Идентификационная экспертиза качества, как мы уже установили выше, является основополагающей при оценке, экспертизе качества, сертификации. Все эти действия с товаром направлены на установление соответствия того или иного изделия определенным требованиям.
Соответствие – соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге (Руководство ИСО/МЭК2, п.13.1). Поскольку понятие «соответствие» является философским, то в практической деятельности устанавливают уровень (степень) соответствия, то есть сопоставляют фактические результаты показателей к установленным требованиям. Уровень соответствия товара можно выражать в коэффициентах соответствия, либо в процентах. При этом коэффициент соответствия может принимать только два значения – 0 или 1. Если изделие соответствует нормативной документации, то коэффициент соответствия равен 1, а если товар не соответствует – то коэффициент соответствия равен 0. Товар не может соответствовать требованиям нормативной документации, например, наполовину, т.е. по половине показателей он соответствует, а по половине – нет. Если хоть по одному показателю товар не соответствует требованиям нормативной документации, то он уже не подлежит реализации, как изделие соответствующее данной нормативной документации. Он может реализовываться как нестандартный и по другой цене, например, яйцо мелкое, мелкий картофель и т.п.
Степень соответствия товара по тем или иным показателям может оцениваться как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.
Со стороны производителя товара степень соответствия может устанавливаться по следующим показателям:
- нормативным;
|
- техническим и технологическим;
- безопасности.
Соответственно различают несколько видов деятельности по оценке степени соответствия качества товаров со стороны производителя: оценка качества, экспертиза качества и сертификация соответствия. Рассмотрим место и роль идентификационной экспертизы в оценке степени соответствия товара при разных постановочных целях исследования (рисунок 5).
Рисунок 5 – Место идентификационной экспертизы в оценке степени соответствия товара со стороны производителя
В соответствии с приведенными на рисунке 5 целями оценочной деятельности по степени соответствия данного изделия тем или иным критериям со стороны производителя, товар может идентифицироваться при оценке качества, экспертизе качества и сертификации. При этом получаемые результаты исследования по тем или иным показателям могут быть как общими, так и различными в зависимости от поставленной цели. Соответственно, различно и оформление получаемых результатов.
Оценка (контроль) качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с нормативными требованиями.
Оценку (контроль) качества со стороны производителя могут осуществлять как субъекты рыночных отношений: производители, продавцы, представители потребителя, так и контролирующие организации.
Контроль качества проводится представителями компетентных контрольных органов (государственного, ведомственного или внутрифирменного контроля). К ним относятся государственные инспекторы Госторгинспекции, Госстандарта, санитарные врачи Роспотребнадзора, контролеры ведомств и отделов контроля на предприятиях, сотрудники пищевых лабораторий предприятий промышленности, торговли, общественного питания, общества защиты прав потребителя.
|
Номенклатура проверяемых показателей ограничивается лишь требованиями, предусмотренными НД, причем она может быть полной или ограниченной несколькими показателями (например, только органолептическими показателями).
Конечный результат контроля качества может быть оформлен в виде технического документа (качественного удостоверения, спецификации, акта проверки, заключение и т.п.).
При оценке (контроле) качества товаров по стандартным показателям с использованием стандартных методов ставится только одна цель: выявление соответствия представленного продукта требованиям стандарта, указанного на маркировке, упаковке или в сопроводительных товарно-транспортных документах. По результатам оценки качества в этом случае могут быть даны только следующие два заключения:
- продукт соответствует требованиям стандарта;
- продукт не соответствует требованиям стандарта.
Давать заключение о подделке, фальсификации товара на основе полученных результатов оценки качества является неправомерным.
Экспертиза качества – это исследование тех или иных индивидуальных показателей товара с определенной целью.
При проведении экспертизы качества товаров могут ставиться различные цели:
- идентификация товара и его происхождение;
- выявление фальсификации представленного продукта;
|
- выявление соответствия представленного продукта данной группе товаров;
- установление производителя продукта, время выработки и срока хранения;
- выявление посторонних веществ и загрязнителей;
- установление степени разбавления, фальсификации, загрязнения пищевых продуктов;
- выявление фальсификации товарно-сопроводительной документации и упаковки;
- установление степени опасности продовольственных товаров и другие.
Исходя из поставленной цели, по результатам экспертизы качества могут даваться различные заключения. Таким образом, экспертиза качества и безопасности продовольственных товаров дает намного больше информации, чем это требуют стандарты. Поэтому в настоящее время, в соответствии с Федеральным законом необходимо создавать новые службы по проведению товароведческой экспертизы. Однако в настоящее время не имеется официально установленного органа по проведению товароведческой экспертизы качества товаров, кроме Научно-исследовательских лабораторий при Министерстве юстиции РФ.
Документов, регулирующих отношения сторон при проведении экспертизы качества и безопасности пищевых товаров органами товароведческой экспертизы пока нет. Соответственно, не решены многие проблемы в этой области. Необходимо для реализации Федерального закона о качестве и безопасности пищевых продуктов создать целый ряд нормативных документов по организации и функционированию структур товароведческой экспертизы товаров и услуг.
Результаты экспертизы качества товара оформляются экспертным заключением одного или нескольких экспертов.
«Сертификация – действия третьей стороны, создающие уверенность в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям» (Руководство ИСО/МЭК 2). В этом определении сертификации, принятом в международной практике, четко указан субъект, осуществляющий сертификационную деятельность. К ним относятся третья сторона, т.е. юридические или физические лица, независимые от изготовителя (продавца) и потребителя.
В России разработкой стандартных требований к продукции занимается отрасль, производящая товары, а Госстандарт оформляет эти требования к качеству продукции в виде нормативных документов. Он же и контролирует соответствие продукции установленным им же требованиям. При этом сертификат соответствия выдается не на каждую партию товара, как за рубежом, а на продукцию, которая будет производиться в будущем (на 1-2 года вперед).
В отличие от оценки (контроля) качества при определении термина «сертификация» в качестве необходимого условия регламентируется надлежащая идентификация продукции. Более того, в системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья указывается, что перед проведением испытаний по показателям безопасности продукция должна быть проверена на соответствие требованиям, установленным стандартами, по органолептическим и физико-химическим показателям.
При сертификации все показатели подразделяются на три группы:
- показатели для целей идентификации;
- для подтверждения показателей безопасности и других обязательных требований для целей обязательной сертификации;
- любые показатели, не относящиеся к обязательным требованиям, для целей добровольной сертификации.
Конечным результатом сертификационных испытаний является выдача сертификата соответствия производителю товара на право выпускать ту или иную продукцию.
Идентификация как начальный этап оценочной деятельности предусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифицирована. Однако лишь в Правилах Системы сертификации ГОСТ Р указывается, что при отрицательных результатах идентификации дальнейшие испытания не проводятся.
Со стороны потребителя товара степень соответствия может устанавливаться по следующим показателям:
- оценка качества;
- собственный опыт;
- опыт и мнение других.
При этом со стороны покупателя имеется только одна цель при оценке степени соответствия товара – его покупка. Рассмотрим место и роль идентификационной экспертизы в оценке степени соответствия товара со стороны покупателя (рисунок 6).
Рисунок 6 – Место идентификации в оценке степени соответствия товара со стороны покупателя
В настоящее время во всем мире ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству товаров. Если раньше, в условиях монополистической деятельности государств и предприятий у потребителя не было возможности выбирать более качественные товары, то в условиях свободного рынка у покупателя имеется огромный выбор разнообразных товаров. И теперь он стоит перед другой проблемой – как выбрать наиболее оптимально высококачественный товар с минимальной ценой.