ИСТОРИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ




Тема 1. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Основные понятия, виды, способы. Исторические аспекты и проблемы на современном этапе

Основные термины и определения в области идентификации. Цели, задачи и функции идентификации продовольственных товаров. Виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая), товарно-партионная.

Объекты и субъекты идентификации. Средства идентификации. Упаковка, маркировка, товарные знаки, производственные марки, штриховые коды, как средство идентификации продовольственных товаров. Критерии идентификации. Органолептические и физико-химические показатели качества, пригодные для целей идентификации.

Методы идентификации. Органолептические и измерительные методы, их достоинства и недостатки. Современные инструментальные экспресс-методы идентификации потребительских товаров.

Понятие о фальсификации товаров, фальсифицированных товарах, товарах-заменителях, дефектных товарах. Объекты фальсификации. Виды фальсификации продовольственных товаров: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная, технологическая, предреализационная; фальсификация: опасная и безопасная для жизни и здоровья потребителя.

Способы фальсификации продовольственных товаров. Способы ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной, информационной фальсификации. Производство контрафактных товаров – один из способов фальсификации.

Методы выявления фальсификации продовольственных товаров.

Фальсификация продовольственных товаров пищевыми добавками. «Санитарные правила по применению пищевых добавок» – документ, регламентирующий использование пищевых добавок в пищевой промышленности. Российская, европейская и международная системы классификации пищевых добавок. Общие правила использования пищевых добавок. Характеристика отдельных групп пищевых добавок. Использование пищевых добавок для фальсификации пищевых продуктов.

Исторические аспекты проблемы фальсификации продовольственных товаров. Современное состояние проблемы фальсификации продовольственных товаров, причины распространения фальсификации.

Предупреждение фальсификации. Меры по предотвращению и борьбе с фальсификацией.

Последствия фальсификации продовольственных товаров для потребителя, производителя, продавца.

Законодательные акты России и зарубежных стран, направленные на защиту потребителя от фальсифицированных товаров.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование в России рыночных условий, их дальнейшее развитие и совершенствование предъявляют к объекту товарно-денежных отношений свои специфические требования. Поскольку объектом этих отношений являются товары и услуги, предоставляемые на свободный рынок конкурирующими между собой производителями, то у потребителя этих товаров и услуг появляется возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант.

Производители в конкурентной гонке, стремясь удовлетворить потребности потребителя и при этом получить от него за предоставляемые товары и услуги больше денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя. Получить деньги за товар высокого качества – абсолютно справедливое и правильное решение; но на свободном рынке всегда имеются и другие производители; их цель – обманным путем получить с покупателя деньги за свой фальсифицированный продукт. На российском рынке, где веками формировались условия для производства фальсифицированных товаров, такое явление не редкость. В России в разных исторических и экономических условиях формирования товарно-денежных отношений по-разному относились к появлению на рынке фальсифицированных товаров.

С другой стороны, многие импортные товары (и услуги), которые не производились отечественной промышленностью, до недавнего времени не были известны ни российскому покупателю, ни специалистам в области товароведения, следовательно, на них отсутствует нормативно-техническая документация и возникает масса проблем при их идентификации.

Ранее, в условиях государственного монополизма, главными свойствами товара были качество и потребительская ценность (стоимость), теперь, в условиях свободных рыночных отношений у него появились новые свойства – конкурентоспособность и идентичность. А в последние годы, в связи с глобализацией мирового товарного рынка, у товара появилось и новое свойство – глобальность.

В этом курсе мы рассмотрим одно из новых свойств товара – его идентичность и как производное от этого свойства – его подлинность.

Среди важнейших условий появления этих свойств товара (подлинность и идентичность) на российском рынке можно считать следующие:

- переход от жесткой регламентации системы товарно-денежных отношений в условиях государственного монополизма на свободные экономические взаимоотношения между различными формами собственности;

- появление на рынке товаров не одного производителя (в лице государства), а множества производителей, каждый из которых стремится занять свою нишу на свободных рынках России и получить доходы от реализации своих товаров;

- свободный вход на российский рынок товаров любого как отечественного, так и зарубежного предпринимателя или производителя.

Препятствием к установлению подлинности идентичности товаров являются:

- несогласованность деятельности органов государственного контроля и не информированность потребителя о результатах их деятельности, что приводит к многочисленным фактам многократного обмана покупателей одним и тем же товаром, в том числе и за счет его фальсификации;

- отсутствие действующих законов и нормативных документов, в которых бы устанавливалась непосредственно уголовная административная и уголовно-процессуальная ответственность за фальсификацию товаров;

- отсутствие информационного обеспечения товароведов, продавцов и потребителей о возможных способах подделок тех или иных товаров, что затрудняет компетентный выбор товаров, выявление разного рода фальсификаций с помощью надежных экспрессных методов.

Несмотря на то, что в России принят закон «О защите прав потребителя» и в каждом регионе созданы общества потребителей, в действительности потребитель остается один на один в противостоянии с производителями и предпринимателями разного уровня.

В связи с этим существует необходимость овладения определенным объемом знаний по своевременному выявлению подделок товаров; и этот вопрос касается не только каждого товароведа и производителя, но и каждого потребителя. Особо пристальное внимание необходимо обращать на подделки пищевых продуктов, опасные для здоровья и жизни человека. Не меньшую опасность представляют и поддельные лекарственные средства.

Несмотря на большое разнообразие средств и способов подделок товаров, учеными разработаны надежные методы по их выявлению и здесь определяющим является только информированность эксперта и потребителя. Мы рассмотрим и сложные измерительные методы, требующие высококвалифицированных специалистов и специальной аппаратуры и приборов, и простые (экспрессные), способные выявить те или иные подделки пищевых продуктов.

ИСТОРИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

С фальсификацией товаров потребитель столкнулся, вероятно, с момента появления первых товарных рынков. Поскольку фальсификация товаров с правовой стороны представляет собой разновидность торгового обмана, мошенничества, то до сих пор бытует такое изречение «не обманешь – не продашь». Но обман во все времена карался очень жестко. Поскольку фальсифицированные товары часто представляют опасность для здоровья потребителей, то при создании законодательных актов о фальсификации исходят из того, что и производитель, и посредник должны не только остерегаться от введения в заблуждение потребителя, но обязаны сделать все необходимое для того, чтобы покупатель имел ясное представление об истинном достоинстве своей покупки. Именно этой точки зрения придерживалось законодательство Германии (1879 г.), поставившее под правовую охрану пищевые продукты, игрушки, обои, краски, а также посуду для питания, приготовления пищи и т.д. Этот закон наиболее сурово наказывал за попытку фальсификации и противодействие контролю продажи товара. Так, денежный штраф до 150 марок и арест грозил тем, кто нарушал полицейские предписания о правилах торговли, арест до шести месяцев или штраф до 1500 марок – за подделку пищевых продуктов, их хранение и продажу.

Законы о фальсификации пищевых продуктов были приняты в XIX веке во многих развитых европейских странах – во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем в Англии, Австрии, Швейцарии. В законах этих стран предусматривались меры наказания за фальсификацию товаров – достаточно строгие штрафы, размер которых зависел от степени вреда, наносимого здоровью потребителей фальсифицированных товаров, а также меры пресечения – лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.

Следует отметить, что понятие фальсификации товаров трактовалось в различных европейских странах по-разному, в соответствии с этим и различным было наказание за подделку пищевых товаров. С этой точки зрения наиболее легкими были наказания в Англии и Австрии, поскольку законодательство этих стран ограничивало понятие фальсификации, исключая из своих положений случаи неумышленной продажи фальсифицированной продукции по незнанию.

В то же время в Германии неумение продавца выявить подделку не освобождало его от наказания.

Российские архивные документы также свидетельствуют о том, что вопрос о фальсификации товаров в России был известен давно, и был принят целый ряд законов для защиты потребителей. Так, в правление Петра I были приняты указы о торговле пищевыми товарами на рынках. Сенатский указ от 18 сентября 1713 г. предписывал: «В мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали».

В указе 1718 г. запрещалась продажа «нездорового съестного харча и мертвечины» и устанавливались жесткие меры наказания: «за первую вину будет бит кнутом, за вторую – сослан на каторгу, за третью – учинена будет смертная казнь».

В указе 1722 г. предписывалось «несвежее мясо бросать собакам или велеть закапывать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы». Надзор за качеством продукции был возложен на полицию. Указами Сената (1756 г.) определялись права полиции, которая должна была следить также за ценами на пищевые продукты на рынках. «Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе».

Однако, несмотря на тяжесть наказаний, создание учреждений в помощь полиции и специальных служб, осуществляющих надзор за доброкачественностью продукции, проблема с фальсификацией пищевых продуктов оставалась острой и в середине XVIII века, и в начале Х1Х века. Свидетельством этому служит принятие указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг. Так, согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1855 г.), устанавливался штраф до 100 рублей на виновных за «приготовленные к продаже или продажу съестных припасов или напитков, вредных для здоровья или испортившихся, а равно подделку посуды из вредных для здоровья материалов» (ст. 115) или предусматривался арест сроком до одного месяца.

В законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению для продажи и к самой продаже было приравнено хранение фальсифицированных товаров в торговых и промышленных помещениях. Были увеличены наказания: штраф – до 300 рублей и арест – до 3 месяцев.

Среди фальсифицированных пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г), коровье масло, жиры (1891 г.). В дальнейшем список пополнили фальсификации пчелиного меда, кофе, молока, муки, пива, сахарина, чая, суррогаты женского молока и др.

В начале XX века в России вновь поднимается вопрос о фальсификации продуктов. Профессор П.Е. Таиров (рисунок 1), располагая информацией о фальсификациях виноградного вина, обратился к ведущим ученым страны с предложением высказать свое мнение о подделках, с которыми они встречаются по роду своей деятельности. На основе присланных материалов В. Е. Таиров разработал проект закона «О фальсификации пищевых продуктов» (см.: Материалы по вопросу о фальсификации пищевых продуктов. С.-Пб., 1901; Частный проект законов по инициативе В.Е.Таирова. Одесса: Вестник виноделия, 1901). Этот закон принят не был, но на его основе 24 апреля 1914 года был принят закон «О виноградном вине».

Рисунок 1 – В. Е. Таиров (1859-1938), ученый, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, винодел и благотворитель

 

Следует отметить, что до революции в России помимо законодательных мер защиты от фальсификации, были приняты меры, которые с позиции сегодняшнего дня можно назвать социальными. Так, придавались гласности фамилии и имена изготовителей подделок, публиковались книги, в которых описывались способы определения фальсифицированных товаров. Одна из таких книг – «Домашний определитель подделок» профессора физики и химии А. Н. Альмадингена которая позволяла выявлять фальсификацию ряда пищевых продуктов и некоторых материалов.

В дореволюционной России, несмотря на упомянутые меры по борьбе с фальсификацией товаров, подделывалось значительное количество товаров, особенно реализуемых на рынках или разносчиками (например, молочницами). Грешили этим мелкие и средние купцы. Причем зачастую многие знали места и производителей фальсифицированной продукции, но должной борьбы на государственном уровне с ними на велось.

В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» так описывает одно из подобных мест – Сухаревку: «Покупатель необходимого являлся сюда с последним рублем, зная, что здесь можно дешево купить, и в большинстве случаев его надували. Недаром о товарах низкого качества говорили: «он сухаревской работы».

В Одессе поддельные товары изготавливались на Малой Арнаутской (например, по трактирам собирался и упаковывался в новые пачки спитой и высушенный чай, формовались глиняные кофейные зерна и т. п.).

А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» упоминает о фальсифицированном вине и сигарах, при этом богатые купцы Паратов и Вожеватов прекрасно знают их происхождение и отказываются от них. «На бутылке-то бургонское, а в бутылке-то «кильдер-бальзам» какой-то» – говорит актер Робинзон, пивший это вино с женихом Ларисы, Карандышевым. Далее в ответ на предложение последнего выкурить сигару Паратов говорит: «Я этот сорт знаю: Регалия капустиссима dos amigos...», т. е. сигары «Королевские» из капустного листа для друзей (регалия – сорт дорогих сигар).

Как одно из направлений борьбы с фальсификацией товаров следует отметить работу Вольного экономического общества, которая особенно активизировалась во второй половине XIX в. Члены этого общества – ученые химики, физики, технологи, товароведы производили исследования товаров, реализуемых на рынках в разных регионах России (Москве, Петербурге, Казани, Одессе и др.), выявляли и доводили до сведения общественности результаты этих исследований, разрабатывали методы обнаружения фальсификации конкретных товаров. Эти исследования публиковались в научных трудах Вольного экономического общества. Большой интерес у широкой общественности вызывали публичные лекции членов этого общества, среди которых были известные основоположники товароведения: М. Я. Киттары, Я. Я. Никитинский, Ф. В. Церевитинов (рисунок 2) и др.

Рисунок 2 – М. Я. Киттары (1825-1880) – основоположник отечественного научного товароведения; Ф.В. Церевитинов (1884-1947) – профессор, д.т.н., Заслуженный деятель науки и техники РСФСР; Я.Я. Никитинский (1854-1924)

Потребность в информации о средствах фальсификации конкретных товаров и методов се обнаружения дает мощный стимул к развитию товароведения как науки об основополагающих характеристиках товаров. При этом в конце XIX в. научное товароведение развивается в двух ведущих направлениях: описание потребительских свойств товаров, в том числе обеспечивающих их ассортиментную принадлежность на видовом уровне; характеристика средств и способов фальсификации конкретных товаров, в том числе и методов ее обнаружения.

С приходом Советской власти и установления государственной монополии на производство пищевых продуктов закона о защите потребителя от фальсифицированной продукции не существовало, поскольку в случае фальсификации, весь доход поступал в государственную казну. Поэтому слово фальсификация со временем вообще исчезло из законодательных актов.

Какие же товары фальсифицировали в СССР? В некоторых источниках можно встретить следующие примеры.

В индийский чай, расфасованный в СССР, добавляли грузинский чай низших сортов (до 45% в зависимости от сорта). В молотый жареный кофе высшего сорта добавляли жареный цикорий в количестве 20%, в 1 сорт – 20% цикория и 20% жаренных винных ягод.

Было организовано производство шампанского (хотя этот французский напиток и создан был в департаменте Шампань) без выкупа лицензии на право его производства. Вначале выпускали Советское шампанское, по технологии, приближенной к французской, то затем разработали так называемый резервуарный (акратофорный) способ, по которому шампанское формируется не в каждой отдельной бутылке, а в большом чане под давлением, а затем только разливалось по бутылкам (рисунок 3).

Рисунок 3 – Акратофоры для резервуарного производства шампанского

 

Также было организовано производство коньяков (без выкупа лицензии у Франции на право его производства), вначале по классической технологии созревания коньячных спиртов в дубовых бочках. Затем была разработана ускоренная технология созревания коньячных спиртов в эмалированных емкостях с добавлением дубовой стружки. Это наглядные примеры двойной фальсификации одного товара.

Профессору Несмеянову, за разработку подделки – искусственной черной икры из желатина, ароматизированной селедочным тузлуком, присвоили звание академика и выдали Государственную премию.

Насколько фальсифицированными можно считать эти продукты – вопрос спорный. Некоторые авторы относят их к категории фальсификатов. Однако следует заметить, что во всех случаях на этикетках этих товаров указывалось: икра искусственная, чай № 36 (индийский – 60%, грузинский – 40%), кофе с цикорием (рисунок 4) и т.д.

Коньяк и шампанское выпускаются по ГОСТу (ГОСТ 31732-2012 Коньяк. Общие технические условия, ГОСТ Р 51165-2009 Российское шампанское.).

Рисунок 4 – Чай № 36, кофе с цикорием

 

А вот письмо Минфина СССР о возможности замены сливочного масла маргарином, действительно привело к выпуску сливочного масла с добавлением маргарина. Разница от этой фальсификации поступала в государственный бюджет. Вот почему не было не только закона о фальсификациях, но даже юридического понятия.

Чтобы не возникало подобных разногласий, рассмотрим категории качества пищевых продуктов.

По качеству пищевые продукты делят на следующие категории:

- доброкачественные – это продукты, отвечающие всем требованиям стандарта; их употребление в пищу не вызывает опасений; такие продукты разрешается использовать в пищу без ограничений.

- условно годные – продукты, которые могут становиться пригодными в пищу после применения соответствующей обработки;

- пищевые продукты с пониженной питательной ценностью в результате нарушения режима технологической обработки, условий и сроков хранения и других причин; такие продукты не удовлетворяют некоторым гигиеническим требованиям, но не представляют опасности для здоровья человека;

- фальсифицированные – продукты, которым искусственно приданы какие-либо свойства и признаки с целью скрыть недостатки (или с целью наживы); например, сода может быть добавлена в молоко, чтобы скрыть повышенную кислотность; нейтрализуя молочную кислоту, сода не препятствует развитию гнилостных микроорганизмов и способствует разрушению витамина С; такие продукты не пригодны для употребления в пищу;

- суррогаты – продукты, сходные с натуральными по органолептическим признакам (запах, вкус, окраска, внешний вид), но приготовленные искусственным путем с соответствующим указанием на этикетке; таковы суррогаты кофе, сделанные из злаков, фруктовые эссенции вместо натуральных соков, соевое мясо, черная икра и т.п.;

- недоброкачественные – продукты, представляющие опасность для здоровья или имеющие выраженные неудовлетворительные органолептические показатели

В России в первые годы формирования рыночных отношений, когда фальсификация пищевых продуктов достигла угрожающих объемов, на законодательном уровне были сформулированы понятия о фальсификации. (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов). Однако о принятии соответствующего закона, предусматривающего наказание за фальсификацию, речь пока не идет.

И если в Испании за подделку меда продавца сажают на семь лет, то у нас фальсификаторы отделываются только штрафами.

Очень спорный вопрос о пищевых добавках рассматривается в специальном курсе и мы его пока не затрагиваем.

Заметим, однако, что некоторые пищевые добавки, используемые при фальсификации, небезвредны для организма человека. Они вызывают расстройство функции желудочно-кишечного тракта, накапливаются и приводят к токсикозу печени, способствуют развитию раковых заболеваний, нарушению иммунной системы и т.п.

В настоящее время появляется необходимость вновь, с учетом исторического опыта по проблемам фальсификации, издавать подобные пособия, как для специалистов, так и для потребителей. В нашей российской действительности, когда контролирующие органы используют только фискальные мероприятия по борьбе с фальсификаторами и информируют только сами себя, мы должны сами обезопасить свою жизнь.

Основными терминами, которыми мы будем оперировать, являются идентификация (от латинского identifico – отождествлять) и фальсификация (латинского falsificatio – подделка).

В толковом словаре термин «идентификация» определяется как «отождествление», установление совпадения чего-либо с чем-либо. При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.

Идентификация, как правило, требует многосторонних исследований как опытными специалистами – товароведами-экспертами, так и высококвалифицированными учеными-экспертами. Поскольку результаты идентификации того или иного изделия в дальнейшем анализируются и делаются соответствующие выводы, то, более точно это можно назвать идентификационной экспертизой. В информационном письме № 01-15/18416 от 1.09.98 Государственного таможенного комитета РФ «О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту» идентификационная экспертиза является основополагающей, и перечень экспертиз начинается именно с нее. Это определено тем, что до тех пор, пока не проведена идентификационная экспертиза данного изделия и не установлено, что представляет собой товар, и к какой группе он относится, и какой код по ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза) он имеет, все остальные виды экспертиз проводить бесполезно.

Идентификационная экспертиза товара проводится с целью установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Является ли данное изделие пищевым продуктом, либо его необходимо использовать для технических целей, на корм животных и т.п.

2. К какому классу или группе однородных товаров относится данное изделие.

3. Установление соответствия данного изделия качественным характеристикам и техническому описанию на него.

4. К какому сорту относится данное изделие.

5. Относится ли данное изделие к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).

По результатам идентификационной экспертизы могут быть приняты следующие заключения:

- является ли данное изделие пищевым продуктом;

- выявляется соответствие, либо несоответствие товара определенным требованиям, указанным в нормативно-технической или иной документации;

- устанавливается сорт данного изделия;

- устанавливается, относится ли данное изделие к перечню запрещенных товаров либо имеющее определенные ограничения.

Однако при получении отрицательных результатов идентификационной экспертизы еще нельзя делать заключение о фальсификации того или иного товара. Может быть, это новый товар, еще не включенный в ту или иную нормативно-техническую документацию или перечень, или изделие выполнено в одном или нескольких экземплярах (ручная работа). Например, на нашем рынке широко рекламируются и реализуются кофемиксы (смесь кофе с сахаром и сливками) на которые отсутствуют нормативно-техническая документация в РФ, однако это не значит, что все они относятся к фальсификатам.

Наряду с идентификационной экспертизой товара проводят экспертизу на его подлинность.

Экспертизу подлинности товара проводят с целью установления характерных показателей, отличающих заявленный (натуральный) продукт от его подделки. При этом подделка может иметь как более низкие показатели качества, чем натуральный, так и более высокие, что, хоть и редко, но случается.

При экспертизе подлинности ставятся следующие задачи:

- имеет ли данное изделие показатели, характерные для тех или иных видов фальсификации;

- насколько названное изделие соответствует показателям, характерным для данной однородной группы товаров;

- соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым в нормативно-технической документации, законом «О защите прав потребителя» и т.п.

Таким образом, идентификационная экспертиза и экспертиза подлинности товара преследуют разные цели и для достижения этих целей могут ставиться разные задачи. Поэтому как специалистам, так и потребителям необходимо различать эти два понятия.

В Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации термин «идентификация» определяется следующим образом: «Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации, о продукции)».

Недостатком этого определения термина является то, что деятельность по идентификации изделия сужается до простой процедуры, проводимой только с целью сертификации, а идентифицирующие критерии сужаются до требований нормативных и технических документов, других средств информации о продукции, которые может провести и не очень квалифицированный специалист. В последнее время в нормативно-технической документации критерии для идентификации товара значительно сужаются и многие показатели не несут идентификационной информации, а содержат лаконичные фразы – «соответствует данному виду товара», «в соответствии с рецептурой» и т.д. Естественно, что по таким критериям нельзя провести идентификационную экспертизу.

Идентификационная экспертиза является основополагающей и все действия с товаром должны начинаться только с нее. Ведь исследуемое изделие может относиться и к опасным изделиям, либо включенным в перечень запрещенных товаров. Кроме того, до тех пор, пока мы не идентифицировали правильно товар, мы не можем и правильно оценить его качество, провести экспертизу качества, сертификацию соответствия. Например, на упаковке кондитерских изделий «Марс», «Сникерс» и т.п. не указано, что это за изделия. И если мы начнем оценивать их качество, как качество шоколадного батончика (именно так преподносит их нам реклама), то они будут забракованы, поскольку содержат менее 40% шоколада. В соответствии с ГОСТ 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия» содержание начинки в шоколаде с начинкой должно быть не более 60%. Однако эти изделия вполне отвечают требованиям, предъявляемым к конфетам.

Объектами идентификации являются товары, услуги, ценные бумаги (деньги, акции, векселя и др.), информация, рабочая сила и другие объекты коммерческой деятельности. Однако мы будем исследовать лишь одну группу объектов – изделия, которые вовлекаются в процесс купли-продажи и становятся товаром. При этом, несмотря на то, что объектом изучения является идентификация продовольственных товаров, следует отметить, что многие из рассматриваемых теоретических вопросов в равной степени могут быть отнесены и к непродовольственным товарам.

Субъектами, осуществляющими идентификацию товаров, являются все участники рыночных отношений:

- производитель – на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и при отпуске готовой продукции;

- торговая организация (торговый посредник) – на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже.

Потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего по органолептическим показателям и не имея достаточной информации, а также ориентируясь на свой собственный житейский опыт, знания и прислушиваясь к мнению других. При этом за все ошибки покупатель расплачивается своими же деньгами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: