Модуль 1.
Лекция 4.
Вопросы:
1. Организация детского самоуправления в лагере.
2. Игровая деятельность в условиях летнего лагеря.
Организация детского самоуправления в лагере
Детское самоуправление является очень важным компонентом структуры управления в лагере. Возможность участвовать в принятии решений по разным вопросам стимулирует у детей познавательную активность, повышает мотивацию, определяет пространство для самовыражения, реализации организаторских и лидерских способностей. Существуют различные модели структуры детского самоуправления, рассмотрим самую распространённую.
Формирование органов детского самоуправления начинается с первого дня смены. Здесь можно выделить несколько уровней структуры детского самоуправления. На отрядном уровне. распределяются обязанности между детьми связанные с выполнением определенных видов деятельности: художественно-оформительской, спортивной и т.д. Организационные функции как правило выполняет дежурный по отряду, который выбирается каждый день. Благодаря этому почти каждый ребенок в отряде в течение смены хотя бы один раз попробует себя в роли организатора, помощника вожатых.
Для оптимального функционирования системы «дежурный по отряду» необходимо соблюдение следующих правил:
· дежурный по отряду выбирается на один день. Поэтому его слово – закон (конечно педагоги должны контролировать законность его слов);
· оценивая работу дежурного по отряду, нужно помнить, что это достаточно сложная миссия, поэтому больше обращаем внимание на сильные стороны дежурного, а про недостатки говорим во вторую очередь;
· дежурным по отряду может стать любой желающий. Предоставьте такую возможность всем желающим. Спросите: «Кто хочет завтра быть дежурным по отряду?». Кто первый вызовется, тот и будет дежурить.
Обязанности дежурного по отряду:
· утром дежурный по отряду организовывает отряд на зарядку;
· контролирует уборку в комнатах и закрепленной территории;
· в течение дня дежурный по отряду следит за выполнением плана на день, отвечает за то, чтобы отряд все успевал вовремя;
· вечером дежурный по отряду проводит «свечку», помогает вожатым укладывать отряд.
Девиз дежурного по отряду: «Вежливость и настойчивость», он не имеет права на срыв и несобранность. Он должен быть сдержан и доброжелателен. Нового дежурного по отряду выбирают вечером на «свечке», но дежурить он начинает утром, чтобы у него было время подготовиться, настроиться. Если в отряде сформированы доброжелательные отношения, то проблем с выбором желающих подежурить не будет.
Из ребят, проявляющих лидерские способности на 3–4 день смены, избирается представитель отряда (как правило, название этой должности зависит от тематики или профиля смены, например – Командир отряда), который будет представлять интересы отряда в совете представителей отрядов на уровне лагеря. В свою очередь, совет представителей отрядов избирает председателя, который и возглавляет совет.
Выборы командира отряда очень ответственное мероприятия как для детей, так и для педагогов, так как командир с одной стороны является лидером, ведущим за собой детей, мотивирующим к деятельности, а с другой помощником для вожатых, связующее звено между педагогами и детьми. К сожалению, дети не всегда сами могут определить лидерский потенциал друг друга, поэтому педагог должен быть готов поделиться своим мнением, ПОМОЧЬ детям выбрать, но не выбирать за них и не в коем случае не назначать исключительно по своему усмотрению. В этом случае система самоуправления работать не будет – это будет не детское самоуправление, а формальный лидер, который вряд ли будет пользоваться заслуженным авторитетом. Самым простым способом выявления лидера является наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях, но для того чтобы уточнить гипотезу можно использовать психодиагностические методики, например, социометрию, которая покажет не только кто из детей пользуется авторитетом в отряде, но и тех, с которыми не общаются, так называемых аутсайдеров.
Лидерские качества заметно проявляются в игровой деятельности. В играх лидеры стараются руководить общим процессом. На сегодняшний день существует большое количество таких игр, рассмотрим некоторые из них.
Предложите ребятам:
построиться по определенному признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д.);
молча, не договариваясь, встать определённому количеству человек - лидеры буду всегда вставать первыми;
построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно предложить ребятам, не договариваясь, хором сказать одно какое-нибудь слово).
Игра «Геометрическая фигура». Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Все ребята становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Педагог предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Игроки имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эта «кто-то» и есть лидеры.
Игра «Начали!». Отряд делится на две-три равные но количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Педагог объясняет условия: «Команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Педагог: Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Педагог: А сейчас второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»
Интерпретация: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Педагог: Условия для третьего задания. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!».
Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Педагог: Условия четвертого задания. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную картину лидерства в коллективе.