Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочного обучения
Дисциплины
Философия
__________________________________________________________
(наименование дисциплины)
Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Философия» относится к общеобразовательному и социально-экономическому циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь и имеет своей целью: на основе понимания философских проблем развивать мыслительные процессы студентов, повысить их эрудицию, направить к исследованиям и осознанию общественных процессов и явлений.
Задачи дисциплины:
1)образовательная: студенты должны получить знания о специфике философского миропонимания, усвоить этапы развития философии, освоить содержание классических философских систем, знать основных деятелей и течения.
2)воспитательная: на основе полученных знаний студентам необходимо уметь высказывать свою точку зрения, видеть актуальность философских проблем в современном мире, понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью, раскрыть закономерности историко-философского процесса.
3)развивающая: посредством дискуссий у учащихся должно сформироваться свое миропонимание, мировоззрение должно с этапа обыденного перейти в разряд теоретического, научного, изучение курса способствует развитию мыслительных процессов, способствовать формированию целостной и логически последовательной системы философских взглядов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
- Знать:
-- основные философские понятия,
-- основных деятелей философии,
-- этапы становления и развития философской мысли,
|
-- идейные основы и течения философии.
- Уметь:
применять полученные знания на практических занятиях и в обыденной жизни, уметь ставить проблемы, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в дискуссии.
- Демонстрировать способность и готовность:
к самообразованию, повышению уровня своей эрудиции, проявлению стремления к коллективизму, совершенствованию нравственных и моральных ценностей.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 лекционных и 34 практических часов, 20 часов на самостоятельную работу.
Содержание дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий
Наименование раздела. Наименование темы дисциплины. | ||||
лекции | семинары | Самостоятельная работа | ||
Тема 1. Предмет философии. | ||||
Тема 2. Учение о бытии. | ||||
Тема 3. Учение о познании | ||||
Тема 4 Проблема человека в философии. | ||||
Тема 5. Социальная философия. | ||||
Тема 6.Философия истории. | ||||
Тема 7. Философские проблемы культуры. | ||||
Тема 8.Учение о ценностях. | ||||
Тема 9.Философия и методология науки. | ||||
Тема 10. Будущее человечества и глобальные проблемы современности. | ||||
Экзамен. | ||||
Всего часов |
Содержание разделов дисциплины
ТЕМА 1. Предмет философии. Основные направления, история философии.
Предмет философии. Становление философии. Философия и мифология. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Понятие мировоззрения и его структура. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия в контексте культуры. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и наука. Философия - особая форма культуры. Функции философии.
|
ТЕМА 2. Учение о бытии.
Учение о бытии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Движение, пространство и время. Движение и развитие, диалектические закономерности. Прогресс и регресс. Научные, философские и религиозные картины мира.
ТЕМА 3. Учение о познании.
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познавательная деятельность человека.
Основные свойства истины. Проблема критериев истины. Действительность, мышление, логика и язык.
ТЕМА 4. Проблема человека в философии.
Философский подход к познанию человека. Свойства сознания. Психика и сознание. Психофизическая проблема. Сознание и бессознательное. Функции сознания. Деятельность человека в зеркале культуры. Биологическое и социальное в человеке. Человек как личность. Социализация личности.
ТЕМА 5. Социальная философия.
Специфика социального познания. Предмет и функции социальной философии. Общество как предмет исследования. Проблемное поле социальной философии. Специфика социальной реальности. Состав социальной реальности. Социальные структуры. Гражданское общество и государство.
|
ТЕМА 6. Философия истории.
Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Проблема прогресса: технический и духовный прогресс. Социальная философия о характере исторического процесса.
ТЕМА 7. Философские проблемы культуры.
Философский взгляд на культуру. Человек как творец и творение культуры. Культура и история. Культура и цивилизация. Динамика культуры.
ТЕМА 8. Учение о ценностях.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Личность в поисках смысла жизни. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
ТЕМА 9. Философия и методология науки.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания. Его методы и формы. Эмпирическое и теоретическое исследование. Роль творческого воображения. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Социокультурные ориентиры науки.
ТЕМА 10. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Глобализация с точки зрения социальной синергетики.
Методические рекомендации для самостоятельной работы
Рекомендации призваны помочь организации как аудиторной, так внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В результате должны выработаться навыки непредвзятой оценки философских и научных течений, сформироваться способность выявлять многомерные аспекты изучаемых вопросов, а также получить развитие умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем.
Планы семинарских занятий предполагают двухуровневое изучение предмета, исходя из различных познавательных интересов студентов (либо довольствующихся обязательным минимумом знаний, либо стремящихся к углубленному изучению философии). Благодаря этому студенты под руководством преподавателя получают возможность расширить представления о мировом и отечественном философском процессе, который остается за пределами учебной программы, ограниченной недостаточным количеством аудиторных часов. Каждая тема сопровождается списком литературы, в котором студенты могут выбрать наиболее интересные и доступные для себя источники.
В ходе чтения философской литературы полезно составлять конспекты, которые помогут собрать материал для доклада на семинаре, ответа на экзамене, научно-исследовательской работы. Конспекты не следует делать слишком подробными: лучше коротко записывать своими словами основные идеи: это развивает способность к свободному и самостоятельному размышлению, что особенно ценно для философии.
Важной задачей работы при подготовке к семинарскому занятию является написание плана и текста доклада или реферата. За время изучения курса каждый студент должен подготовить и выступить с рефератом.
Общая структура плана доклада или реферата обычно включает в себя введение, основную часть и заключение. В вводной части следует разъяснить актуальность темы доклада или реферата. В основной части раскрывается содержание, а в заключении формулируются выводы, которые можно сделать из рассмотрения данной темы.
Текст доклада писать не рекомендуется, так как его наличие приковывает внимание к листу бумаги, блокируя возможность общения с аудиторией и в ряде случаев делает сам доклад неинтересным для других студентов.
Текст реферата должен быть авторским, а не списанным целиком из литературы. Цитаты должны быть отмечены ссылками на тот источник, из которого заимствована данная цитата.
Темы рефератов
- Проблема происхождения философии. Философия и мифология.
- Специфика философского знания. Философия и наука. Философия и религия.
- Философская мысль Древней Индии.
- Учение Конфуция о человеке и государстве.
- Проблемы древнегреческой натурфилософии (на примере различных учений).
- Античная диалектика и метафизика. Гераклит и Парменид.
- Метод и учение Сократа.
- Философия Платона: теория идей, учение о человеке и государстве.
- Метафизика Аристотеля и ее роль в истории философской мысли.
- Своеобразие средневековой философии.
- Своеобразие культуры и философии Возрождения.
- Идеал человека в философии Возрождения.
- Тема любви в философии Марсимо Фичино.
- Лоренцо Валла о наслаждении как истинном благе.
- Николай Кузанский: философия природы.
- Философский подвиг Джордано Бруно.
- Мишель Монтень: философия жизненного опыта.
- Эразм Роттердамский и Мартин Лютер: спор о человеке.
- Никколо Макиавелли. Политика и нравственность.
- Проблемы гносеологии философии Нового времени.
- Ф. Бэкон о роли науки в обществе и о методе научного познания.
- Рационализм Р. Декарта.
- Философские проблемы эпохи Просвещения.
- Исследование разума в философских трудах И. Канта.
- Система и метод Г. Гегеля.
- Марксистская философия общества.
- Сущность позитивизма. Основные направления современного позитивизма.
- Философия жизни Ф. Ницше.
- Проблема человека в экзистенциализме.
- Психоаналитическая теория личности и культуры.
- Проблема самобытности России в русской философии.
- Вл. Соловьев: философия всеединства.
- Н. Бердяев: философия свободы.
- Философские проблемы современной цивилизации.