Проектное кредитование отличается от других форм кредитования следующими важнейшими особенностями:
основой возврата основного долга и уплаты процентов должны стать доходы от реализации данного проекта;
риски проекта распределяются между широким кругом участников;
у банков есть возможность организовать ''внебалансовое'' кредитование учредителя;
можно одновременно использовать разные источники заемного капитала;
заемные средства под проектом передаются специально созданной компании;
стоимость проектного кредитования достаточно высока.
Перечисленные особенности проектного кредитования требуют от его участников тщательно провести прединвестиционную фазу проекта, уделив особое внимание подготовке качественного бизнес - плана реализации проекта. Это позволит принять обоснованные и взвешенные решения о целесообразности применения данной формы кредитования и об участии в проекте.
Для решения проблем финансирования работ, связанных с реализацией проекта, важное значение имеет понятие "жизненный цикл проекта" ("проектный цикл").
Жизненным циклом проекта принято называть промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации. К основным видам деятельности, необходимой для реализации проекта, относятся:
предынвестиционные исследования;
планирование проекта;
разработка проектно-сметной документации;
проведение торгов и заключение контрактов;
строительно-монтажные работы;
пусконаладочные работы;
сдача объекта;
эксплуатация объекта, выпуск продукции;
ремонт оборудования и развитие производства;
демонтаж оборудования (закрытие проекта).
В свою очередь деятельность, обеспечивающую реализацию проекта, группируют по следующим видам обеспечения:
|
1. организационное
2. правовое
3. финансовое
4. материально-техническое
5. коммерческое (маркетинг)
6. кадровое
7. информационное.
Все работы, выполняемые в процессе реализации проекта, протекают взаимозависимо во времени и пространстве. Однако универсальное (подходящее любым инвестиционным проектам) распределение этих работ и соответственно фаз и этапов выполнения проекта в логической последовательности и во времени в общем случае практически не возможно. Иными словами, реализация каждого такого проекта в указанных аспектах обычно идет с теми или иными особенностями.
В реальных российских условиях в цикле проектного кредитования особенно важное, значение имеет грамотное проведение работ, составляющих прединвестиционную фазу. Чтобы обеспечить успешное финансирование конкретного проекта, необходимо:
Во-первых, тщательно проработать концепцию проекта;
Во-вторых, адекватно оценить его эффективность;
В-третьих, проработать ТЭО инвестиций в проекте;
В-четвертых, завершить прединвестиционную фазу разработкой качественного бизнес-плана практической реализации проекта.
При этом решающее значение для получения компанией инвестиционного кредита имеет последний пункт.
Бизнес-план реализации инвестиционного проекта
Бизнес-план - это комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и показатели, дающие объективное и целостное представление о будущем состоянии делового предприятия. Проще говоря, бизнес-план - это план разумной организации конкретного дела. Фактически человечество разрабатывает бизнес-планы в указанном смысле столько же, сколько занимается бизнесом. Со временем менялась лишь методика их разработки, вбиравшая в себя новые научные идеи и достижения передовой практики. Из всего многообразия вариантов бизнес-планов, получивших широкое распространение, здесь имеется в виду лишь один из них - бизнес-планы инвестиционных проектов, которые банкиры анализируют, принимая решение о кредитовании таких проектов.
|
Разработка качественного бизнес-плана реализации инвестиционного проекта имеет для его кредитования решающее значение.
Специалисты предприятия, заинтересованного в получении инвестиционного кредита и успехе проекта, четко представлять себе, с какими проблемами они встретятся при разработке бизнес-плана.
Проблем с разработкой бизнес-плана не мало и нет оснований надеяться, что они исчезнут сами собой. Но первое, что следует иметь в виду, это то, что банки и другие кредиторы и инвесторы вынуждены защищать свои интересы от недобросовестных заемщиков, желающих получить у них средне - и долгосрочные кредиты и иные инвестиции. Важнейшим документом, на основании которого банк (другой кредитор или инвестор) может аргументировано решить, давать предприятию деньги или нет, сегодня фактически является бизнес-план.
Разработчики бизнес-плана ставят перед собой стандартную цель - привлечь средства для реализации задуманного проекта. В случае одобрения инвесторами бизнес-плана стороны будут оформлять договорные отношения, условия которых могут сильно колебаться. Аргументами же при обсуждении условий договора будут данные из бизнес-плана. Иначе говоря, условия предоставления средств, кредиторами и инвесторами в решающей мере зависят от качества бизнес-плана.
|
Поэтому сверхзадачей разработчиков бизнес-плана является не просто привлечение средств под проект, а их привлечение на приемлемых условиях.
Именно на это и должны быть ориентированы разработчики документа с самого начала.
Указанная сверхзадача вполне решаема, но лишь при условии, что бизнес-план будет подготовлен качественно.
Требования к форме бизнес-плана вполне приемлемые, т. е такие же, какие обычно предъявляются к любым серьезным документам.
Четкая структуризация документа. Здесь следует учитывать, что в практике приняты определенные требования, которым должен отвечать бизнес-план. В частности, в нем должен присутствовать ряд обязательных разделов, посвященных изложению конкретных аспектов рассматриваемого дела.
Доверенность приводимой информации и обоснованность экономических показателей. Все показатели (количественные и качественные), содержащиеся в бизнес-плане, должны быть тщательно выверены по документам, из которых они получены. Для всех приводимых экономических показателей необходимы документальные подтверждения, расчеты, обоснования.
Наглядность материала. Следует стремиться включать в документ графики, диаграммы, схемы, таблицы. Но при условии, что это облегчает понимание трудных мест документа.
Качество оформления. Оно должно быть безукоризненным как в смысле изложения, так и в отношении ошибок и опечаток.
Объем бизнес-плана. Зарубежные консультанты рекомендуют делать его коротким (около 40 страниц), но ясно изложенным. На практике можно увидеть легко читаемый документ в 50-60 страниц и плохо понимаемый - в 30 страниц. Нет смысла стремиться обязательно, уложиться в 40 страниц, если при этом ухудшится качество документа.
Наиболее серьезное требование к качеству российских бизнес-планов, которое на практике нередко остается невыполненным, - бизнес-план должен учитывать характер деловой среды, существующей в стране, конкретном регионе, в данном виде бизнеса. Чтобы бизнес-план реально отражал российскую деловую среду, в его структуру должны входить разделы, дающие четкие ответы на 3 вопроса:
понимают ли организаторы бизнеса проблему качества, и каким образом собираются ее решить в данном проекте;
в состоянии ли они справиться с управлением себестоимостью и могут ли обеспечить ее приемлемый уровень;
видят ли они данный бизнес во всех необходимых деталях и представляют ли его развитие во времени и пространстве.
Структура и содержание качественного бизнес-плана должны отвечать интересам профессионального инвестора и быть представлены с учетом его психологии, и обеспечить его вывод на переговоры с разработчиками для заключения соглашения о предоставление средств. С учетом этого оптимальный для российских условий бизнес-план мог бы содержать следующие разделы:
цели деятельности
краткое описание бизнеса
анализ рынка
продукция (услуги)
организация производства
инвестиционный климат и риски
достижение необходимого качества
обеспечение конкурентоспособности
реализация продукции
управление и кадры
финансирование
эффективность бизнеса и возможные перспективы
приложения.
Чтобы разработка бизнес-плана увенчалась успехом, необходимо соблюдать несколько не сложных правил, которые можно назвать принципами организации разработки качественного бизнес-плана. Кратко перечислим их.
Принцип первого руководителя. Это классический принцип, который обязательно должен соблюдаться при решении наиболее сложных задач предприятия. Суть его в том, что возглавлять разработку бизнес-плана должен непосредственно первый руководитель (генеральный директор, президент компании) Это не значит, что он должен заниматься разработкой конкретных разделов бизнес-плана. Его задача - принимать важнейшие решения, связанные с разработкой бизнес-плана, и добиваться их неукоснительного исполнения.
Принцип четкой формальной регламентации работ. Необходимо, чтобы задания всем ответственным исполнителям разделов бизнес-плана первый руководитель выдавал в письменной форме. В заданиях должно быть четко указано, кто, что, к какому сроку, с привлечением каких соисполнителей должен сделать и в каком виде представить результаты работы руководителю. Кроме того, каждому ответственному исполнителю следует выдать конкретную инструкцию, содержащую требования, которым должен будет удовлетворять соответствующий раздел бизнес-плана.
Принцип необходимой компетенции. Нельзя поручать подготовку материалов для бизнес-плана специалистам, не имеющим для этого необходимой квалификации. Ведь если хотя бы один раздел документа окажется некачественным, то некачественным будет весь бизнес-план. Поэтому если в компании нет, каких либо необходимых специалистов, то сначала их надо подготовить, и лишь затем поручать им соответствующую работу.
Принцип обеспечения методического руководства. Научное или методическое руководство разработкой бизнес-плана должен осуществлять хорошо подготовленный специалист или руководитель. Он готовит для первого руководителя проекты необходимых решений и документов, а также сводит в единый документ все материалы, представленные ответственными исполнителями.
Принцип внешней экспертизы документа. В каждом предприятии существует свой социально-психологический климат, свои неписаные правила и законы и даже свой профессионально-деловой язык. Эта деловая среда данного предприятия обязательно отразится в его бизнес-плане, но не обязательно будет естественно или адекватно восприниматься инвесторами или банками, которые также работают в своей (своеобразной) деловой среде. Поэтому могут возникнуть дополнительные сложности, вызванные неидентичным восприятием подготовленного документа. Чтобы этого не произошло, законченный бизнес-план до его представления адресату желательно показать квалифицированному эксперту, не являющемуся штатным работником данного предприятия. Если эксперт даст существенные замечания, то их полезно учесть.