Й семестр (ИРЛ-19 век)
Занятие №1. Анализ лироэпического произведения (на материале поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник») – 2ч.
Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа лироэпического произведения.
Задачи: 1. На примере пушкинского творчества развивать умение раскрыть идейно-художественные основы стихотворного текста большой формы: тему, идею, ритмический строй, своеобразие поэтического слова. 2. Охарактеризовать своеобразие пушкинского романтизма на примере его первой южной поэмы.
Задание
Дайте целостный анализ поэмы А.С. Пушкина по предложенному плану.
План
1) Жанрово-родовые признаки поэмы.
2) Расстановка действующих лиц в поэме. Пленник и Черкешенка как представители 2-х миров. Параллелизм духовной эволюции героев.
3) Особенности раскрытия характера в поэме. «Внешний» и «внутренний» психологизм в «Кавказском пленнике».
4) Выражение авторской позиции в поэме. Пушкин и Пленник. Роль вступления и эпилога в пушкинской поэме.
5) Сюжетно-композиционная структура поэмы. Основные этапы развития сюжета.
6) Элементы эпоса и лирики в поэме.
Тексты
Пушкин А.С. «Кавказский пленник»
Литература
1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999 (раздел о «Кавказском пленнике»).
2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). - М., 1960.
3. Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. – М., 1983.
4. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.
5. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.
6. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. – Л., 1983.
7. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1998 (раздел о поэмах Пушкина).
8. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина: учеб. пособие по спецкурсу. – Волгоград, 2006 (гл. 3).
9. Томашевский Б.В. Работы разных лет. - М., 1990 (гл. «Поэтическое наследие Пушкина / лирика и поэмы /»).
10. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.- Л., 1986.
11. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. – М., 1980.
12. Эткинд Е.Г. Божественный глагол. - М., 1999 (Пушкин и Байрон).
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №2. Русское дворянство и приемы его изображения в «Евгении Онегине» – 2ч.
Цель: 1. Отработать навыки анализа отдельных эпизодов лироэпического произведения большой формы.
Задачи: 1. Проследить тему русского дворянства в стихотворном романе Пушкина. 2. Выделить основные приемы в создании типических образов представителей дворян в «Евгении Онегине».
Задание
Раскройте специфику жанра «Евгения Онегина». Обратите внимание на способы вмешательства автора в текст произведения. Сделать конспект работы Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре» - части 1, 2)
План
1. Хозяйство и имущественное положение дворян.
2. Образование и служба.
3. Сватовство. Брак. Развод. Интересы и занятия дворянской женщины.
4. День светского человека. Развлечения. Бал.
5. Русский дендизм.
6. Дуэль.
7. Раскройте приемы типизации и поэтические средства, которыми пользуется поэт для обрисовки представителей света и поместных дворян. Охарактеризуйте отношение автора к изображаемому (гл. 1, 2, 5, 7, 8).
Тексты
Пушкин А.С. «Евгений Онегин».
Литература
1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина Ст. 8 и 9 // Полн. собр. соч. Т. VII. - М., 1955.
2. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).
3. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.
4. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).
5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).
6. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. - М., 1983 (раздел «Очерк дворянского быта онегинской поры»).
7. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).
8. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981.
9. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.- Л., 1986.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №3. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова – 2ч.
Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа лирического произведения.
Задачи: 1. Проследить эволюцию темы поэта и поэзии в творчестве великого поэта. 2. Определить новаторство поэта в разработке данной темы.
Задание
Сделать анализ стихотворений по теме (см. предлагаемые тексты).
План
1. Как тема поэта и поэзии решалась Лермонтовым в разные периоды его творчества: раннее творчество (1828-1836), зрелое творчество (1837-1841).
2. Проследите, как трансформировались отдельные пушкинские образы в творчестве Лермонтова. Проведите сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова.
3. Что нового привнес Лермонтов в понимание роли поэта и поэзии (проблема «поэт и толпа»)?
Тексты
Лермонтов М.Ю. Поэт («Когда Рафаэль вдохновенный…») (1828 г.). 1830, Маия 16 число (1830 г.). К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…») (1830 г.). «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 г.). Смерть Поэта (1837 г.). Поэт (1838 г.). Не верь себе (1839 г.). Журналист, читатель и писатель (1840 г.). Пророк (1841 г.). Пушкин А.С. Пророк.
Литература
1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Полн. собр. соч. Т. IV.
2. Гернштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – М., 1986.
3. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.
4. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
5. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
6. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
7. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.
8. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.
9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод проектной деятельности.