Организация детского самоуправления в лагере




Модуль 1.

Лекция 4.

Вопросы:

1. Организация детского самоуправления в лагере.

2. Игровая деятельность в условиях летнего лагеря.

 

Организация детского самоуправления в лагере

Детское самоуправление является очень важным компонентом структуры управления в лагере. Возможность участвовать в принятии решений по разным вопросам стимулирует у детей познавательную активность, повышает мотивацию, определяет пространство для самовыражения, реализации организаторских и лидерских способностей. Существуют различные модели структуры детского самоуправления, рассмотрим самую распространённую.

Формирование органов детского самоуправления начинается с первого дня смены. Здесь можно выделить несколько уровней структуры детского самоуправления. На отрядном уровне. распределяются обязанности между детьми связанные с выполнением определенных видов деятельности: художественно-оформительской, спортивной и т.д. Организационные функции как правило выполняет дежурный по отряду, который выбирается каждый день. Благодаря этому почти каждый ребенок в отряде в течение смены хотя бы один раз попробует себя в роли организатора, помощника вожатых.

Для оптимального функционирования системы «дежурный по отряду» необходимо соблюдение следующих правил:

· дежурный по отряду выбирается на один день. Поэтому его слово – закон (конечно педагоги должны контролировать законность его слов);

· оценивая работу дежурного по отряду, нужно помнить, что это достаточно сложная миссия, поэтому больше обращаем внимание на сильные стороны дежурного, а про недостатки говорим во вторую очередь;

· дежурным по отряду может стать любой желающий. Предоставьте такую возможность всем желающим. Спросите: «Кто хочет завтра быть дежурным по отряду?». Кто первый вызовется, тот и будет дежурить.

Обязанности дежурного по отряду:

· утром дежурный по отряду организовывает отряд на зарядку;

· контролирует уборку в комнатах и закрепленной территории;

· в течение дня дежурный по отряду следит за выполнением плана на день, отвечает за то, чтобы отряд все успевал вовремя;

· вечером дежурный по отряду проводит «свечку», помогает вожатым укладывать отряд.

Девиз дежурного по отряду: «Вежливость и настойчивость», он не имеет права на срыв и несобранность. Он должен быть сдержан и доброжелателен. Нового дежурного по отряду выбирают вечером на «свечке», но дежурить он начинает утром, чтобы у него было время подготовиться, настроиться. Если в отряде сформированы доброжелательные отношения, то проблем с выбором желающих подежурить не будет.

Из ребят, проявляющих лидерские способности на 3–4 день смены, избирается представитель отряда (как правило, название этой должности зависит от тематики или профиля смены, например – Командир отряда), который будет представлять интересы отряда в совете представителей отрядов на уровне лагеря. В свою очередь, совет представителей отрядов избирает председателя, который и возглавляет совет.

Выборы командира отряда очень ответственное мероприятия как для детей, так и для педагогов, так как командир с одной стороны является лидером, ведущим за собой детей, мотивирующим к деятельности, а с другой помощником для вожатых, связующее звено между педагогами и детьми. К сожалению, дети не всегда сами могут определить лидерский потенциал друг друга, поэтому педагог должен быть готов поделиться своим мнением, ПОМОЧЬ детям выбрать, но не выбирать за них и не в коем случае не назначать исключительно по своему усмотрению. В этом случае система самоуправления работать не будет – это будет не детское самоуправление, а формальный лидер, который вряд ли будет пользоваться заслуженным авторитетом. Самым простым способом выявления лидера является наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях, но для того чтобы уточнить гипотезу можно использовать психодиагностические методики, например, социометрию, которая покажет не только кто из детей пользуется авторитетом в отряде, но и тех, с которыми не общаются, так называемых аутсайдеров.

Лидерские качества заметно проявляются в игровой деятельности. В играх лидеры стараются руководить общим процессом. На сегодняшний день существует большое количество таких игр, рассмотрим некоторые из них.

Предложите ребятам:

построиться по определенному признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д.);

молча, не договариваясь, встать определённому количеству человек - лидеры буду всегда вставать первыми;

построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;

хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно предложить ребятам, не договариваясь, хором сказать одно какое-нибудь слово).

Игра «Геометрическая фигура». Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Все ребята становятся в круг, держась за кольцо ве­ревки обеими руками. Педагог предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Игроки имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать путь реше­ния, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эта «кто-то» и есть лидеры.

Игра «Начали!». Отряд делится на две-три равные но количеству участников ко­манды. Каждая команда выбирает себе название. Педагог объясняет условия: «Ко­манды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выиграв­шей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немало­важным для ребят.

Педагог: Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Педагог: А сейчас второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не догова­риваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Интерпретация: встают са­мые активные члены группы, включая лидера.

Педагог: Условия для третьего задания. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!».

Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объ­яснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Педагог: Условия четвертого задания. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее рас­пределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем от­ряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участ­ников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную картину лидерства в коллективе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: