Методические рекомендации для самостоятельной работы




Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочного обучения

Дисциплины

 

Философия

__________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 


Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Философия» относится к общеобразовательному и социально-экономическому циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь и имеет своей целью: на основе понимания философских проблем развивать мыслительные процессы студентов, повысить их эрудицию, направить к исследованиям и осознанию общественных процессов и явлений.

 

Задачи дисциплины:

1)образовательная: студенты должны получить знания о специфике философского миропонимания, усвоить этапы развития философии, освоить содержание классических философских систем, знать основных деятелей и течения.

2)воспитательная: на основе полученных знаний студентам необходимо уметь высказывать свою точку зрения, видеть актуальность философских проблем в современном мире, понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью, раскрыть закономерности историко-философского процесса.

3)развивающая: посредством дискуссий у учащихся должно сформироваться свое миропонимание, мировоззрение должно с этапа обыденного перейти в разряд теоретического, научного, изучение курса способствует развитию мыслительных процессов, способствовать формированию целостной и логически последо­вательной системы философских взглядов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

  • Знать:

-- основные философские понятия,

-- основных деятелей философии,

-- этапы становления и развития философской мысли,

-- идейные основы и течения философии.

  • Уметь:

применять полученные знания на практических занятиях и в обыденной жизни, уметь ставить проблемы, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в дискуссии.

  • Демонстрировать способность и готовность:

к самообразованию, повышению уровня своей эрудиции, проявлению стремления к коллективизму, совершенствованию нравственных и моральных ценностей.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 лекционных и 34 практических часов, 20 часов на самостоятельную работу.

Содержание дисциплины

Разделы дисциплин и виды занятий

 

Наименование раздела. Наименование темы дисциплины.  
 
 
    лекции   семинары   Самостоятельная работа  
Тема 1. Предмет философии.        
Тема 2. Учение о бытии.        
Тема 3. Учение о познании        
Тема 4 Проблема человека в философии.        
Тема 5. Социальная философия.        
Тема 6.Философия истории.        
Тема 7. Философские проблемы культуры.        
Тема 8.Учение о ценностях.        
Тема 9.Философия и методология науки.        
Тема 10. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.        
Экзамен.        
Всего часов        

Содержание разделов дисциплины

ТЕМА 1. Предмет философии. Основные направления, исто­рия философии.

Предмет философии. Становление философии. Филосо­фия и мифология. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Понятие мировоззрения и его структура. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Филосо­фия в контексте культуры. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и наука. Философия - особая фор­ма культуры. Функции философии.

ТЕМА 2. Учение о бытии.

Учение о бытии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры. Монистические и плюрали­стические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Движение, пространство и время. Движение и развитие, диалектические закономерности. Про­гресс и регресс. Научные, философские и религиозные карти­ны мира.

 

ТЕМА 3. Учение о познании.

Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познаватель­ной деятельности. Познавательная деятельность человека.

Основные свойства истины. Проблема критериев истины. Действительность, мышление, логика и язык.

ТЕМА 4. Проблема человека в философии.

Философский подход к познанию человека. Свойства соз­нания. Психика и сознание. Психофизическая проблема. Соз­нание и бессознательное. Функции сознания. Деятельность человека в зеркале культуры. Биологическое и социальное в человеке. Человек как личность. Социализация личности.

 

ТЕМА 5. Социальная философия.

Специфика социального познания. Предмет и функции социальной философии. Общество как предмет исследования. Проблемное поле социальной философии. Специфика соци­альной реальности. Состав социальной реальности. Социаль­ные структуры. Гражданское общество и государство.

 

ТЕМА 6. Философия истории.

Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Проблема прогресса: технический и духов­ный прогресс. Социальная философия о характере историче­ского процесса.

ТЕМА 7. Философские проблемы культуры.

Философский взгляд на культуру. Человек как творец и тво­рение культуры. Культура и история. Культура и цивилизация. Динамика культуры.

ТЕМА 8. Учение о ценностях.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобо­да и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравст­венные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Личность в поисках смысла жизни. Эс­тетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религи­озные ценности и свобода совести.

 

 

ТЕМА 9. Философия и методология науки.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Струк­тура научного познания. Его методы и формы. Эмпирическое и теоретическое исследование. Роль творческого воображения. Рост научного знания. Научные революции и смены типов ра­циональности. Наука и техника. Социокультурные ориентиры науки.

ТЕМА 10. Будущее человечества. Глобальные проблемы совре­менности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Глоба­лизация с точки зрения социальной синергетики.

Методические рекомендации для самостоятельной работы

Рекомендации призваны помочь организации как аудиторной, так внеаудиторной самостоятельной работы сту­дентов. В результате должны выработаться навыки непредвзятой оценки философских и научных течений, сформироваться спо­собность выявлять многомерные аспекты изучаемых вопросов, а также получить развитие умение логично формулировать, изла­гать и аргументировано отстаивать собственное видение рас­сматриваемых проблем.

Планы семинарских занятий предполагают двухуровневое изучение предмета, исходя из различных познавательных интере­сов студентов (либо довольствующихся обязательным миниму­мом знаний, либо стремящихся к углубленному изучению фило­софии). Благодаря этому студенты под руководством препо­давателя получают возможность расширить представления о ми­ровом и отечественном философском процессе, который остается за пределами учебной программы, ограниченной недостаточным количеством аудиторных часов. Каждая тема сопровождается списком литературы, в кото­ром студенты могут выбрать наиболее интересные и доступные для себя источники.

В ходе чтения философской литературы полезно составлять конспекты, которые помогут собрать материал для доклада на семинаре, ответа на экзамене, научно-исследовательской работы. Конспекты не следует делать слишком подробными: лучше ко­ротко записывать своими словами основные идеи: это развивает способность к свободному и самостоятельному размышлению, что особенно ценно для философии.

Важной задачей работы при подготовке к семинарскому за­нятию является написание плана и текста доклада или реферата. За время изучения курса каждый студент должен подготовить и выступить с рефератом.

Общая структура плана доклада или реферата обычно вклю­чает в себя введение, основную часть и заключение. В вводной части следует разъяснить актуальность темы доклада или рефе­рата. В основной части раскрывается содержание, а в заключении формулируются выводы, которые можно сделать из рассмотре­ния данной темы.

Текст доклада писать не рекомендуется, так как его наличие приковывает внимание к листу бумаги, блокируя возможность общения с аудиторией и в ряде случаев делает сам доклад неин­тересным для других студентов.

Текст реферата должен быть авторским, а не списанным це­ликом из литературы. Цитаты должны быть отмечены ссылками на тот источник, из которого заимствована данная цитата.

 

Темы рефератов

  1. Проблема происхождения философии. Философия и мифоло­гия.
  2. Специфика философского знания. Философия и наука. Фило­софия и религия.
  3. Философская мысль Древней Индии.
  4. Учение Конфуция о человеке и государстве.
  5. Проблемы древнегреческой натурфилософии (на примере раз­личных учений).
  6. Античная диалектика и метафизика. Гераклит и Парменид.
  7. Метод и учение Сократа.
  8. Философия Платона: теория идей, учение о человеке и госу­дарстве.
  9. Метафизика Аристотеля и ее роль в истории философской мысли.
  10. Своеобразие средневековой философии.
  11. Своеобразие культуры и философии Возрождения.
  12. Идеал человека в философии Возрождения.
  13. Тема любви в философии Марсимо Фичино.
  14. Лоренцо Валла о наслаждении как истинном благе.
  15. Николай Кузанский: философия природы.
  16. Философский подвиг Джордано Бруно.
  17. Мишель Монтень: философия жизненного опыта.
  18. Эразм Роттердамский и Мартин Лютер: спор о человеке.
  19. Никколо Макиавелли. Политика и нравственность.
  20. Проблемы гносеологии философии Нового времени.
  21. Ф. Бэкон о роли науки в обществе и о методе научного по­знания.
  22. Рационализм Р. Декарта.
  23. Философские проблемы эпохи Просвещения.
  24. Исследование разума в философских трудах И. Канта.
  25. Система и метод Г. Гегеля.
  26. Марксистская философия общества.
  27. Сущность позитивизма. Основные направления современного позитивизма.
  28. Философия жизни Ф. Ницше.
  29. Проблема человека в экзистенциализме.
  30. Психоаналитическая теория личности и культуры.
  31. Проблема самобытности России в русской философии.
  32. Вл. Соловьев: философия всеединства.
  33. Н. Бердяев: философия свободы.
  34. Философские проблемы современной цивилизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: