Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе




Данные – это удобная форма представления информации.

В повседневной практике такие понятия, как информация, данные, знания, часто рассматриваются как синонимы. Однако это не совсем верно.

Данные - это информация, представленная в удобном для обработки виде (технология автоматизированной обработки информации предполагает манипулирование отдельными информационными элементами).

Для автоматизации работы с данными, относящимися к разным типам, унифицируют форму их представления. Для этого используют кодирование данных. Примерами могут служить код Морзе, код ASCII, двоичное кодирование, которое используется в вычислительной технике.

Знание это проверенный практикой результат познания действительности, её верное отражение в сознании человека. Знания рассматривают как констатацию фактов и их описание.

Научное знание заключается в понимании действительности в её прошлом, настоя-щем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, а на основе этого осуществляет предвидение. Научное знание может быть как эмпирическим, так и теоретическим.

В области систем искусственного интеллекта знания связываются с логическим выводом: знания – это информация, на основании которой реализуется процесс логического вывода. Другими словами, на основании этой информации можно делать различные заключения по имеющимся в системе данным с помощью логического вывода.


 

В системах обработки информации под знаниями понимают сложно органи-зованные данные, содержащие одновременно как фактографическую (регистрация некоторого факта), так и семантическую (смысловое описание зарегистрированного факта) информацию, которая может потребоваться пользователю при работе с данными.

Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо к ним применить процессы или средства, которые принято называть методами. Методы преобразуют данные в понятия, воспринимаемые человеческим сознанием. Методы принято делить на два вида:

§ адекватные;

§ неадекватные.

Метод называется адекватным, если он порождает достоверную и полную, при заданных ограничениях, информацию; в противном случае метод называется неадекватным. Примером адекватного метода является чтение текста на русском языке человеком, который знает этот язык, а чтение этого же текста человеком, не знающим русский язык, - это пример применения неадекватного метода.

Из сказанного вытекает, что информацияэто продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

Момент слияния данных и методов называется информационнымпроцессом.

Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе

Рассмотрим данное выше определение информации и обратим внимание на следующие обстоятельства.

1. Динамический характер информации. Информация не является статичным объектом — она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Таким образом, информация существует только в момент протекания информационного процесса. Все остальное время она содержится в виде данных.

2. Требование адекватности методов. Одни и те же данные могут в момент потребления поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов. Например, для человека, не владеющего каким-то языком, документ, написанный на этом языке, даёт только ту информацию, которую можно получить методом наблюдения (количество страниц,

цвет и сорт бумаги, наличие незнакомых символов и т. п.). Все это информация, но это не вся информация, заключённая в письме. Использование более адекватных методов даст иную информацию.

3. Диалектический характер взаимодействия данных и методов. Обратите внимание на то, что данные являются объективными, поскольку это результат регистрации объективно существовавших сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях. В то же время, методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса. Таким образом, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

Такой дуализм известен своими проявлениями во многих науках. Так, например, в основе важнейшего вопроса философии о первичности материалистического и идеалистического подходов к теории познания лежит не что иное, как двойственный характер информационного процесса. В обоснованиях обоих подходов нетрудно обнаружить упор либо на объективность данных, либо на субъективность методов. Подход к информации как к объекту особой природы, возникающему в результате диалектического взаимодействия объективных данных с субъективными методами, позволяет во многих случаях снять противоречия, возникающие в философских обоснованиях ряда научных теорий и гипотез.


Свойства информации. Понятие информации используется во всех без исключения сферах деятельности человека. Информации принято приписывать следующие свойства:

§ дуализм,

§ репрезентативность,

§ содержательность,

§ достоверность,

§ современность,

§ точность,

§ полнота,

§ ценность,

§ адекватность,

§ доступность,

§ устойчивость,

§ актуальность,

§ ясность и понятность.

Дуализм информации характеризует её двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с дугой – субъективна, в силу субъективности применяемых методов. В связи с этим можно привести используемое в философии понятие материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Поскольку ощущения субъективны, то для каждого человека мир имеет собственное отображение.

Репрезентативность информации связана с правильностью её отбора и формиро-вания в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:

§ правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

§ обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным её погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую ёмкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объёму обрабатываемых данных, т.е.

С увеличением содержательности информации растёт семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.

Наряду с коэффициентом содержательности C, отражающим семантический аспект, можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объёму данных

Информация достоверна, если она при заданных ограничениях не искажает истинное положение дел, т.е. это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью.

Полнота (достаточность) информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Полнота информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

Ценность информации определяет, какие задачи или проблемы можно решить с её помощью.


 

Ясность информации характеризуется степенью понятности для того, кому она предназначена.

Адекватность информации выражает степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению.

Доступность информации – это возможность получения информации при необходимости. Она складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступ-ности методов. Отсутствие хотя бы одного даёт неадекватную информацию. Доступностьинформации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур её получения и преобразования. Например, в информационной системе информа-ция преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. Это достигается, в частности, и путём согласования её семантической формы с тезаурусом, т.е. совокупностью сведений, которыми располагает пользователь или система, пользователя.

Актуальность информации – это её адекватность в данном периоде времени. Другими словами, актуальностьинформации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения её характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает её поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны четыре классификационных понятия точности:

§ формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа;

§ реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;

§ максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы;

§ необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.

Достоверность информации определяется её свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает её способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой её отбора и формирования.

Информационные ресурсы. Понятие «информационные ресурсы» (другими словами «информационный потенциал») охватывает широкий круг технических и организационных средств обработки и передачи данных, знания и навыки людей, и конечно сами данные. Можно выделить следующие группы информационных ресурсов:

§ отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Другими словами, это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;

§ средства её обработки информации,

§ средства передачи и коммуникации, включая навыки и приёмы их использования,

§ средства обработки информации,

§ учёные и специалисты – «производители» информации в разных сферах деятельности,

§ органы и службы, занимающиеся сбором, обработкой и хранением информации.

Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле слова – это оптимальные способы обращения с информацией и представление её потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Информационное общество, основанное на индустрии услуг и информации. Суть информационного общества может быть охарактеризована следующими признаками:

1. Большинство населения в таком обществе занято в сфере услуг и информации.

2. Любой гражданин может получить любую информацию, кроме государственных тайн, коммерческих и личных секретов.

3. Наличие сети гигантских накопителей информации – общедоступных банков знаний и данных, а также необходимых технологических средств (компьютеров, программного обеспечения, сетей).

4. Информация становится товаром и вместе с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: