Тема: Диагностика уровня самоотношения у наркозависимых




Цель: выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе

Опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С. Р. Пантилеевым в 1985 году. Опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».

Опросник содержит 57 вопросов-суждений, на которые необходимо положительно («да») или отрицательно («нет») ответить.

Методика включает следующее шкалы:

Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II – аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Также выделены семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента.

Шкала 1 – самоуверенность;

Шкала 2 – отношение других;

Шкала 3 – самопринятие;

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;

Шкала 5 – самообвинение;

Шкала 6 – самоинтерес;

Шкала 7 – самопонимание.

 

Показатели каждой из шкал оцениваются следующим образом:

меньше 50 - признак не выражен;

50-74 - признак выражен;

больше 74 - признак ярко выражен.

 

 

Таблица 1. Результаты проведения методики опросник самоотношения Столина

Шкала/Результат респондента %          
Шкала S – глобальное самоотношение   96.67 62.67    
Шкала I – самоуважение. 99.67 96.67 25.33 91.33 86.67
Шкала II – аутосимпатия.   96.67 77.33   90.67 69.67
Шкала III – ожидаемое отношение от других.     91.33 72.33   91.33
Шкала IV – самоинтерес.   92.33 92.33 92.33 49.67
Шкала 1 – самоуверенность 92.33 92.33 16.67 92.33 65.67
Шкала 2 – отношение других     51.33    
Шкала 3 – самопринятие     70.67 89.67  
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность 79.67   79.67 79.67 60.33
Шкала 5 – самообвинение;   27.67 43.33 27.67 27.67
Шкала 6 – самоинтерес          
Шкала 7 – самопонимание.   83.67 21.33 68.67 68.67

 

Тема занятия: проведение методики смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Цель: оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком.

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты - 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты - 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)

Шкалы Мужчины Женщины
M σ M σ
1 — Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2 — Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3 — Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4 — ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5 — ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

 

 

Таблица 2. Результаты проведения методики смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Шкала/Результат респондента          
1 — Цели          
2 — Процесс          
3 — Результат          
4 — ЛК-Я            
5 — ЛК-жизнь          
Общий показатель ОЖ          

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: