МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
ОТЧЕТ
О прохождении производственной практики
(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Место прохождения практики - Центр психологической коррекции «Слон»
Вид практики: производственная
Тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Способ проведения практики: непрерывная
Форма проведения практики: стационарная
Обучающийся 4 курса 1 группы / ФИО полностью/) Карагозова Анна Олеговна / форма обучения/заочная
____________________ по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» ________ /подпись/
Руководитель производственной практики от профильной организации:
Руководитель центра психологической коррекции «Слон»:
Бессонова Н.Н. __________________
ФИО, подпись, МП
Руководитель практики от структурного подразделения ЮФУ:
Доцент кафедры общей и педагогической психологии
Богуславская В.Ф._______________
ФИО, подпись
Ростов-на-Дону-2019 г.
Содержание
1. Введение.
1. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.
2. Анализ и описание форм организации взаимодействий в изучаемых производственных
коллективах.
3. Ознакомление с нормативно-правовыми документами и использование их при осуществлении профессиональной деятельности психолога в изучаемых производственных коллективах.
4. Проведение диагностической работы с использованием соответствующего методического инструментария согласно профилю данной организации.
5. Практическое участие в проведении оптимизационных работ с отдельными людьми и/или с персоналом организации в целом.
Введение
Цели практики
Цель производственной практики: приобретение студентами умений и навыков психолога-исследователя, т.е. умений и навыков поиска, отбора и интерпретации информации с целью её использования в психологической деятельности.
Задачи практики
1. Овладение навыками применения информационно-коммуникационных технологий и учета основных требований информационной безопасности при решении задач профессиональной деятельности.
2. Овладение навыками применения методов и приемов, позволяющих ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.
3. Овладение основными психологическими методами и приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.
4. Овладение методами анализа и перспективного планирования при формулировании профессиональных психологических рекомендаций.
Для выполнения программы производственной практики студент должен владеть основными психологическими методами и приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции, психологии коммуникации и семейной психологии.
Данный вид практики предполагает вооружение студентов необходимым опытом профессиональной производственной деятельности и овладение умениями:
– ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации организации- месте применения профессиональных навыков;
– определять научно-исследовательские и научно-производственные технологии, подходящие для выполнения конкретных задач;
– дидактически преобразовывать и обобщать результаты современных научных исследований с целью их использования в коррекционном процессе;
– проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать производственный процесс в соответствии с планом специальности;
– использовать современные и традиционные методы ведения диагностики;
– владеть методами самоорганизации и самосовершенствования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психологу в организации в современных условиях,
– владеть культурой речи и общения;
– строить взаимоотношения с коллегами, администрацией, посетителями.
Производственная практика проходила в центре психологической коррекции «Слон».
Проведение совместно с психологом организации коррекционно-развивающих мероприятий с наркозависимыми, проведение психодиагностики и психокоррекции:
1) Опросник самоотношения Столина-Пантилеева (выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе);
2) Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.
(оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком);
3) Тест «несуществующее животное» (исследование психомоторной связи и состояния психики);
4) Методика «закончи историю» (изучение нравственного развития);
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.
1. Изучение и систематизация научной, нормативной и профессиональной литературы, в том числе с использованием электронных библиотек и Интернет-ресурсов;
2. Сбор, обработка, анализ и систематизация исходных данных, необходимых для диагностической работы в соответствии с выбранной темой производственной практики с использованием современных способов обработки информации;
3. Использование специализированных компьютерных программ для анализа оцениваемых показателей.
4. Психологическое консультирование групповое и индивидуальное.
Анализ и описание форм организации взаимодействий в изучаемых производственных коллективах.
При всех организационных формах и на всех этапах реабилитации, в связи с особенностями влияния наркомании на личность наркозависимого, широко используются методы психотерапии и психологического консультирования.
«Классические» методы, применяемые при реабилитации больных с зависимостью от ПАВ, можно разделить на три группы:
методы, развивающие личность;
методы манипулятивной стратегии;
синтетические методы.
Методы, развивающие личность главным образом адресованы к нормативно-компенсаторным процессам. Пациент рассматривается как субъект позитивных перемен, а целью работы является рост личности в индивидуальном и социальном плане. Терапия, осуществляемая в рамках этих методов, продолжительна и трудоемка: результаты достигаются относительно медленно, но они достаточно устойчивы. Эти методы характеризуются недирективным, партнерским стилем общения между терапевтом и пациентом, аппеляцией к диалогу, разуму, критическому анализу, максимальным использованием эффектов группового и межличностного взаимодействия. К этой группе методов относятся психоанализ, экзистенциальный анализ, гештальттерапия, транзактный анализ и другие методы так называемой гуманистической ориентации;
Методы манипулятивной стратегии адресованы в основном к патологическим процессам. Пациент рассматривается как объект воздействия, а цель терапии – изменение поведения клиента. Поведение терапевта по отношению к клиенту носит директивный характер, в процессе работы максимально используются как негативные, так и позитивные эмоциональные стимулы, и суггестивные приемы. Терапия направлена на решение задач коррекции и преодоления отдельных проявлений болезни, таких как: патологическое влечение к ПАВ, поведенческие, аффективные, личностные расстройства, межличностные конфликты, невротические симптомы и т.п. Как правило, манипулятивные методы рассчитаны на непродолжительный срок, результат достигается относительно быстро, но не всегда устойчив, так как в традиционных формах эти методы оставляют нетронутой сферу ценностей. К этой группе можно отнести модификации суггестивной терапии (гипносуггестивная, эмоционально-стрессовая и др.), бихевиоральную психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию и другие.
Несмотря на значительное разнообразие психотерапевтических методов и методик, невозможно отдать предпочтение какой-либо группе методов ни в плане их терапевтической эффективности, ни в отношении разработанности терапевтических основ применяемых психотерапевтических воздействий. Это связано с тем, что наркологические заболевания затрагивают всю структуру личности человека и невозможно игнорировать патологические процессы на каком-либо уровне функционирования пациента, сосредотачиваясь, в силу специфики применяемого метода, на других уровнях, поскольку «нетронутые» патологические процессы через какое-то время могут привести к рецидиву заболевания. В связи с этим при реализации реабилитационных программ необходим синтетический (интегративный) подход в выборе методов психотерапии. Синтетические методы используют опыт существующих и успешно работающих методов психотерапии.
Наиболее эффективным в реабилитационном процессе считается использование методов групповой психотерапии и семейная терапия.
В настоящее время есть сложившиеся системы реабилитации наркозависимых, в которых широко применяется психологическая поддержка, социальное сопровождение, и некоторая часть реабилитационных воздействий основывается на психотерапевтических методах и их отдельных элементах.
Ознакомление с нормативно-правовыми документами и использование их приосуществлении профессиональной деятельности психолога в изучаемых производственных коллективах.
Ознакомились с методическим обеспечением учебного процесса, методиками, применяемых для психокоррекции и психодиагностики наркозависимых, тестами, методиками. Ознакомление с нормативными документами планирования учебного процесса.