Роль проектной деятельности в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста




Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Считается, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Проектная деятельность актуальна и эффективна, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. [10,с.6].

Проектная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность. [3,с.2].

Наибольшую популярность в детском саду получили межпредметные, практико - ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности.

При работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности. [12,с.25].

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). [23,с.2].

Проектная деятельность содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин: [8,с.10].

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. [8,с.21].

Кроме этого, проектная деятельность – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий дошкольников вместе с воспитателем и обязательной презентации результатов их работы. Презентация проекта различна, например, демонстрация продукта, получившегося в результате работы над проектом, спектакль, ролевая игра и т.д..

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. [11,с.128].

Применение проектной деятельности направлена непосредственно на результат, который ребенок может увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [ 9,с.64].

Применение проектной деятельности связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на актуальных детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.

Применяя проектную деятельность в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. [ 23,с.47]

Педагогическая цель проектной деятельности, направленной на повышение познавательной активности дошкольников – содействие формированию УУД и компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности воспитанников, включающие взаимосвязанные ценности, знания, умения, навыки и способность применять их.

В процессе организации проектной деятельности у дошкольников формируются такие компетенции как:

- поисково-информационная (работа с информацией),

- кооперативная (работа в сотрудничестве),

- самоуправление, коммуникационная (общение),

- рефлексивная (анализ, осмысление собственной деятельности).

Задача проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности дошкольников, состоит в создании условий при которых они:

- учатся выявлять проблему,

- достигают своих целей,

- получают знания,

- развивают коммуникативные умения и навыки,

- пользуются приобретенными знаниями и опытом на практике в окружающей действительности. [ 22,с.41].

Кроме этого, у воспитанников формируется чувство ответственности, приобретается опыт на всех этапах проекта, что способствует развитию их познавательной активности.

Для развития познавательной деятельности важна организация, как индивидуальной проектной работы, так и коллективной. В своей педагогической деятельности с дошкольниками я в также провожу коллективную проектную работу, основные преимущества которой состоят в том, что:

- формируются навыки сотрудничества,

- каждый воспитанник включается в определенный этап работы,

- в рамках проектной группы повышается мотивация и познавательная активность дошкольников, что положительно влияет на качество выполнения проекта. [ 13,с.25].

Таким образом, использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

ВЫВОДЫПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

Сущность понятия "проектная деятельность" это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Можем сказать что, в дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума. Особенностями познавательного развития дошкольников являются качественные изменения познавательной активности ребенка, которые происходят в результате организации педагогами различных видов деятельности: поисково-исследовательской, игровой, развития познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь.

Рассмотрены, методы, которые способствуют повышению интереса к познавательной деятельности является Метод проблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой деятельности Частично - поисковый метод Исследовательский метод, игровой В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Изучено использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Таким образом, задачи поставленные в работе решены, цель достигнута.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: