Одним из основных видов таможенных платежей является налог на добавленную стоимость (далее НДС). НДС играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии нашего государства.
Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог* на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг.), которая оплачивается конечным потребителем.
НДС является федеральным налогом, за счет него формируется более 35% всех доходов федерального бюджета. Выполняя свою основную функцию - фискальную, НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и др.
*Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Предприятия, производящие товары или оказывающего услуги, продают свою продукцию по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносят государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, они является сборщиками, а покупатели - плательщиками косвенных налогов.
Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков.
Преимущества:
1) косвенные налоги являются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий;
2) косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.
Недостатки:
1) обратная пропорциональность платежеспособности;
2) существенные расходы по контролю над налогообложением.
НДС выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую.
При определении НДС используются адвалорные ставки.
Размер ставок НДС устанавливается в законодательном порядке.
Порядок начисления и уплаты НДС при перемещении товара через таможенную границу Таможенного союза
На основании инструкции о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров на таможенную территорию определяется, как сумма:
- таможенной стоимости товаров;
- подлежащей уплате таможенной пошлины;
- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
По общему правилу, плательщиком косвенных налогов, как и таможенной пошлины, является декларант, вносящий эти таможенные платежи до или в момент принятия таможенной декларации, либо иное лицо в соответствии с таможенным законодательством (владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т.д.).
При обложении НДС товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза действуют следующие виды ставок: 0%, 10 % и 20 %.
Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:
- идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ЕАЭС;
- сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке;
при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ – используется ставка 20%.
Ставка 0 % применяется на:
- вывоз товара с таможенной территории Таможенного союза;
- товары для иностранных дипломатических представительств;
- товары, работы и услуги космической деятельности;
- услуги по международной перевозке товаров.
Ставка 10 % применяется на:
- продовольственные товары первой необходимости;
- детские товары;
- медицинские товары;
- периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
Ставка 20 % применяется:
- при реализации товаров, для которых не предусмотрено налогообложение по нулевой, 10-процентной и расчетным ставкам.
Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:
- изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
- не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
- печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
- специфические модификации лекарственных препаратов.
Акциз
Вторым видом косвенных налогов являются акцизы. Таможенный акциз – это косвенный (и налоговый) платеж в пользу бюджета, который выплачивается при перемещении подакцизных товаров через таможенную территориальную границу страны.
Основными целями использования акциза являются:
1) фискальная, т.е. с помощью этого налога государство увеличивает денежные средства поступаемые в бюджет страны;
2) недопущение получения сверхприбыли;
3) защита национального рынка.
Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников пополнения доходной части федерального бюджета.
При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию ТС и вывозимым с нее, применяются специфические, адвалорные ставки и комбинированные.
Специфические ставки акцизаустанавливаются в ЕВРО за единицу измерения подакцизного товара.
При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного товара и таможенную пошлину.
Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференцируются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
При использовании комбинированных ставок, сочетающих оба вышеуказанных метода расчета, берется всегда больший вариант по значению акциза.
Подакцизными товарами признаются:
1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее - этиловый спирт);
2 ) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, кроме пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;
4) табачная продукция;
5) автомобили легковые;
6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
7) автомобильный бензин;
8 ) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и др.
Не рассматриваются как подакцизные товары:
- лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций;
- препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти;
- виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.
Таможенные сборы
Таможенные сборы — денежные платежи, взимаемые таможенными органами с юридических и физических лиц за выполнение различных действий и оказание таможенных услуг, предусмотренных соответствующими нормативными актами.
К таможенным сборам относятся следующие платежи:
- суммы, обязательные к оплате таможенного оформления;
- суммы, которые требуются в качестве оплаты таможенного сопровождения;
- сбор – оплата за ответственное хранение товаров на таможенных складах.
В качестве декларанта может выступать непосредственно сам владелец декларируемого имущества либо третье лицо, его замещающее и наделенное необходимыми полномочиями.