Цель: выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе
Опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С. Р. Пантилеевым в 1985 году. Опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».
Опросник содержит 57 вопросов-суждений, на которые необходимо положительно («да») или отрицательно («нет») ответить.
Методика включает следующее шкалы:
Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II – аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Также выделены семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента.
Шкала 1 – самоуверенность;
Шкала 2 – отношение других;
Шкала 3 – самопринятие;
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;
Шкала 5 – самообвинение;
Шкала 6 – самоинтерес;
Шкала 7 – самопонимание.
Показатели каждой из шкал оцениваются следующим образом:
меньше 50 - признак не выражен;
50-74 - признак выражен;
больше 74 - признак ярко выражен.
Таблица 1. Результаты проведения методики опросник самоотношения Столина
Шкала/Результат респондента % | |||||
Шкала S – глобальное самоотношение | 96.67 | 62.67 | |||
Шкала I – самоуважение. | 99.67 | 96.67 | 25.33 | 91.33 | 86.67 |
Шкала II – аутосимпатия. | 96.67 | 77.33 | 90.67 | 69.67 | |
Шкала III – ожидаемое отношение от других. | 91.33 | 72.33 | 91.33 | ||
Шкала IV – самоинтерес. | 92.33 | 92.33 | 92.33 | 49.67 | |
Шкала 1 – самоуверенность | 92.33 | 92.33 | 16.67 | 92.33 | 65.67 |
Шкала 2 – отношение других | 51.33 | ||||
Шкала 3 – самопринятие | 70.67 | 89.67 | |||
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность | 79.67 | 79.67 | 79.67 | 60.33 | |
Шкала 5 – самообвинение; | 27.67 | 43.33 | 27.67 | 27.67 | |
Шкала 6 – самоинтерес | |||||
Шкала 7 – самопонимание. | 83.67 | 21.33 | 68.67 | 68.67 |
Тема занятия: проведение методики смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.
Цель: оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком.
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.
В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты - 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты - 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.
Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)
Шкалы | Мужчины | Женщины | ||
M | σ | M | σ | |
1 — Цели | 32,90 | 5,92 | 29,38 | 6,24 |
2 — Процесс | 31,09 | 4,44 | 28,80 | 6,14 |
3 — Результат | 25,46 | 4,30 | 23,30 | 4,95 |
4 — ЛК-Я | 21,13 | 3,85 | 18,58 | 4,30 |
5 — ЛК-жизнь | 30,14 | 5,80 | 28,70 | 6,10 |
Общий показатель ОЖ | 103,10 | 15,03 | 95,76 | 16,54 |
Таблица 2. Результаты проведения методики смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.
Шкала/Результат респондента | |||||
1 — Цели | |||||
2 — Процесс | |||||
3 — Результат | |||||
4 — ЛК-Я | |||||
5 — ЛК-жизнь | |||||
Общий показатель ОЖ |