Тут вы можете вполне оправданно задать вопрос: почему так много людей сталкиваются с упомянутыми проблемами?
Причина состоит не только в недостатке наших предшествующих знаний о головном мозге, но и в нашем подходе к первоначальному обучению чтению. Большинство читателей этой книги, кому больше двадцати пяти лет, учили читать по звуковому или буквенному методу. Остальных, вероятно, учили либо по одному из этих методов, либо по методу «Посмотри и скажи».
В соответствии с самым простым ― звуковым, или фоническим, методом ребенка учат сначала буквам алфавита, затем разным звукам, которым соответствует каждая буква, затем соединению звуков в слоги и, наконец, соединению звуков в слова. Начиная с этого момента и в дальнейшем ему дают книги все возрастающей степени сложности, обычно распределяя их по сериям от 1 до 10, которые он прочитывает со своей индивидуальной скоростью. В ходе этого процесса он становится «молчаливым» чтецом.
По методу «Посмотри и скажи» ребенка учат читать, показывая ему сначала карточки, на которых изображены предметы с четко напечатанными под ними названиями. Как только ребенок запомнит картинки и ассоциирующиеся с ними слова, рисунки убирают, оставляя лишь слова. Когда ребенок накопит основной словарный запас, он приступает к чтению книг нарастающей степени сложности, подобно тому, как он это делает при фоническом методе, и также постепенно становится «молчаливым» чтецом.
Конечно, мы приводим лишь краткое описание только двух методов, хотя на самом деле существует по крайней мере пятьдесят других, аналогичных данным, применяемых в настоящее время для обучения детей чтению в Англии и других англоязычных странах. Похожие проблемы существуют и в других странах мира.
|
Однако проблема состоит не в том, что эти методы не отвечают поставленным целям, а в том, что они не позволяют научить ребенка читать в полном смысле этого слова.
Вернувшись к определению понятия «чтение», можно заметить, что эти методы рассчитаны на овладение только ступенью распознавания и частично ассимиляции и интраинтеграции. Но они не затрагивают вопросов скорости, времени, объема, сохранения, воспроизведения, отбора, отклонения, конспектирования, сосредоточенности, оценки, критики, анализа, организации, мотивации, интереса, скуки, окружающей обстановки, утомляемости, типографского шрифта и т.п.
Таким образом, становится очевидным, что почва для существования так широко распространенных проблем действительно существует.
Важно отметить, что распознавание едва ли когда-либо упоминается в числе проблем, потому что ему целенаправленно обучают в младших классах школы. А остальные проблемы упоминаются именно потому, что их не касаются в течение всего образовательного процесса.
В последующих главах мы коснемся большинства этих проблем. В этой главе далее речь пойдет о движениях глаз, восприятии и скорости чтения (см. рис. 9).
Рис. 9. Ваш глаз.
ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ
Большинство людей, когда их просили показать с помощью указательного пальца, как и с какой скоростью движутся глаза во время чтения, плавно двигали пальцы слева направо, быстро перескакивая от конца одной строки к началу следующей. Обычно у них уходило от четверти до одной секунды на каждую строку (см. рис. 10).
|
Рис. 10. Предполагаемые движения глаз при чтении, изображаемые людьми, не имеющими специальных знаний о предмете. На каждую строку, по их мнению, уходит менее одной секунды.
При этом они совершали две главные ошибки.
Скорость
Даже если бы скорость движения глаза и была настолько мала, чтобы покрывать одну строку в минуту, то скорость чтения составляла бы 600―700 слов в минуту (сл/мин). Но поскольку средняя скорость чтения даже простого материала составляет 240 сл/мин, то очевидно, что и при недооценке скорости движения глаз происходит переоценка реальной скорости чтения слов.
Движения
Если бы глаза плавно скользили по печатному материалу, как это показано выше, то они не смогли бы ничего воспринять, поскольку глаз способен четко воспринять лишь то, на чем он может «спокойно остановиться». Если объект находится в статическом покое, глаз должен остановиться на нем, чтобы его увидеть, а если объект находится в движении, то глаз должен двигаться вместе с ним. Подтверждением этому может служить простой эксперимент, который вы в состоянии провести самостоятельно или со своим другом: поместите указательный палец перед глазами и держите, не двигая, постарайтесь ощутить поведение собственных глаз или понаблюдайте за глазами друга во время созерцания пальца. Глаза будут оставаться в одном и том же положении. Затем проведите пальцем вверх-вниз, в стороны и по окружности, следя за ним глазами. И наконец, проведите пальцем вверх-вниз, в стороны и по окружности, не меняя положения глаз, или сведите руки вместе перед лицом, наблюдая одновременно за каждой из них по отдельности. (Если вам удастся справиться с последним заданием, напишите нам немедленно!)
|
Чтобы четко увидеть движущиеся предметы, глаза должны двигаться следом за ними.
Что касается чтения, то становится совершенно очевидным следующее: если глаз должен воспринять слово, а слово является статическим объектом, то для его восприятия глазу необходимо задержаться на каждом слове, перед тем как перейти к следующему. Поэтому вместо того, чтобы двигаться плавно, как это показано на рис. 10, на самом деле глаза перемещаются серией чередующихся скачков и остановок (см. рис. 11).
Рис. 11. Диаграмма скачкообразных, движений глаз во время процесса чтения.
Сами по себе скачки происходят настолько быстро, что практически не занимают никакого времени, но фиксации могут занимать от 0,25 до 1,5 секунд. Если человек обычно схватывает одно слово за один скачок и периодически возвращается глазами назад к прочитанным словам и буквам, то скорость его чтения, как показывают элементарные математические расчеты, ограничена из-за движений глаз цифрой 100 слов в минуту или значительно меньше, а это означает: такой человек не в состоянии понять многое из того, что он читает, а также не может и прочитать много (см. рис. 12).
Рис. 12. Диаграмма отрицательных привычек человека, который читает медленно: каждый скачок глаза равен одному слову с неконтролируемыми сознанием скачками назад, блуждающими движениями и сознательными регрессивными движениями.
Ускорение
Скачки назад к прочитанным словам можно сократить, поскольку 90% таких движений, а также регрессивных скачков основываются на опережающем восприятии и для понимания не нужны. 10% слов, действительно требующих распознавания, могут быть внесены в «карту памяти», о которой речь пойдет в гл. 7 и 8, или о значении их интеллект может догадаться, отметить их и посмотреть на них позже.
Время каждой фиксации может быть сокращено до примерно 0,25 секунды как минимум. Читателю не стоит бояться, что этого времени слишком мало, поскольку глаз в состоянии «схватить» до пяти слов за одну сотую долю секунды.
Объем схватываемого за одну фиксацию материала может быть увеличен до трех―пяти слов (см. рис. 13).
Рис. 13. Диаграмма движения глаз более совершенного чтеца: за одну фиксацию охватывается большее количество слов, а число скачков в обратную сторону, регрессивных. и блуждающих движений сокращено.
Такое решение сначала кажется невозможным, если правдой является то, что человеческий мозг может иметь дело только с одним словом в один момент времени. Но на самом деле он может точно так же фиксировать и группы слов, что предпочтительнее почти во всех отношениях: когда мы читаем предложение, то читаем его не ради восприятия значения каждого слова, а ради восприятия значения фраз, в которые слова объединены. Например, прочитать «на дороге
сидела какая-то
кошка» труднее, чем «на дороге сидела какая-то кошка». Тому, кто читает медленно, приходится проделывать большую мыслительную работу, чем тому, кто читает быстрее и более плавно, поскольку первому приходится добавлять значение каждого прочитанного слова к значению каждого последующего. В вышеприведенном примере таких сложений надо произвести три или четыре. Более совершенный чтец произведет только одно сложение.