Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938–1945




МАКОШИНО

 

А. Б. Лаборенко Крепость на колесах

 

Дважды погибший

Бронепоезд № 46 под командованием капитана В.К. Немазанникова начал боевые действия под Рославлем. В начале июля 1941 года. 2-го августа совместно с бепо №44 прибывает на костюковщину. Участвовал в боях на участке железной дороги Волоськовня – Михеевичи. После начала очередного наступления немцев 10 августа 1941 г. был включен в состав 12 отдельного дивизиона бронепоездов. К тому моменту в составе дивизиона из трех бронепоездов остался только один - легкий бепо № 48 "Брянский рабочий". Командиром дивизиона был майор Д.(С.?) В. Дерюгин. Позже его заменит В. К. Немазанников, получив звание майора. Военком дивизиона - старший политрук Денис Дмитриевич Цилицкий.

 

Майор Д. Д. Цилицкий, комиссар 12-го отдельного дивизиона бронепоездов (слева), и майор В. К. Немазанников, командир этого дивизиона (справа)

 

Майор Д. Д. Цилицкий внес личный огромный вклад в историю бронепоездов. Временно исполняя должность заместителя командира по политчасти 4-го отдельного дивизиона бронепоездов, еще до начала войны многое сделал по формированию отдельных бронепоездов. С первых дней войны приступает к формированию 12-го отдельного дивизиона бронепоездов. Его отличная работа по формированию дивизиона приводит к тому, что уже 26 июня бронепоезда отправляются на фронт, а с 30 июня участвуют в боях. В течении августа месяца 1941 года при отсутствии командира дивизиона Д. Д. Цилицкий командовал дивизионом в боях на участке железной дороги Унеча – Коммунары. За мужество, отвагу и умелое руководство людьми в 1941-1942 годах был награжден «Орденом красной звезды». За наступательные бои 1943 года в районе г.Речица награжден медалью «За отвагу».

До 16 августа бронепоезд №46 поддерживал огнем части 45-го стрелкового корпуса и 155-й стрелковой дивизии у станций Журбин.

Ветеран бронепоезда В. Г. Худик рассказывает:

- Экипаж понес большие потери. Погиб наш «пушечный король» — наводчик Николаев, который показывал лучшие результаты стрельбы по движущимся целям. В боях были повреждены бронеплощадки, бронепаровоз, орудия. Наш броневик был направлен на ремонт в Брянск...

17 августа почти полностью уничтоженный бепо №46 выведен из состава дивизиона в ремонт.

После ремонта в конце августа снова направляется на фронт в состав 6 отдельного дивизиона бронепоездов.

В первых числах сентября 1941 года на железнодорожном участке Низковка — Мена бронепоезда 6-го дивизиона нанесли неожиданный удар по наступающим вражеским колоннам. Сотни гитлеровцев были уничтожены метким огнем. 6-го сентября 1941 года на берегу Десны в районе станции Макошино бронепоезда были отрезаны гитлеровскими танками. Вражеская авиация и артиллерия обрушили страшный удар. Только четырнадцать человек, возглавляемых капитаном В. К. Немазанниковым, уцелели в бою. Уничтожив поврежденные бронепоезда, под покровом ночи они переправились через Десну.

Вскоре майор В. К. Немазанников возглавил 12-й отдельный дивизион, а некоторые бойцы бронепоезда № 46 вошли в состав формировавшегося 31-го ОДБП. Официальная дата расформирования бепо – 28 сентября 1941 года. https://kostyukovichi.ru/brnpoezd.php

 

 

 

Котлы 41-го

Исаев А В

 

21-я армия. От Брянского фронта к Юго-Западному. Особенностью боевых действий армии был постепенный ввод в ее полосе пехотных соединений немцев на фоне наступательной задачи против подвижных соединений 2-й танковой группы. Уже 31 августа, до официального начала наступательных действий войск А. И. Еременко по «разгрому подлеца Гудериана», левое крыло армии (23-й и 66-й стрелковые корпуса) ощущало непрерывный нажим наступающих с запада четырех немецких дивизий 2-й армии. В то же время войска правого крыла (67-й стрелковый корпус) 2 сентября попали под фланговый удар немецкой мотодивизии «Райх» и 1-й кавдивизии и начали откатываться назад. Однако в оперсводках штаба Брянского фронта вплоть до 3.9 положение 67-го стрелкового корпуса армии В. М. Кузнецова расценивалось как наступление «на соединение с 13-й армией». 4 сентября, когда в полосе 3-й и 13-й армий начались упорные наступательные бои, войска 21-й армии уже отступали на юг.

5 сентября командующий 21-й армией, не имея связи с командующим Брянским фронтом и видя отход соседа слева (5-й армии), принял решение на отвод войск в общем направлении на юг, на Десну. До 4 сентября 21-я армия медленно оттеснялась на юг. С получением приказа на отход, 6 сентября, отход превратился в бегство. Серьезно дестабилизировал обстановку в полосе армии захват моторизованной дивизией СС «Райх» железнодорожного моста у Макошино. Это сразу же привело к тому, что на северном берегу реки остались отрезанными три бронепоезда. Ряд наших подразделений и даже частей также не могли переправиться и [141] остались на северном берегу Десны. Захват переправы у Макошино обозначил угрозу тылу армии. В этих условиях отход стал бегством с потерей вооружения.

6 сентября, когда уже обозначились результаты наступления Брянского фронта, 21-я армия была включена в состав Юго-Западного фронта и получила задачу прочно оборонять Десну. К исходу 7 сентября войска 21-й армии отошли за Десну на фронте Бахмач — Макошино, Салтыкова Девица. В этот день состояние армии характеризовалось так:

«Части армии понесли большие потери в людях и материальной части (в отдельных дивизиях потери доходят до 40%)»{60}.

8 и 9 сентября войска 21-й армии пытались сбить противника с плацдарма у Макошино, занятого авангардами мотодивизии «Райх», но в это время состоялся прорыв 3-й и 4-й танковых дивизий немцев на фронте Конотоп — Бахмач и обнаружилась новая угроза правому флангу армии в районе Бахмач. Распоряжением командарма 21-й сюда была переброшена кавгруппа (остатки трех кавалерийских дивизий), 214-й воздушно-десантная бригада, а затем и 55-я стрелковая дивизия в район Григоровка (15 км южнее Бахмач). Авиационная поддержка 21-й армии из ВВС ЮЗФ началась с 9 сентября. В этот день по району Бахмач нанесла удар 19-я авиадивизия (32 самолетовылета). 10.9 переправу у Макошино бомбила эта же дивизия (21 самолетовылет).

К 10 сентября войска 21-й армии занимали фронт обороны Бахмач — Борзна — Вержеевка, имея против себя: с фронта — части моторизованной дивизии СС «Райх», на правом фланге — части 4-й танковой дивизии и на левом фланге — переправляющиеся части 2-й армии немцев, глубоко вклинившиеся в стыке с 5-й армией.

 

https://militera.lib.ru/h/isaev_av5/02.html

 

 

Отто Вайдингер

Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938–1945

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: