Воспитательное мероприятие по педагогике




на тему:

«Летопись моей семьи»

 

Выполнила: студент 4

курса Колесников Николай

Проверил: методист по

педагогике, к.п.н.,

 

 

Саранск 2012

Форма: Классный час

Цель – стимулирование интереса учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи:

1. Дать учащимся представление о науке генеалогии.

2. Развить у них интерес к родословной своей семьи.

3. Расширение кругозора

4. Сформировать умение работать в группе.

Подготовка к воспитательному мероприятию:

1. Учащиеся вместе с родителями придумывают герб своей семьи.

2. Учащиеся готовят интересные сведения о своих фамилиях, своей семье.

3. Учащимся предлагается тест «Незаконченные предложения»:

- Свет в окнах моего дома – это…

- Радость в моей семье – это…

- Горе моей семьи – это…

- Из традиций моей семьи мне бы хотелось взять в свою будущую семью…

- Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…

Оборудование: листки с контуром дерева, ручки, карандаши.

Оформление:

1. Выписываются новые понятия, рассматриваемые на воспитательном мероприятие:

- генеалогия;

- лары;

- геральдика;

- герольд.

2. Оформляется выставка нарисованных учащимися гербов и генеалогических древ.

3. Готовится выставка книг по тематике воспитательного мероприятия.

4. Эпиграф воспитательного мероприятия.

Возрастная категория учащихся: 13 лет.

Использованная литература: Журнал «Классный руководитель».

План проведения:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

2.1 Знакомство с понятиями: генеалогия, лары, геральдика, герольд.

2.2 Выступление учащихся с сообщениями об известных дворянах России: М.Ю. Лермонтове, Л.Н. Толстом.

2.3 Блиц опрос, участвуют все учащиеся.

3. Заключительная часть.

Государственное правило ставит уважение

к предкам в достоинство гражданину образованному.

Н. М. Карамзин

Друзья мои, знаете ли вы своих бабушек и дедушек?

А как обстоит дело с прабабушками и с прадедушками?

Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете слова Николая Михайловича Карамзина?

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Так, Александр Сергеевич Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далёкого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал её друзьям.

Сегодня мы с вами познакомимся с наукой генеалогией.

А кто может сказать, что означает это слово?

В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.

Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при даровании герба, при допуске к участию в турнире.

В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне.

Первым профессиональными знатоками генеалогии были герольды. Для доказательства своего происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырёх предках. Конечно, не всегда была возможность предоставить совершенно точные данные, поэтому родословные нередко составлялись в соответствии с преданиями, воспоминаниями. Герольды путешествовали от замка к замку и собирали сведения, которые заносили в генеалогические книги.

Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл жизни представителей этой семьи: «Честь – превыше всего», «Делами славен».

И русским людям небезразлична была собственная родословная, о чём свидетельствует отрывок из письма Ивана Грозного шведскому королю.

«Пишешь ты нам, что отец твой – венчанный король, а мать твоя – венчанная королева: но хоть отец твой и мать – венчаны, но предки-то на престоле не бывали! А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав и как деда твоего звали. И где на государстве сидел, и с каким государями был в братстве, из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим».

Как вы думаете, почему Иван Грозный интересуется родословной шведского короля?

Далее учащиеся выступают с сообщениями об известных дворянах России: М.Ю. Лермонтове, Г.И. Шелихове, Шереметевых, Л.Н. Толстом.

Ну а теперь попробуйте быстро ответить, кем являются в семье те, кого я буду называть.

1. Свекровь (мать мужа).

2. Свекор (отец мужа).

3. Тёща (мать жены).

4. Тесть (отец жены).

5. Зять (муж дочери).

6. Сноха (жена сына).

7. Золовка (сестра мужа, жена брата).

8. Деверь (брат мужа).

9. Шурин (брат жены).

10. Свояченица (сестра жены).

11. Свояки (женатые на родных сёстрах).

12. Мачеха (неродная мать).

13. Отчим (неродной отец).

14. Падчерица (неродной ребёнок одному из супругов).

Прочитайте русские пословицы о родине, родных людях и объясните их смысл.

- На что и клад, коли в семье лад.

- Русский человек без семьи не живёт.

- Добрая кума прибавит ума.

- У кого есть дед, у того есть обед.

- Братская любовь пуще каменной стены.

- Брат с братом на медведя не ходят.

- Зять на двор – пироги на стол.

А теперь мы попытаемся составить «генеалогическое древо», или, говоря другими словами, «Древо жизни».

Основателя рода помещаем внизу – это корень. А на стволе – его прямые потомки. На ветвях будут уже более дальние родственники.

Мы составили образец «Древа жизни», а дома, используя семейные документы, письма, фотография, воспоминания родителей и других родственников, составьте каждый своё родословное «Древо жизни».

 

Анализ мероприятия

Мероприятие «Летопись моей семьи» проводилось в 7 «Б» классе школы №22 города Саранска. В подготовке проведения мероприятия принимали участие все ученики 7 «Б» класса. Продолжительность мероприятия – 1 час. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Подготовка к мероприятию была высокой, благодаря заинтересованности самих учеников, т.к. тема актуальна в наше время и вполне доступна.

Также можно отметить, что при рассмотрении герба семьи, дети с большим удовольствием рассказывали истории о своих семьях, происхождении фамилии. Представление об укладе, о традициях и быте семьи были у всех различны, и каждый старался подчеркнуть именно «изюминку» своей семьи. Как и любой нормальный человек, ребята представляют своё будущее, а некоторые вообще в пример ставят своих родителей и стараются придерживаться тех же правил.

Данное мероприятие показало, что ученики хорошо знают родословную своей семьи. Мероприятие проходило без задержки и срывов. Оно даже «раскачало» самых стеснительных и молчаливых учеников. Концентрация внимания зрителей и учащихся не снижалось на протяжении всего мероприятия. После окончания мероприятия многие учащиеся захотели сделать в большом красочном формате «Древо жизни», а на следующий день принесли и оставили на память в классе.

На мой взгляд, это мероприятие в серьёз заставило задуматься ребят о родословной своей семьи и, по-моему, придя домой после уроков, ребята нашли семейные документы, письма, фотографии своих дальних предков.

Ученики высказали мнение, что они узнали много нового и интересного, и чтоб учитель почаще проводил такие мероприятия.

Мероприятие прошло, без каких либо срывов. Дисциплина была хорошая, не было ссор, все старались высказаться. Мероприятие учащимся очень понравилось. Я сумела заинтересовать детей. Таким образом, цель и задачи, которые мною были поставлены, я реализовала.

Я для себя сделала вывод, что дети в будущем обязательно передадут своим детям родословную своей семьи и расскажут о традициях обычаях и происхождении семьи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: