Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского




1821 год, 30 октября (11 ноября) – Рождение Ф. М. Достоевского.

1834-1837 – Учёба братьев Фёдора и Михаила Достоевских в пансионе Л. И. Чермака.

1837, зима – Смерть матери Достоевского.

1838, 16 января – Достоевский поступает в инженерное училище.

1839, начало лета – Смерть отца Достоевского.

1843, 12 августа – Окончание инженерного училища.

1844, июнь-июль – В 6-ой и 7-ой книгах "Репертуара и Пантеона" напечатана повесть О.де Бальзака "Евгения Гранде" в переводе Достоевского.

1845, май – Написан роман "Бедные люди".

1845, конец – Написан рассказ "Двойник".

1846, март – Знакомство с Буташевичем-Петрашевским.

1846, октябрь – написана повесть "Господин Прохарчин".

1847, весна – Достоевский становится постоянным членом кружка петрашевцев.

1847, декабрь – Написана повесть "Хозяйка".

1848 – Написан роман "Белые ночи".

1849 – Написан роман "Неточка Незванова".

1849, 23 апреля – Достоевский заключён под стражу.

1849, 22 декабря – Состоялся "расстрел" Достоевского.

1850, 23 января – Прибытие и заключение Достоевского в омский острог.

1854, февраль – Достоевского определяют рядовым в Семипалатинский батальон.

1854, осень – Знакомство Достоевского с областным прокурором А. Е. Врангелем.

1856, 1 октября – Достоевский произведён в офицеры.

1857, 6 февраля – Достоевский венчается с Исаевой М. Д. в Кузнецке.

1859, 2-ая половина декабря – Возвращение Достоевского из ссылки в Петербург.

1859 – Завершены "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели".

1860 – Написан роман "Записки из Мёртвого дома";

в Москве выходит первое собрание сочинений Достоевского в 2-х томах, изданное П.А.Основским.

1861, январь – закончен роман "Записки из Мёртвого дома";

знакомство с А. П. Сусловой.

1862, лето – Поездка Достоевского в Европу.

1863 – Выпущен цикл "Зимние заметки о летних впечатлениях".

1864 – Написаны "Записки из подполья".

1864, апрель – В Москве умирает первая жена Достоевского Мария Дмитриевна.

1864, июль – в Павловске умер Михаил Достоевский.

1865 – В журнале "Эпоха" опубликован рассказ "Необыкновенное событие, или пассаж в
пассаже".

1865, июль-октябрь – Поездка Достоевского за границу.

1866, ноябрь – Написан роман "Игрок".

1867, 15 февраля – Достоевский женится на А. Г. Сниткиной.

1867-1868 – Достоевский с женой проводят за границей.

1867 – В Женеве умирает трёхмесячная дочь Достоевских София;

написан роман "Преступление и наказание".

1868 – В журнале "Русский вестник" опубликован роман "Идиот".

1869, 14 сентября – В Дрездене родилась дочь Достоевского Люба.

1870 – Написана повесть "Вечный муж".

1871, 16 июля – У Достоевского родился сын Фёдор.

1872 – Завершено написание романа "Бесы".

1873-1874 – Достоевский является редактором еженедельника "Гражданин", из которого широкому читателю становится известно о "Дневнике писателя".

1875, января – В "Отечественных записках" начинает печататься роман "Подросток".

1875, 12 августа – У Достоевских рождается сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии.

1876, ноябрь – В "Дневнике писателя" напечатан рассказ "Кроткая".

1877, 2 декабря – Достоевского избирают членом-корреспондентом Академии наук отделения русского языка и словесности.

1877, 30 декабря – Достоевский произносит речь на похоронах Некрасова.

1880 – Закончено написание романа "Братья Карамазовы".

1880, 8 июня – Достоевский произносит речь о Пушкине.

1881, 28 января – Смерть Достоевского.

1881, 1 февраля (9 февраля) – Погребение писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

 

 

Образ Петербурга

Роман начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать. Петербург двойственен, как и Раскольников. «Преступление и наказание» - разгадка двойственности. В романе показан бедный район Петербурга – Сенная площадь. Это место доходных домов, трущоб, трактиров. Комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Жилище Родиона в романе сравнивается с гробом, комната Сони – с сараем. Достоевский очень подробно изображает интерьеры, стремясь показать убогость и нищету быта. Атмосфера бедности угнетает людей.

Ещё одна важная деталь в романе – лестницы. Многие важные встречи, разговоры будут происходить на тёмных, узких, расшатанных лестницах. О погоде в Петербурге будет упоминаться несколько раз самим автором, многие герои говорят о петербургской духоте. Сама атмосфера Петербурга – катализатор преступления.

Очень важна в романе цветовая гамма. Два основных цвета – серый и жёлтый. Жёлтый цвет – неуравновешенность, тревога, серый – мрачность, тоска. Достоевский первый применил такое понятие, как «жёлтый» Петербург.

Петербург формирует особый тип личности. Свидригайлов называет его «город полусумасшедших». Для Достоевского важно, что теория Раскольникова рождается именно здесь, где большинство «униженных и оскорблённых», где даже дышать трудно, где разврат и грязь повсюду. Недаром надежду на воскрешение души Родион получает лишь в Сибири, вдалеке от «жёлтого» Петербурга.

Несмотря на точность описания в романе, реальные адреса выяснить невозможно, потому что они не соответствуют действительности. В произведении изображён город-двойник. Петербург – очень важный образ в романе. Он помогает раскрыть душевное состояние героев, их внутренний мир. Как Родион, или Соня, или Мармеладовы могут гармонично развиваться, если они живут в невыносимых условиях? В такой обстановке рождается теория Раскольникова, Соня вынуждена работать по «жёлтому билету», чтобы прокормить мачеху и её детей, вечно пьяного отца. Достоевский – первый писатель, который показал Петербург изнутри: не светскую жизнь высшего общества, а существование петербургской бедноты.

 

В “Истории одного города” ярко выражены жанровые черты политического памфлета. Это заметно уже в “Описи градоначальников”, особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый - от порчи головного инструмента, пятый - от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой - от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства.
Приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск.
Чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно заслуживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во власть города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей России, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое время существования Глупова.
Но сатира Щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. И нигде Салтыков-Щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в “Истории одного города”. В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но даже самый глупый князь не может не заметить еще большую глупость пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники “вора-новатора”. Таким образом Салтыков-Щедрин показывает бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. С особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной Брудастому-Органчику. Этот градоначальник день и ночь писал “все новые и новые понуждения”, по которым “хватали и ловили, еекли и пороли, описывали и продавали”. С глуповцами он объяснялся только при помощи двух реплик: “разорю! ” и “не потерплю! ”. Именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. Но апофеозом начальственного идиотизма является в “Истории одного города” Угрюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глуповских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и “угрюмым идиотом”, и “угрюмым прохвостом”, и “тугохвостом до мозга костей”. Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная цель всех его “трудов” - превратить город в казарму, заставить всех маршировать, беспрекословно выполнять абсурдные приказы. По его замыслу даже женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева.
Эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может управлять огромной страной.
Конечно, литературное произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. Но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить.

 

Образ Раскольникова

Раскольников бывший студент, скорее отрицательный, чем положительный персонаж. Его внешний вид вызывает сочувствие, но Раскольников имеет много черт, которые привлекают к нему внимание. Он талантливый и сильный человек. Он отличается честностью, способностью к сочувствию и сопереживанию. Свои последние деньги он оставил Мармеладовым. Однако ему некуда идти, он в тупике, где всё цветное теряет свой окрас. Раскольников живёт по принципу: «Человек ко всему привыкает!» Он нравственно падает, позволяет себе вести себя нечистоплотно. В своей комнате спит не раздеваясь. Он был очень беден, нищета буквально задавила его. В том, в чём он ходит, другим людям было бы стыдно выйти на улицу. Вся его одежда дырявая и грязная, а его цилиндр безобразно заломлен набок.
У него симпатичное молодое лицо, но внешне он создает впечатление человека с внутренним разладом и отсутствием гармонии. Все его мысли, проступки, внешность – предел дисгармонии. Его поведение, то, как он смеется, говорит, ходит похоже на лихорадку. Он постоянно в раздумии: «Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею?» Его повседневная жизнь – ад.
Некий злой гений пробуждается в Раскольникове, когда тот решается совершить задуманное. Петельку для топора он пришивает слева, а фальшивый заклад заворачивает так, чтобы старушенция помучилась, развязывая пакетик. И всё это только ради свободы и власти. Но прежде всего власти, власти над всем «муравейником», над всеми «тварями дрожащими». Возможно, жизнь какой-то мелкой старушонки и стоит такой великой цели, но какова цена невинной жертвы Лизаветы?
Раскольников стал Наполеоном, он убил! С этого момента он начинает нравственное развитие, поскольку очутился в предельной нравственной ситуации. Идея, лежащая в основе его теории, владеющая его сознанием, дала трещину. Его мировоззрение крушится. Раскольников начинает осознавать свой провал, он понимает, что является именно «тварью дрожащей». Его теория лопнула и не имеет больше права на существование.

 

 

Жизнь и творчество Салтыкова – Щедрина

1826 год, 15 (27) января – Родился в селе Спас-Угол в Тверской губернии в семье помещика.

1836-1844 – Учеба в Московском дворянском институте, а затем с 1838 г. в Царскосельском (Александровском) лицее.

1841-1845 – Начало литературной деятельности, публикация первых стихотворений в журнале "Библиотека для чтения" и "Современник".

40-е, конец – Участник кружка М.В.Петрашевского.

1847-1848 – Первые прозаические произведения: повести "Противоречия", "Запутанное
дело" в журнале "Отечественные записки".

1848 – Арест и ссылка в Вятку за "вредный образ мыслей";
старший чиновник, советник губернского правления.

1856 – Возвращение в Петербург.

1856-1857 – Публикация "Губернских очерков" в журнале "Русский вестник".

1856-1868 – Государственная служба в Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани (1858 г.) и Твери (1860 г.);
председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани).

1862-1864 – Работа в редакции журнала "Современник".

1863-1874 – "Помпадуры и помпадурши" (гротескно-сатирические образы и фантастические сюжеты).

1868 – Выход в отставку.

1868-1884 – Один из редакторов журнала "Отечественные записки";
после смерти Н. А. Некрасова – ответственный редактор;
все свои произведения печатает только на страницах "Отечественных записок".

1869-1870 – "История одного города" (характер отношений народа и власти).

1875-1880 – "Господа Головлевы", "Современная идиллия".

1880-е – Напечатан очерк "За рубежом" (своеобразное "сатирическое путешествие по
Европе"); закрытие "Отечественных записок"; завершены "Сказки" (сплав двух жанров: сказки и басни).

1887-1889 – "Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина".

1889, 28 апреля (10 мая) – Умер в Петербурге.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: