ТЕМА 2. Маркетинг в строительстве
РЫНОК. ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Задача 1 Объём потенциального сбыта
Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Ёмкость, тыс. ед. | |||
Предполагаемая доля рынка компании | 1/30 | 1/20 | 1/10 |
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Для того чтобы выбрать один из сегментов рынка определим размер сбыта для каждого сегмента.
Объём потенциального сбыта рассчитывается по формуле (1), где N – ёмкость рынка или рыночного сегмента, тыс. ед., d – предполагаемая доля рынка компании.
Q = N ・ d (1)
Q1 = 3000 × 1/30 = 100 тыс. ед.
Q2 = 1800 × 1/20 = 90 тыс. ед.
Q3 = 1300 × 1/10 = 130 тыс. ед.
Следовательно, третий сегмент рынка предпочтительнее, так как он обеспечивает наибольший доход.
Вариант 1,2
Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального
размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Ёмкость, тыс. ед. | |||
Предполагаемая доля рынка компании | 1/10 | 1/20 | 1/15 |
Вариант 3,4
Выбрать наименее предпочтительный рыночный сегмент, сравнив
следующие показатели:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Ёмкость, тыс. ед. | 84 000 | 50 000 | |
Предполагаемая доля рынка компании | 1/35 | 1/15 | 1/20 |
Вариант 5,6
Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального
размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Ёмкость, тыс. ед. | |||
Предполагаемая доля рынка компании | 1/8 | 1/5 | 1/15 |
Вариант 7,8
Определить наименее предпочтительный сегмент рынка,
проанализировав показатели для расчёта потенциального сбыта товара:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Ёмкость, тыс. ед. | 60 000 | 100 000 | 44 000 |
Предполагаемая доля рынка компании | 1/3 | 1/5 | 1/8 |
Вариант 9,10
На основе данных характеристик выбрать один из сегментов рынка по
критерию максимального размера сбыта:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Ёмкость, тыс. ед. | 30 000 | 54 000 | 60 000 |
Предполагаемая доля рынка компании | 1/5 | 1/10 | 1/15 |
Задача 2 Рыночная доля организации
Рыночная доля компании в натуральном выражении – это объём реализованной (или произведенной) ею продукции относительно общей массы товарного предложения на рынке. В стоимостном выражении рыночная доля компании сопоставляется с общей денежной ёмкостью рынка. Усреднённая цена единицы продукции производителя (S) рассчитывается по формуле (2), где D – выручка, V – объём выпущенной продукции.
S = V/D (2)
ЗАДАНИЕ:
По данным, приведённым в таблицах, определить общий объём рынка в натуральном и стоимостном выражении, сделать выводы о соотношении цен на продукцию различных компаний.
Вариант 1,2
Рынок цемента является высококонкурентным. В таблице приведены ежемесячные объёмы производства и выручка конкурирующих компаний.
Рассчитать долю рынка каждой компании, как в абсолютном объёме, так и в стоимостном объеме выпускаемой продукции. Определить компанию, которая имеет наиболее высокую среднюю цену продукции (S).
Торговые марки | Объём производства, тыс. тонн. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, тыс. руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
Новороссийский цемент | ||||
Сибирский цемент | ||||
Потрландцемент | ||||
Серебряковцемент | 87 | 62,8 | ||
Сухоложскцемент | 779,2 | |||
Российский цемент | 475,0 | |||
Подольский цемент | 391,0 | |||
Итого |
Вариант 3,4
На региональном рынке строительного деревянного инструмента конкурируют 6 компаний. В таблице приведены показатели по объёму производства и объёму ежемесячной выручки конкурирующих компаний.
Рассчитать долю рынка каждой компании в абсолютном объёме и в стоимостном объеме выпускаемой продукции. По формуле (2) рассчитать, какая компания имеет наиболее высокую среднюю цену продукции (S).
Предприятия- конкуренты | Объём производства, шт. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, млн руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
«Орион» | 596,5 | 48,5 | ||
«Багратион» | 358,0 | 39,3 | ||
«Петровская» | 327,3 | 30,6 | ||
«Шатура» | 223,0 | 30,1 | ||
«Добрый стиль» | 212,5 | 23,8 | ||
«Знаменская» | 155,8 | 17,7 | ||
Итого |
Вариант 5,6
На региональном рынке средств сотовой связи/спецсвязи конкурируют шесть компаний. В таблице приведены количество реализуемых изделий каждой марки и выручка от их реализации за месяц.
Определить рыночные доли каждой торговой марки в натуральном и в стоимостном выражении, а затем по формуле (2) рассчитать, какая из них имеет наибольшую цену на продукцию.
Торговые марки телефоны спецсвязь | Объём сбыта, шт. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, млн руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
Nokia | 68 500 | 631,2 | ||
Samsung | 67 850 | 602,0 | ||
Sony Ericson | 55 700 | 588,6 | ||
Motorola | 53 300 | 543,5 | ||
Sagem | 49 240 | 450,7 | ||
Pantech | 36 250 | 420,1 | ||
Итого |
Вариант 7,8
Рассмотрите данные об основных торговых марках, конкурирующих на рынке строительного электроинструмента. В таблице указаны объёмы их производства и величина выручки за декабрь минувшего года.
Рассчитать долю рынка каждой компании, как в абсолютном объёме, так и в стоимостном объеме выпускаемой продукции. Определить компанию, которая имеет наиболее высокую среднюю цену продукции.
Торговые марки электроинструмента | Объём производства, тыс. шт. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, тыс. руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
ТехБай | 96,4 | 1 548 | ||
СтройЛюкс | 95,8 | 1 464 | ||
Кристаллизол | 73,7 | 1 312 | ||
МАЛЯРшоп | 62,3 | 1 261 | ||
Техкит | 62,0 | 1 158 | ||
ДОКА | 51,9 | |||
Итого |
Вариант 9,10
На рынке спецодежды города N конкурирует продукция различных регионов. В таблице приведены данные о шести марках-лидерах: объёмы реализуемой ими продукции и выручка за июль прошлого года.
Рассчитать долю рынка каждого производителя в абсолютном объёме и в стоимостном объеме выпускаемой продукции. По формуле (3) рассчитать, какая компания имеет наиболее высокую среднюю цену продукции (S).
Торговые марки спецодежды | Объём сбыта, шт. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, тыс. руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
Меланжист Алтая | 6 991,0 | |||
БТК | 6 980,0 | |||
Сорбент | 5 273,5 | |||
Армакон | 5 230,3 | |||
Комус | 3 840,0 | |||
Тамбовмаш | 3 524,0 | |||
Итого |
Задача 3 Оценка интенсивности конкуренции
Интенсивность конкуренции на рынке или рыночном сегменте связана с двумя факторами: с количеством конкурентов n и с величиной рыночной доли каждого i -го конкурента Di. Для расчёта интенсивности конкуренции Id используют формулу (3)
Id = 1 – n ・ n n Dnii Σ=-1)21((3)
Если рыночные доли организаций примерно равные, то конкуренция активная и показатель Id приближается к 1. Если соотношение рыночных долей организаций более чем 2 ׃ 1, то конкуренция слабая.
Вариант 1,2
На рынке Нижнекамска работают пять торговых сетей, реализующих потолочные обои. Их рыночные доли: D1 – 0,15; D2 – 0,25; D3 – 0,1; D4 –
0,2; D5 – 0,3. Найти показатель величины конкуренции на данном рынке.
Вариант 3,4
На рынке строительной техники региона конкурируют четыре крупных компании поставщика. Рыночные доли трёх из них D1 – 0,3; D2 – 0,2; D3 – 0,1. Найти рыночную долю четвёртой компании D4 и показатель величины конкуренции на данном рынке.
Вариант 5,6
В посёлке Заречном работают три строительных предприятия. Ими выполняются равнозначные по объему работы. За прошлый год предприятие № 1 выполнило 8 объектов, № 2 – 12 объектов, № 3 – 5объектов. Найти рыночную долю каждого образовательного учреждения и степень конкуренции между ними.
Вариант 7,8
Жители микрорайона «Артемовский» получают индивидуальные ремонтно-строительные услуги в двух частных фирмах, рыночные доли которых 0,15 и 0,18 соответственно. Определить интенсивность конкуренции на рынке ремонтно-строительных услуг данного микрорайона.
Вариант 9,10
На потребительском рынке города конкурируют пять крупных производителей теплоутепляющих материалов. Рыночные доли четырёх из них соответственно D1 – 0,21; D2 – 0,15; D3 – 0,18; D4 – 0,2. Найти рыночную долю пятой из компаний-конкурентов и интенсивность конкуренции на данном рынке.