Методические указания к выполнению реферата




 

 

Каждому студенту необходимо помнить, что используемая литература при изучении дисциплины должна отвечать определенным требованиям. В целом литературу можно найти в библиотеке университета по тематическим каталогам. Кроме того, дополнительные источники по проблемам данной науки можно найти в электронных библиотеках, которые расположены в Интернете, на серверах многих вузов, социологических центрах. О них также можно получить информацию у преподавателя.

В научных изданиях можно найти библиографические указатели. Подбор литературы можно осуществлять и по алфавитным каталогам, если известна фамилия и инициалы автора учебника или другого необходимого издания. Необходимо помнить, что при работе с учебной или научной литературой нужно обращать внимание не только на имя автора и название книги, но и на место издания, название издательства и год издания. Эти сведения печатаются на титульном листе или на последней странице издания в библиографической справке, например: Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. – СПб.: Политехника, 2004.

Довольно часто учебная и другая литература издается неоднократно. В последующих изданиях могут быть существенные или несущественные изменения. Поэтому важно учитывать все издания книги.

Важнейшими справочными источниками для изучения курса являются публикациями в научных журналах, справочные и энциклопедические издания, где студент найдет объяснения терминов. Одним из наиболее доступных источников является периодическая печать.

В условиях развития и использования информационных технологий студент должен обладать навыками и умениями ориентироваться в мире информации, находить необходимую информацию по данной отрасли знания.

Для выбора необходимой литературы при самостоятельном изучении отдельной темы учебного курса следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по той или иной теме.

Самостоятельная работа студентов регулируется преподавателем. Она может осуществляться в широком спектре заданий, полученных студентом от преподавателя учебной дисциплины - от реферирования научной литературы до постановки задач исследовательского характера.

Подготовка работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный этап, в котором необходимо после определения темы контрольной работы составить библиографию, собрать материал, уточнить план работы с преподавателем. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу - самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методологическом уровне и при необходимости - защитить ее. Наиболее сложным и ответственным является подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана. Рекомендуется выбирать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывают наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования.

Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. К изданиям библиографического характера относятся: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", которые находятся в библиотеке. Консультации по правилам пользования такой справочной литературой можно получить у библиотекаря или дежурного библиотекаря.

Вся выявленная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о ее содержании.

Самостоятельная работа над литературой. Самостоятельная работа над документами, публикациями результатов исследований и другой научной литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой, которые могут быть выработаны только при условии непосредственной работы с источником или литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная же цель изучения студентом литературы состоит, прежде всего, в усвоении содержания работы, выделении основных ее положений и умении кратко сформулировать выводы.

После выявления необходимой литературы переходите к непосредственному сбору материала по избранной теме. Самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов:

1. Предварительное общее ознакомление с произведением. На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основные разделами (содержанием).

2. Работа над изучением текста. После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, записать важную мысль автора, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным с тем, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.

3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги. Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения про изведения.

В процессе чтения можно использовать любые формы записи (подробный или краткий конспект, тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи. Не забывайте указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания), или статьи (фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна для осознанного усвоения учебного и научного материала, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.

Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Изучив необходимую литературу и сделав выписки, студенту необходимо составить рабочий план, который должен определить главную идею работы, а также последовательность в изложении основных вопросов темы.

В плане закрепляется структура студенческой работы, включающая: введение, основную часть, заключение. В план следует включать 3-4 вопроса, так как обилие вопросов не позволит студенту с достаточной глубиной их раскрыть.

Во введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, формулируются основные задачи работы. Введение должно быть по возможности кратким (1-1,5 с).

В основной части работы следует раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы в научных исследованиях, при социологическом анализе современного российского общества и т. д. В конце работы прилагается список использованных источников и литературы. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке, следует поместить в конце контрольной работы. Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.

После составления плана необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами. В ходе распределения материала студент еще раз просматривает его и осмысливает. На этой стадии завершается процесс анализа и обобщения всех, имеющихся в вашем распоряжении публикаций по теме контрольной работы.

Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделятся абзацем, который начинается с красной строки.

Ваши конспекты (записи) должны помочь связать воедино все основные вопросы произведения. Старайтесь самостоятельно, своими словами излагать содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами, фактами. Каждая выписка должна выражать законченную мысль. Часто при записи прочитанного студент опирается на фактический материал, заимствованный из других работ. Цитирование широко распространено в студенческих работах (рефератах, контрольных работах) и это понятно: легче привести цитату, выдержку из опубликованной работы, чем тратить время на обдумывание собственных выводов. Однако это не должно быть правилом, поскольку не соответствует творческому подходу к усвоению материала. Там же, где объективно необходимо цитирование, должно быть обязательно выполнено правило: текст цитируемого материала должен быть строго выверен с источником и заключен в кавычки. Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы. Ссылки на цитаты, фактический материал делаются только на ту литературу, которая использована автором непосредственно (лично). При постраничном цитировании, сноски на историческое произведение приводятся внизу страницы. При повторной ссылке на книгу (статью), требуется привести только фамилию, инициалы автора, название произведения и номера страниц.

Если студент выбрал вариант сносок в конце работы, то в тексте после каждой цитаты необходимо проставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста.

Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков:

· поверхностное изложение теоретических положений;

· подмена творческой работы с литературой списыванием

· текстов из монографий, статей, брошюр и т.д.;

· использование устаревшей литературы;

· небрежность в оформлении, игнорирование требований, предъявляемых преподавателями кафедры социологии к контрольным работам.

При рецензировании работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление. Реферат должен быть выполнен грамотно, аккуратно, в рукописном, машинописном или “компьютерном” варианте в объеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт 14, 40 строк на странице, 65 знаков в строке). Только по согласованию с преподавателем контрольная работа может быть предоставлена на магнитном носителе (дискете).

Работа должна иметь поля для замечаний преподавателя. Таким образом, каждая работа состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 – текст работы; 4 - список использованной литературы.

На титульном листе контрольной работы (реферата) указывается:

  • полное название министерства, к которому относится вуз;
  • полное название учебного заведения;
  • полное название кафедры, на которой эта работа выполнена;
  • название учебной дисциплины;
  • тема контрольной работы;
  • фамилия, имя отчество студента, курс, форма обучения, должность, фамилия и инициалы преподавателя, читающего учебный курс;
  • город и год выполнения работы.

На второй странице текста приводится план-оглавление с указанием страниц разделов. Далее - с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна, быть написана вся работа. В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления в университет и подпись автора.

Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой "зачтено". Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом. В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.

 

5.3 В ходе работы над курсом студентам будет предложено:

1) Подготовить кроссворд из 30 слов по любой теме,

2 ) Письменно ответить на 15 любых контрольных вопросов из предложенного перечня по каждому из двух блоков:

История философии

 

1) структура философии (назвать основные разделы);

2) какое понятие - “философия” или “мировоззрение” - шире? Почему?

3) исторические формы мировоззрения (назвать, охарактеризовать);

4) что такое Веды?

5) назовите основные школы древнеиндийской философии

6) перечислите “четыре благородные истины” буддизма

7) перечислите основные понятия, используемые в древнеиндийской философии

8) перечислить основные школы древнекитайской философии

9) перечислите основные идеи Конфуция

10) назовите представителей ранней греческой философии (натурфилософов) назовите апории Зенона. В чем их смысл?

12) как называется метод Сократа. Почему?

13) как Сократ соотносит понятия “добродетель” и “знание”?

14) опишите “мир идей” Платона;

15) опишите идеальное государство Платона

16) как соотносятся форма и материя по Аристотелю?

17) опишите уровни души по Аристотелю

18) перечислите “правильные» (“хорошие”) и "неправильные» (“плохие”) формы государственного устройства по Аристотелю

19) перечислите проблемы, определившие специфику средневековой философии

20) назовите два периода средневековой философии Западной Европы

21) назовите представителя средневековой патристики

22) в чем суть полемики номинализма и реализма в средневековой философии?

23) какие доказательства существования Бога выдвинул Фома Аквинский (перечислить)?

24) назовите мыслителей эпохи Возрождения;

25) перечислите основные черты научной революции 17 века;

26) перечислите философов-рационалистов Нового времени

27) в чем суть теории “врожденных идей” Декарта?

28) какой метод познания предложил Р.Декарт?

29) что такое “монады”?

30) что такое пантеизм?

31) какой метод познания развил Ф.Бэкон?

32) перечислите “идолов”, мешающих познанию (по Ф.Бэкону)

33) что такое “сенсуализм”?

34) назовите представителей немецкой классической философии

35) кому принадлежит термин “вещь-в-себе”?

36) опишите процесс познания по И.Канту;

37) какой метод познания разработал Гегель?

38) перечислите законы диалектики по Гегелю;

39) перечислите основные идеи философии Просвещения;

40) назовите создателей французской энциклопедии;

41) назовите представителей французского механистического материализма;

42) в чем суть теории “общественного договора”? Кто ее разрабатывал?

43) перечислите основные понятия философии А.Шопенгауэра

44) основные понятия философии Ф.Ницше.

45) перечислите философов-экзистенциалистов

46) перечислите основные идеи экзистенциализма

47) перечислите основные понятия экзистенциальной

48) назовите особенности русской философии.

49) назовите русских мыслителей 18 века.

50) перечислите основные идеи славянофилов.

51) перечислите основные идеи “западников”.

52) основные идеи Вл. Соловьева

53) назовите русских философов рубежа 19-20 вв.;

 

Общие проблемы философии

1)дайте определение понятия “бытие”

2)назовите основные формы бытия

3) назовите основные способы бытия

4) назовите основные виды (модусы) бытия

5) дайте определение понятия материя

6) назовите атрибуты (неотъемлемые Свойства) материи

7) перечислите уровни организации материи

8) что такое “синергетика”?

9) дайте определение понятия “время”

10) дайте определение понятия пространство

11) назовите две концепции соотношения пространства и времени

12) изложите суть субстанциальной концепции пространства и времени

13) изложите суть реляционной концепции пространства и времени

14) дайте определение понятия “движение”

15) что такое развитие?

16) перечислите основные формы движения

17) назовите свойства отражения

18) перечислите формы отражения на разных уровнях организации материи

19) дайте определение понятия сознание

20) назовите источники сознания

21) опишите структуру сознания

22) опишите динамику развития самосознания

23) антропосоциогенез - это...

24) перечислите функции языка

25) опишите структуру психики по Фрейду

26) что такое бессознательное?

27) что такое “познание”?

28) по каким признакам (основаниям) можно классифицировать познание? Перечислите его виды

29) субъект познания - это...

30) объект познания - это...

31) перечислите формы чувственного познания

32) перечислите формы рационального познания (абстрактного мышления)

33) интуиция - это...

34) перечислите общие условия формирования интуиции

35) истина - это...

36) перечислите критерии истины

37) перечислите особенности научного познания

38) какие бывают методы познания? Дайте их классификацию

39) наука - это...

40) по каким признакам (основаниям) классифицируют науки?

41) общество - это...

42) перечислите формы общественного сознания

43) перечислите уровни развития личности по А.Милтса

44) перечислите социальные типы личности

45) назовите основные модели соотношения личности и общества

46) культура - это...

47) назовите основные модели (виды, типы) культуры

48) ценность - это...

49) по каким признакам (основаниям) можно классифицировать ценности? Перечислите их виды

50) прогресс - это...

51) эвтаназия - это...

52) генотип - это...

53) фенотип - это...

54) с точки зрения философии, природа - это......

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: