Сущность понятия «проектная деятельность»




 

 

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. [1,с.6].

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.

Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Так характеризует понятие "проект" Е.С. Полат: "Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия

Понятие "проектная деятельность дошкольников" находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания. [5,с.205].

Выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации:

1) Исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательский проект, как правило носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа:

- первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи;

- на втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос;

-третий этап – презентация проекта;

- на четвертом этапе педагог организовывает выставку проектов, после чего проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

2) Творческий проект-это деятельность, в которой создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. Создание такого проекта долгосрочен, только выбор идеи занимает 2-3 недели и осуществляется в 9 этапов.

3) Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Проект такого типа всегда инициируется педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада, который создается в восемь этапов. Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основана на разрешение реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы. [4,с.48].

Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах:

1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие становится невозможным.

2. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.

3. Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

4. проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.

5. Проектная деятельность имеет адресный характер. [4,с.23].

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. [6,с.84].

Таким образом, сущность понятия "проектная деятельность" это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Проектная деятельность способствует актуализации представлений, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: