Методические рекомендации по работе с графическими материалами.




2.1 Методика организации занятий по работе с графическими материалами

Рисунок – самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства.

Самый распространенный вид занятий, не требующий особой материальной базы – это графика. Поэтому отдельный раздел посвящен

рекомендациям по работе с графическими материалами.

Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики:

гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюра на

камне (литография), гравюра на линолеуме (линогравюра) и др.

Рисунки художников в книгах – книжная графика. А есть еще

прикладная графика. Если мы хотим поздравить своих друзей с праздником,

мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку

нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие, может быть,

никогда не обращают внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на

бутылках, на пакетах – все это рисовали художники. И все это – прикладная

графика.

Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение

художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных

возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы

(обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение

образует контрастное или нюансное соотношение. Несмотря на то, что цвет

в графике имеет большое значение, но используется все же более

ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще

всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов:

белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого

цвета красящего пигмента).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Для работы графическими материалами нужна плотная белая бумага –ватман или полуватман – высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, она прочная и хорошо проклеена. Названа так по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне различных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от 1Т до 7Т), более мягкие

– буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ. Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии различной толщины, диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой или тушеванием.

При работе карандашом надо иметь хороший, мягкий ластик. Но при

применении ластика не следует злоупотреблять им, то есть размазывать и

втирать карандаш в бумагу.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом

– сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в

песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь –

материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им

можно сделать маленький набросок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря

необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника

очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и

существенное.

Цветные восковые мелки изготавливают в виде небольших палочек из

воска с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на шероховатую

бумагу, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания. По цвету

рисунок мелками довольно ограничен, так как они почти не дают оттенков.

При закрашивании больших поверхностей (небо, земля) можно проводить

боковой стороной мелка, поверхность бумаги становится рябоватой. Этот

фон делает рисунок выразительным.

Рисунок – важнейшие средство изучения и отображения

действительности, первооснова всего реалистического изобразительного

искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех

специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам,

оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе,

художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках,

затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец,

отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из

величайших художников прошлого – Микеланджело, который одновременно

был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок …

есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок –

источник и корень всякой науки».

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и

порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему

глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник

пытается для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и

тщательно отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем,

и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый

рисунок может быть по-своему художественно выразительным,

совершенным, а значит и законченным.

Эти особенности восприятия рисунка связаны с определенными

качествами нашего зрения. Основная часть получаемой зрительной

информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий,

играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего

мира. Именно этот первоэлемент изображения – линия – выступает в рисунке

особенно ярко.

При рисовании карандашом применяются различные способы

закрашивания: тушевка и штриховка.

Тушевка – сплошное покрытие одним тоном без нажима. Карандаш

надо держать свободно, плоско по отношению к бумаге. Для получения

более темного тона поверхность тушуется несколько раз. Нажим усиливать

нельзя, так как образуются отдельные штрихи.

Штриховка – покрытие закрашиваемой поверхности линиями

(штрихами), направленными в одну сторону. Штриховка может быть

сплошной, когда линии сливаются друг с другом, или с промежутками, на

расстоянии, это зависит от задач изображения.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры,

этюд, эскиз.

Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры

небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение

наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе

текущей работы художника.

Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.

Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача

заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в

умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою

очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) – в изобразительном искусстве

подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению

значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и

этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего

произведения и ищет соответствующие художественные средства.Эскиз дает

общее представление о том произведении, для которого он исполняется.

Этюд (французское etude – изучение) – в изобразительном искусстве

произведение вспомогательного характера и ограниченного размера,

выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали

задуманного произведения.

Рисунок – разновидность художественной графики; искусство

изображения линейных элементов (в противоположность колориту, краскам);

изображение с помощью графических средств: контурной линии, штриха и

пятна; нарисованное изображение предмета, сделанное карандашом, углем,

красками.

2.2 Методические рекомендации по применению фломастеров и маркеров.

 

Детские фломастеры, художественные маркеры, чертёжные линёры, канцелярские текстовыделители и тому подобные пишущие инструменты, и разные типы фломастеров и маркеров - это приспособления для нанесения цвета и окрашивания различных поверхностей.

С технической точки зрения фломастеры и маркеры могут быть очень разными, и могут быть применимы в различных промышленных и художественных сферах человеческой деятельности, что связано с предназначением и техническими характеристиками. То есть производители разрабатывают фломастеры и маркеры для рисования на различных поверхностях, а также классифицируют свои изделия как специальные для решения разных промышленных и художественных дизайнерских задач.

Конструкции пишущих наконечников фломастеров и маркеров могут иметь разное механическое строение, и могут быть сделаны из разных материалов, что имеет принципиальное значение, поскольку с художественной точки зрения в изобразительном искусстве и дизайне существенными являются штрихи, которые могут быть выполнены посредством тех или иных инструментов для рисования.

Фломастеры и маркеры могут быть применимы для создания абстрактных графических рисунков или картин абстрактной живописи, где фломастерные краски могут быть удивительным художественным материалом, который имеет большой потенциал при проведении занятий с детьми.

Можно всячески экспериментировать и выбирать разнообразный ассортимент из огромного количества существующих фломастеров и маркёров, а также можно выбирать необходимые растворители. Иногда в результате экспериментов появляются изображения и рисунки, которые имеют желаемые цветовые сочетания и композиции цветов, и не требуют дальнейших визуальных изменений.

Рисунок на лицевой стороне бумажного листа в результате размывания спиртом или ацетоном тоже может получиться удачным или неудачным в зависимости от выбранного типа бумаги, поскольку краски разных фломастеров и маркеров соединяются с физической структурой бумажной поверхности по-разному. Поэтому можно выбирать бумагу для рисования фломастерами и маркерами разных фирм. И необходимо учитывать, что бумага в изобразительном искусстве и художественном дизайне не может быть плохой или хорошей, но может быть удачно или неудачно применена.

Кроме того, краски фломастеров и маркеров можно стирать или вытирать при помощи сухого ватного тампона, поскольку иногда на поверхности бумаги образуются красочные слои, а вернее сказать наслоения высохших или загустевших красок, которые остались после частичного впитывания в бумагу и испарения растворителей.

Если бумага плотная и обладает крепкой волокнистой структурой, то усилие может быть приложено очень большое. Но если краски впитались в бумагу, то сухое вытирание ватными тампонами является невозможным, и тогда необходимо применять размывание спиртом или ацетоном. Чаще всего могут быть вытерты разнотипные и разноцветные краски многократно наложенные друг на друга. В процессе такой техники рисования можно создавать интересные сочетания сухих и загустевших красок.

 

Глава III



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: