Методы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста




Познавательный интерес является значимым фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности дошкольника.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что интерес является и предпосылкой обучения, и его результатом. Обучение опирается на интерес детей, и оно же формирует его. У детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течении некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели. [13,с.81].

Познавательный интерес помогает связывать личные и общественные ценности. Ребёнок избирает из многообразия общественных ценностей то, что соответствует его интересам. Знакомство детей с окружающим миром, радость первых «открытий», первых «потому», до которых ребенок дошел сам, удивление безграничным разнообразием форм, оттенков, звуков, запахов - все, это служит пищей для разума. Если не руководить детским восприятием окружающего мира, если оставлять без внимания многочисленные вопросы, многое остается для ребёнка непонятным, по многим вопросам постепенно, но совершенно бесследно исчезает интерес. [19,с.20].

Познавательный интерес - это эффективный инструмент педагога, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, который активизирует детское мышление и заставляет волноваться и переживать, увлеченно работать. [7,с.2].

Формированию познавательного интереса способствуют разнообразные средства: совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры непосредственной образовательной деятельности, расширение форм самостоятельной работы детей, активизация учебной деятельности, а также обновление содержания. [2,с.35].

Для того чтобы активизировать учебную деятельность дошкольников необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее методы, которые способствуют творческому усвоению знаний и, как следствие, повышению интереса к познавательной деятельности.

Метод проблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения воспитанники еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому воспитатель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя дети при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. [21,с.69].

Частично - поисковый метод (эвристический) имеет следующие признаки: знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; воспитатель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; дети под руководством воспитателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично поискового потому, что дети не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала до конца. Поэтому часть знаний сообщает педагог, а часть добывается самостоятельно детьми посредствам решения поставленных вопросов или разрешения проблемных заданий.

Исследовательский метод характерен тем, что воспитатель вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания не сообщаются, дети самостоятельно добывают их в процессе решения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результатов также определяют сами дети; деятельность воспитателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; познавательный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно - обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы педагогов и наукой, накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению представлений детей учебной информацией. [21,с.70].

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью педагоги подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае дети значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом. [14,с.78].

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими. [16,с.97].

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, является прием создания на занятии ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии, например, при рассмотрении крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на занятии, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей. [15,с.53].

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятий большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога, а также, создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Включение детей в ситуации споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к познанию. Создать ситуацию познавательного спора можно на любом занятии и вне его. Для этого специально предлагается высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. [18,с.38].

К игровым методам обучения, которые направлены, на формирование познавательного интереса к окружающему миру относятся: дидактические игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия), интеллектуальные игры (развивающие), задачи головоломки. Именно игра является тем пространством, в котором ребёнок познаёт мир. [17,с.97].

Среди всех педагогических технологий, создающих наиболее благоприятные условия развития познавательного интереса, игра - наиболее доступное каждому педагогу средство. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Д. Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Также в дошкольном образовательном учреждение как средство развития познавательного интереса можно рассматривать проектную деятельность. Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Содержание проектной деятельности определяется темой, целями и образовательными задачами и реализуется в различных видах детской деятельности и формах организации образовательной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). [20,с.144].

Таким образом, методы, которые способствуют повышению интереса к познавательной деятельности является Метод проблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой деятельности Частично - поисковый метод Исследовательский метод, игровой В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: