Даже несмотря на все возрастающее число доказательств, есть люди, которые по-прежнему скептически относятся к возможностям головного мозга, указывая на то, что реальное поведение большинства людей прямо противоречит этому утверждению. В ответ на возражения такого рода нами был составлен вопросник, на вопросы которого мы попросили дать ответы людей различных слоев общества и разных профессий. Цель состояла в том, чтобы определить, почему этот изумительный орган так мало используется. Ниже приводятся вопросы, а под каждым вопросом ― ответ, который дали на него не менее 95% опрошенных. Читая, задайте эти вопросы себе.
* Говорили вам в школе что-нибудь о человеческом мозге и о том, каким образом понимание механизмов его функционирования может помочь вам учиться, запоминать, думать и т. п.?
Нет.
* Изучали вы, как работает память?
Нет.
* Преподавали ли вам что-нибудь о специальных прогрессивных методах запоминания?
Нет.
* Что-нибудь о движениях глаз во время обучения и о том, как можно использовать такое знание с преимуществами для себя?
Нет.
* Что-нибудь о разных методах учения и о том, как их применять при изучении различных дисциплин?
Нет.
* Что-нибудь о природе концентрации мыслительных процессов и о том, как их активизировать при необходимости?
Нет.
* Что-нибудь о мотивации, ее влиянии на способности и как ее использовать с выгодой для себя?
Нет.
* Что-нибудь о природе ключевых слов и ключевых понятий и их отношении к конспектированию, воображению и т. п.?
Нет.
* Что-нибудь о мышлении?
Нет.
* Что-нибудь о творческой активности?
Нет.
Теперь ответ на первоначальные возражения должен быть ясен: причины, по которым наше реальное поведение не соответствует нашим минимальным возможностям, состоят в том, что у нас нет информации о самих себе или о том, как наилучшим образом можно использовать наши врожденные способности.
|
ВСЕГО ЛИШЬ ЧЕЛОВЕК!
На протяжении последних тридцати лет я проводил еще одно наблюдение в пятидесяти различных странах, во время которого просил людей представить себя в следующей ситуации:
«Вы завершили выполнение какой-либо работы, и результаты получились просто ужасными. Вы пытаетесь избежать ответственности, приводя обычные доводы в качестве причин провала, типа: «Такой-то и такой-то не прислал мне вовремя факс», «Я заболел как раз в самый ответственный период», «Это их вина: если бы система связи в их компании работала лучше, все было бы в порядке», «Начальник не дал мне сделать то, что я предлагал» и т.д.».
Затем их просили представить, что, несмотря на все эти блестящие аргументы, их все-таки загоняют в угол, деться некуда и надо признать, что они действительно в ответе за провал.
В конце концов их просили закончить фразу, которая чаще всего используется для признания собственной вины: «Ну ладно, ладно, это моя вина, но что вы хотите ― я...!»
И каждая группа опрошенных во всех странах и на всех языках единодушно заканчивала фразу словами «всего лишь человек!»
Как ни смешно это может показаться сначала, но этот факт отражает широко распространенный и вводящий в серьезное заблуждение миф о том, что человек несовершенен и полон изъянов и что именно в этом состоят причины растущего каталога «ошибок» и «провалов» человека.
|
Представим теперь, что вышеописанный сценарий разыгрывается прямо противоположным образом: «Вы сделали потрясающее дело, и люди называют вас «выдающимся», «удивительным», «гением», «талантом», а о вашей работе говорят как о чем-то «исключительном», «лучшем из того, что они видели в своей жизни», «невероятном» и «не имеющем себе равных». Какое-то время вы, конечно, отнекиваетесь, но в конце концов вам приходится признать свою гениальность. Сколько раз вы сами или другие люди на ваших глазах вставали и с гордостью произносили: «Да! Я ― талант, я ― гений, и работа, которую я сделал, действительно поразительна, настолько поразительна, что поразила и меня самого! А все потому, что я ― человек!
Наверное, ни разу...
А ведь именно второй вариант данного сценария более естествен и на самом деле правилен, если выбирать из двух. Потому что человек, в том числе и вы, о чем говорилось в главе 2, ― выдающееся явление, а многие сказали бы ― «чудо» природы.
Причина наших «ошибок» и «провалов» не в том, что мы «всего лишь люди», а в том, что на данном, раннем этапе нашей эволюции мы предпринимаем только первые, все еще детские, пробные шаги к освоению потрясающего биокомпьютера, которым обладает каждый из нас.
Именно потому образовательные программы во всем мире так мало времени уделяют вопросам о том, как научиться учиться, что мы как раса еще не знакомы с фундаментальными принципами работы этого биокомпьютера.
Пользуясь современной компьютерной метафорой, можно сказать, что мы не знаем программного обеспечения для мозгового процессора.