СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Мне говорят: “Побереги себя,
Всех не спасешь от бед и не накормишь,
Бессмысленно ко всем бежать на помощь,
На всех смотреть любя”.
Мне говорят: “Чужое не болит,
И за чужих детей мы не в ответе”.
Но разве в мире есть чужие дети?
Но разве в мире есть чужие беды?
И разве стоит по-другому жить?
В соответствии с должностными обязанностями, отраженными в Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих», воспитатели дошкольного образования должны «изучать семейные и бытовые условия воспитанников», а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с «Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении».
Ребенок, в отличие от большинства детенышей животного мира, для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но он также нуждается в общении с близким, любящим его человеком. Через это общение и происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность переживать, любить, понимать себя и другого человека, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий в жизни взрослого и ребенка, осознании ее смысла.
|
Обязанности родителей в отношении детей определены в Кодексе РБ о браке и семье в ст.ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 (место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка).
Но часто и самим родителям нужна поддержка – психологическая и материальная. Для того, чтобы прокормить семью, приходится много работать. Общение с детьми сводится к минимуму, а нередко раздражение из-за накопившихся проблем и неудавшейся жизни проявляется в форме насилия над ребенком, «уходом» в алкоголь или наркотики. Все чаще дети становятся оружием выяснения отношений между родителями, подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых.
Дети неохотно говорят об этом, стыдятся родителей, а иногда не воспринимают поведение родителей как насилие. На такое отношение ребенок может ответить только одним – собственным неблагополучием, которое может проявляться в самых разных формах: детское бродяжничество, наркомания, воровство. В соответствии со ст. 67 Кодекса РБ о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.
Попытаемся схематически изобразить структуру профилактического взаимодействия в интересах социально-педагогически запущенного ребенка.
Как видно из схемы, в центре семья и ребенок, которые находятся под постоянным патронажем воспитателя и психолога. Они составляют общий план профилактической работы, как с самим ребенком, так и с его семьей.
|
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года должен создаваться банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (руководителя ДОУ, методиста (старшего воспитателя), воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Определить возможные предпосылки как явного, так и скрытого семейного неблагополучия воспитанников педагогу позволит и целенаправленное наблюдение за ребенком и детско-родительским взаимодействием по следующей схеме:
1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:
- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
|
2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:
- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.
3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
- полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека);
- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
4. Изучение системы воспитательных воздействий:
- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:
- неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);
- несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т. д.
П. 15. Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 №47 "Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" гласит: Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
-изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
-анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
-анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
-учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
-учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
-выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
-учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
-контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ | |
Утомленный, сонный вид | |
Санитарно-гигиеническая запущенность | |
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания | |
Неумеренный аппетит | |
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии | |
Привлечение внимания любым способом | |
Чрезмерная потребность в ласке | |
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием | |
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками | |
Трудности в обучении | |
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ | |
В боязливости ребенка | |
В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков | |
В сосании пальца, раскачивании | |
В боязни идти домой | |
В жестоком обращении с животными | |
В стремлении скрыть причину травм |
Прежде, чем преступить к непосредственной работе с ребенком, находящемся в социально опасном положении, необходимо изучить семью, в которой ребенок проживает. Работа с семьей, дети которой находятся в социально опасном положении можно представить в виде следующего алгоритма:
1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем. Проводится диагностика индивидуально-личностных особенностей воспитанников, исследование внутрисемейных взаимоотношений, изучение интересов и склонностей ребенка, его статуса в группе;
2-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;
3-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
4-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье;
5-й этап – непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь; Выработка рекомендаций на основании результатов диагностических данных для педагога, родителей, а также составление планов индивидуальных коррекционных занятий с учащимися, находящимися в социально опасном положении. Проведение тренинговых и коррекционных занятий по развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, коррекция детско-родительских отношений, организация консультаций для родителей, консультаций по методам разрешения конфликтных ситуаций между родителями и детьми, знакомство родителей с возрастными особенностями детей.
6-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
ОБЩИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4. Культурный уровень родителей:
-наличие библиотеки в семье;
-какие книги читают;
-следят ли за периодической печатью;
-посещают ли кино;
-посещают ли театры и концерты;
-посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
-доброжелательная,
-неустойчивая,
-равнодушная,
-гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
-здоровье детей;
-развитие умственных способностей;
-художественных способностей;
-нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
-сверхопекающее;
-ровное, заботливое;
-равнодушное;
-подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
· согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
· непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
· отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
-вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
-эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
-ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- определенных знаний и готовность их восполнять;
-ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
-низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
-систематическое;
-нерегулярное;
-полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
-положительное;
-равнодушное;
-негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
-систематическое;
-эпизодическое;
-отсутствие взаимодействия.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).