – это совокупность работ по переоборудованию, переустройству объекта, замена конструктивных элементов и систем более эффективными, повышающими технический уровень, обеспечивающими получение более высоких качественных и количественных показателей объекта основных средств. При модернизации и реконструкции увеличивается ресурс объекта, срок службы и первоначальная стоимость. При реконструкции и модернизации зданий и сооружений изменяется планировка, могут заменяться перекрытия, стены, крыши и т.д. Модернизация и реконструкция могут выполняться хозяйственным или подрядным способом.

Если модернизация и реконструкция относятся к работам капитального характера, то текущий, средний и капитальный ремонты, а также технический осмотр и уход относятся к работам некапитального характера.

Ремонт – это совокупность работ по поддержанию основных средств в рабочем состоянии, т.е. восстановление исправности или работоспособности объекта основных средств или его составных частей, предотвращения их интенсивного износа. В процессе ремонта производится восстановление физико-технических показателей основных средств, замена или восстановление отдельных частей объекта.

Расходы на все виды ремонтов (текущий, средний и капитальный) объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а в торговых организациях – в издержки обращения.

До начала ремонта, а также модернизации и реконструкции, руководитель организации своим приказом назначает состав технической службы для предварительного обследования объектов основных средств и составления акта формы ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования», на основании которого после утверждения составляется сметно-техническая документация и график работ. Должна быть оформлена вся документация по ремонту: требования на отпуск материалов, лимитно-заборные карты, накладные, акты приема-сдачи работ и др.

На ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов. В ней указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном размере. Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписываются наряд на ремонт. Первый экземпляр передается в ремонтно-механический цех, второй – в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряда на ремонт выписываются документы на получения со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.

Капитальный ремонт проводится в соответствии с планом ремонта. Во время капитального ремонта оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов, сборка, регулирование и испытание объекта. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные конструкции и детали. Прием объектов по окончании капитального ремонта производится по акту о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3). На сумму капитального ремонта первоначальная стоимость объектов основных средств не увеличивается [17].

Аналитический учет расходов по капитальному ремонту ведется отдельно по каждому объекту основных средств и в разрезе статей затрат.

В целях равномерного включения предстоящих расходов на капитальный ремонт в издержки производства или обращения отчетного периода организация, согласно учетной политике, может создавать резерв предстоящих расходов (в том числе и арендованных основных средств).

Расходы на ремонт основных средств в соответствии с приказом руководителя организации об учетной политике могут списываться путем:

1) включения в себестоимость отчетного периода;

2) за счет созданного резерва для ремонта;

3) с отнесением на расходы будущих периодов с ежемесячным списанием на себестоимость.

Ремонт основных средств (особенно транспортных) может производиться подрядным способом за счет тех же источников.

На себестоимость относятся расходы на ремонт предприятий общественного питания и медицинских учреждений, обслуживающих рабочих и служащих данной организации, и находятся у нее на балансе.

Выбытие основных средств может происходить вследствие:

- физического износа;

- реализации;

- безвозмездной передачи;

- обмена;

- частичном или полном списании при авариях, стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях, повлекших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления;

- передачи в уставный капитал (фонд) другой организации.

Для определения целесообразности и непригодности объекта к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия в составе технических работников (инженеров), представителей администрации, главного бухгалтера, лиц, ответственных за сохранность основных средств. Комиссия устанавливает непригодность объекта к восстановлению и использованию, причины списания объекта (физический или моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия), виновных лиц в преждевременном выбытии объекта, возможность использования отдельных деталей, узлов, материалов и их оценку исходя из цен возможного использования, определяет количество, вес изымаемых цветных и драгоценных металлов.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а). В актах указывается наименование объекта, дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные ремонты, причина выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления.

Акт утверждается руководителем организации. В акте приводят подробные сведения о техническом состоянии основных частей, деталей, узлов и обосновывают необходимость их спмсания (износ, преждевременное выбытие по причине ненормальных условий эксплуатации, аварии). При авариях к акту прилагается копия другого акта - акта об аварии с указанием причин и виновников произошедших аварий. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье по дебету счета 10 «Материалы» субсчет 6 «Прочие материалы».

Выбытие объектов основных средств вследствие реализации, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях оформляется договором и актом о приеме-передаче объекта основных средств, а также составляется товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, если отпуск (перемещение) осуществляется с участием автомобильного транспорта, либо товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, если перемещение объекта основных средств осуществляется почтой.

На основании акта о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1) бухгалтерия организации делает запись в инвентарной карточке [17].

В условиях рыночной экономики широко распространена аренда основных средств. В практике применяются две формы аренды:

- обыкновенная (текущая) аренда отдельных объектов основных средств без права выкупа имущества (помещения, оборудование);

- финансовая, или долгосрочная, аренда предприятий, цехов, оборудования, которая предполагает передачу имущества арендатору в полное владение с последующим выкупом по остаточной (выкупной) стоимости основных средств или передача без выкупа и создание арендных предприятий на базе государственных. Выкупная стоимость определяется обеими сторонами и фиксируется в договоре аренды.

Широкое распространение и в нашей экономике получила финансовая аренда-лизинг, когда арендодатель за счет своих средств приобретает для арендатора по заявке последнего необходимое для его производственных целей оборудование у определенного поставщика и передает во временное владение и пользование, сохраняя за собой право собственности. Аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и в отношении движимого и недвижимого имущества: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, земельные участки, обособленные природные объекты [24].

Передача объектов основных средств в аренду оформляется договором аренды (имущественного займа), в котором указываются необходимые данные об имуществе, передаваемом в аренду (наименование, состав, себестоимость, срок аренды, сумма арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон (начисление амортизации основных средств, проведение ремонтов, уплата земельного налога, уплата коммунальных услуг по зданиям и др.) и актом о приеме-передаче объектов основных средств формы ОС-1 в двух экземплярах. На основании акта приема-передачи объектов основных средств в аренду арендодатель делает отметку в инвентарной карточке объекта формы ОС-6, инвентарном списке основных средств по месту их нахождения формы ОС-13.

 

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОАО «НАДЗЕЯ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Надзея»

Открытое акционерное общество «Надзея» (далее ОАО «Надзея») образовано 13.07.1994 года согласно приказу Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ № 220 от 30.06.1994 года путем преобразования государственного предприятия Витебской швейной фабрики «Надзея» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности РБ.

Уставный фонд предприятия составляет 7 175 196 000 рублей, разделен на пакет акций в количестве 797 244 штук.

По состоянию на 01.01.2017 года всего акционеров 3095 лица, в том числе:

1) акционеров – юридических лиц – 4

2) Государственный комитет по имуществу – 678 073 акций – 86,18%

3) ООО «Акция» – 14 710 акций – 1,85%

4) Витебский областной исполнительный комитет – 18 536 акции – 2,33%

5) Витебский городской исполнительный комитет – 27 615 акций – 3,46%

6) Физические лица – 3089 чел. – 48 570 акций – 6,09% от пакета.

Акционеры общества, работающие на предприятии в настоящее время – 448 человек – 6 728 акции – 0,84%:

1) бывшие работники предприятия – 2 334 человек – 26 978 акции – 3,38%

2) сторонние акционеры 283 человек – 11 395 акций –1,43%.

Владельческий надзор осуществляет концерн «Беллегпром», доля в пакете которого составляет – 91,96%.

Открытое акционерное общество «Надзея» является одним из крупнейших производителей мужской и женской верхней одежды в Республике Беларусь.

Ассортиментный ряд включает в себя пальто, полупальто, куртки мужские и женские (утепленные, ветровки, парки) из различных тканей, плащи мужские и женские (утепленные, на подкладке и безподкладочные), пиджаки и брюки мужские, женские жакеты, юбки, брюки, платья и сарафаны.

Акционерное общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, оплаты труда, и распределения чистой прибыли.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер.

Главный бухгалтер входит в состав дирекции ОАО, назначается и освобождается от занимаемой должности директором предприятия по согласованию с наблюдательным советом.

Административно главный бухгалтер непосредственно подчиняется директору предприятия; в вопросах организации, порядка методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности главный бухгалтер руководствуется методическими указаниями и инструкциями вышестоящих организаций.

Прием, сдача дел при назначении и увольнении главного бухгалтера оформляется актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Структура и штаты бухгалтерии утверждаются директором предприятия, исходя из условий и особенностей производства, объема работы, возлагаемой на бухгалтерию.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется согласно Положению по учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Права бухгалтерии осуществляются главным бухгалтером и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками.

Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, которая является самостоятельным структурным подразделением. Главный бухгалтер разрабатывает Положение о бухгалтерии.

Согласно Положению по учетной политике, принятому в организации, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется в национальной валюте Республики Беларусь. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Учет ведется по рабочему плану счетов, разработанному на основании типового плана счетов бухгалтерского учета утвержденного постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 31.05.2003 года № 89.

Учет и использование бланков строгой отчетности ведется в соответствии с Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196 «Об утверждении Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». Регистрация в НРПА 10 января 2009 г. под номером 8/20285. Для этого предприятием разработаны и утверждены Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, и список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков строгой отчетности.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на предприятии проводится инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

Бухгалтерский учет осуществляется согласно Закону Республики Беларусь от 18.10.1994г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности». Для ведения бухгалтерского учета принята комбинированная форма учета: журнально-ордерная форма с применением компьютерных программных продуктов на некоторых участках. Основными регистрами синтетического учета являлись:

- Главная книга;

- журналы-ордера.

Аналитический учет организован в количественно-суммовой оценке.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений конкретно и подробно определены уставом общества.

В целях реализации Политики руководства в области качества на предприятии основными задачами бухгалтерии является:

- обеспечение правильной постановки и достоверности учета и отчетности,

- контроль за сохранностью собственности Общества и правильным расходованием денежных средств, материальных ценностей,

- контроль за осуществлением строжайшего режима экономии.

Учет основных средств в ОАО «Надзея» ведется в соответствии с графиком документооборота.

Финансово-экономические показатели представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Финансово-экономические показатели ОАО «Надзея» за 2015 - 2017 гг.

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение
        2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г.
        сумма темп роста, % сумма темп роста, %
Выручка от реализации (за вычетом соответствующих налогов), млн р. 51 230 53 829 86 102 + 2 599 105,1 + 32 273 159,9
Себестоимость продукции 47 572 51 636 81 272 + 4 064 108,5 + 29 636 157,4
Стоимость основных фондов на конец года 46 937 57 583 65 021 + 10 646 122,7 + 7 438 112,9
Остаток оборотных средств на конец года 22 832 35 302 54 836 + 12 470 154,6 + 19 534 155,3
Дебиторская задолженность на конец года, млн р. 1 280 4 852 7 996 + 3 572 379,1 + 3 144 164,8
Кредиторская задолженность на конец года, млн р. 8 647 17 026 34 953 + 8 379 196,9 + 17 927 205,3
Прибыль отчетного периода, млн р. 3 683 1 488 5 087 - 2 195 40,4 + 3 599 341,9
Фондоотдача 1,091 0,935 1,324 - 0,156 85,7 + 0,389 141,6
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,084 1,525 1,570 - 0,559 73,2 + 0,045 102,9
Рентабельность продаж, % 7,189 2,764 5,908 - 4,425 38,4 + 3,144 213,7
Среднесписочная численность работников       + 206 109,4 + 228 109,5
Производительность труда, млн р. / чел. 23,329 22,410 32,738 - 0,919 96,1 + 10,328 146,1
Фонд оплаты труда, млн р. 12 803 16 525,5 22 016,6 + 3 722,5 129,1 + 5 491,1 133,2
Средняя заработная плата 5,830 6,880 8,371 + 1,05 118,0 + 1,491 121,7

Произошел рост в 2015 г. стоимости основных средств на 10 646 млн р. и в 2016 г. - на 7 438 млн р., рост оборотных активов составил 12 470 млн р. и 19 534 млн р. соответственно в 2016 и 2017 годах. Показатели эффективности использования основных (фондоотдача) и оборотных средств (коэффициент оборачиваемости) выросли на 0,389 и 0,045 пункта соответсвенно в 2017 г.

Кроме того, произошел рост дебиторской задолженности на 3 572 млн р. в 2016 г. и на 3 144 млн р. в 2017 г., что является отрицательным моментом в деятельности предприятия, при этом выросла кредиторская задолженность в 2016 г. на 8 379 млн р. и в 2017 г. - на 17 927 млн р.

В 2016 г. произошло снижение прибыли отчетного года на 2 195 млн р., но в 2017 г. она увеличивается - на 3 599 млн р.

Фонд заработной платы увеличился в 2016 г. на 3 722,5 млн р. или на 39,1 % по сравнению с 2015 г., и на 5 491,1 млн р. или 33,2 % в 2017 г. по сравнению с 2015 г., что вызвало увеличение средней заработной платы на 1,05 млн р. в 2016 г. и на 1,491 млн р. в 2017 г. Это связано с увеличением тарифной ставки первого разряда.

В целом финансово-экономическую деятельность предприятия можно охарактеризовать как эффективную.

 

2.2 Учет поступления основных средств

 

Наиболее ответственным и значимым при движении основных средств является правильное оформление документов при купле-продаже основных средств, их безвозмездной передаче, приобретении по договору мены (бартерному договору), а также при их прочем выбытии. Приобретение основных средств – это хозяйственная операция.

В соответствии со ст.9 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

Согласно учетной политики организации, в качестве основных средств учитывается имущество, отвечающее одновременно двум критериям: период использования превышает 12 месяцев и стоимость на дату ввода в эксплуатацию больше 30 базовых величин.

Для синтетического учета основных средств в рабочем плане счетов предназначен синтетический активный счет 01 «Основные средства».

Наиболее распространенным способом поступления основных средств на ОАО «Надзея» является приобретения основных средств у сторонних организаций за плату.

Намного реже на ОАО «Надзея» основные средства поступают безвозмездно.

Рассмотрим документальное оформление и учет поступления основных средств в результате приобретения у сторонних организаций за плату, а также какими первичными документами оформлены операции при поступлении основных средств и как их следует отразить в бухгалтерском учете.

Оприходование основных средств осуществляется на основании товарный накладных. Накладная ТН-2 оформляется грузоотправителем в двух экземплярах: первый экземпляр передается лицу, принявшему товар к доставке, и является основанием для оприходования товара у грузополучателя; второй экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета.

Так, 05 октября 2017 г. в организацию поступил монитор общей стоимостью с НДС 544 768 рублей.

В товарной накладной отражены следующие реквизиты: отправитель, получатель, основание отпуска.

На основании ТН-2 на предприятии отражены следующие записи:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 456 973 руб.

Д-т сч. 18 «НДС по преобретенным товарам» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 90 795 руб.

Для оприходования на склад № 4 ОАО «Надзея» основного средства применяется приходный ордер (форма М-4). Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.

Так, в приходном ордере от 05 октября 2017 г оприходования монитора на склад № 4 ОАО «Надзея» отражены следующие реквизиты: предприятие, организация, склад, поставщик, номер сопроводительного документа, на основании которого составляется приходный ордер.

Приходный ордер подписан материально ответственным лицом, принявшим основные средства.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации.

Для оформления приема объектов основных средств и их отражения в учете применяется акт следующей формы: ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств».

Указанный акт составляется не менее чем в двух экземплярах и утверждается руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. В акте приема-передачи групп объектов основных средств указывается организация-получатель, организация-сдатчик, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, шифр нормативного срока службы, срок полезного использования, способ начисления амортизации.

Далее в журнале-ордере № 13 составлена бухгалтерская запись:

Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 453 973 рублей.

На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта. Каждому объекту присваивается инвентарный номер.

Так, на поступивший в организацию Монитор TFT LCD LG Flatron W1946SBF стоимостью 453 973 рубля была заведена инвентарная карточка № Э3098. В инвентарной карточке от 06 октября 2017 г. отражены следующие реквизиты: инвентарный номер, объект, организация-изготовитель, первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, срок полезного использования (нормативный срок) – 5 лет, в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указывается наименования драгоценных металлов и их количества (массы). Инвентарная карточка подписана лицом, ответственного за ведение инвентарной карточки.

Учет операций в ОАО «Надзея» по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 91 «Операционные доходы и расходы» ведется в журнале-ордере № 13. Журнал-ордер № 13 ведется по кредетовому признаку.

За октябрь 2017 г. поступило основных средств на сумму 1 736 923 руб., что отражено в журнале-ордере № 13.

При оприходовании в организации основных средств, полученных безвозмездно на ОАО «Надзея» делается следующая запись:

Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 98-2 «Безвозмездное поступление» на сумму с НДС.

 

2.3 Начисление и учет амортизации основных средств

 

Для обобщения информации об амортизации основных средств, на ОАО «Надзея» предназначен пассивный синтетический счет 02 «Амортизация основных средств», согласно рабочему плану счетов.

Начисленная сумма амортизации основных средств относится в кредит счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с дебетом счетов производственных затрат (издержек обращения).

В учете на предприятии ОАО «Надзея» в справке о начисления износа на полное восстановление в октябре 2017 года составляются следующие бухгалтерские записи:

1) Начислена амортизация по производственному оборудованию, зданиям, сооружениям и инвентарю цехов основного производства:

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 1 443 926 руб.

2) Начислена амортизация по основным средствам находящимся в заводоуправлении:

Д-т сч. 26-1 «Расходы по заводоуправлению» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 98 620 руб.

3) Начислена амортизация по основным средствам котельной:

Д-т сч. 23-1 «Затраты по содержанию котельной» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 895 623 руб.

4) Начислена амортизация на основные средства торгового дома ОАО «Надзея»:

Д-т сч. 44-21 «Товары в торговом доме ОАО «Надзея»» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 7 347 руб.

5) Начислена амортизация по безвозмездно полученным основным средствам:

Д-т сч. 92-2 «Внереализационные расходы» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 3 645 832 руб.

Итого начислена амортизация на ОАО «Надзея» на сумму 6 091 348 руб.

Согласно инструкции № 37/18/6, для оформления и учета начисления амортизации основных средств применяется расчет амортизации основных средств по форме ОС-14. При журнально-ордерной форме учет по указанному счету ведется в журнале-ордере № 10 и 10/1.

На ОАО «Надзея» начисление амортизации производиться линейным способом, согласно учетной политики организации, что не противоречит Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (утверждена постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и анализа, Минархитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 г. № 37/18/6 (с изм. от 30.09.2017 №141/106/28)).

На примере монитора TFT LCD LG Flatron W1946SBF выборочно проведем начисление амортизации основных средств. Данные расчеты таблице представлены в таблице 2.2:

 

Таблица 2.2 - Выборочный расчет начисления амортизации основных средств ОАО «Надзея» за октябрь 2017 года

Вид основных средств Стоимость основных средств, руб. Расчет за месяц, руб.
Монитор 453 973 453 973х0,2/12=7 566

 

Норма амортизации рассчитывается по формуле:

 

 

где НА – норма амортизации,

Т – срок службы.

Так, по объекту основных средств «Монитор TFT LCD LG Flatron W1946SBF» срок полезного использования составляет 5 лет, на основании инвентарной карточки № Э3098, а следовательно норма амортизации (На) составляет:

 

 

Амортизация основных средств рассчитывается по следующей формуле:

 

 

где А – амортизация,

На – норма амортизации,

Ф – стоимость основных средств.

 

 

В учете отражено бухгалтерской записью:

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» – 7 566 руб.

 

2.4 Учет восстановления объектов основных средств

 

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания объектов в состоянии, в котором они пригодны для эксплуатации, в производственных целях в течение срока полезного использования осуществляется ремонт этих объектов.

Своевременное и качественное выполнения ремонта способствует ритмичной работе организации, более полному использованию основных средств, уменьшению времени простоев.

Наиболее совершенна система планово-предупредительного ремонта, при котором объекты основных средств ремонтируются че



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: