Принцип симметрии господствует и в группировке персонажей романа.




В 1ом шестикнижии, помимо центральных персонажей (Том, Софья, Блайфил) и группы Партриджа (Партридж и его жена Дженни Джонс), есть 2 симметрично расположенные группы персонажей:

1) Группа Олверти (сам сквайр, его сестра Бриджет, Тваком, Сквейр, слуги, семейство Сигрим)

2) Группа Вестерна (сквайр, его сестра, Сапл, слуги)

В 3ем шестикнижии новые персонажи делятся на 2 противоположные группы:

1) Аристократы и их окружение (леди Белластон, лорд Фелламар)

2) Группа миссис Миллер (семейство Миллер, семейство Найтингейлов)

Софью сопровождает Гонора, а Тома – Партридж. У Олверти – сестра Бриджет, у Вестерна – миссис Вестерн. У Олверти – священник Тваком, у Вестерна – священник Сапл. В Лондоне Тома преследует своими домогательствами леди Белластон, а Софью – лорд Фелламар.

Принцип симметрии здесь сочетается с принципом контраста, и некоторые контрастные пары создают ту же симметрию в художественной системе произведения.

Симметричны судьбы некоторых героев. Дженни Джонс в начале – мать найденыша, а в конце она (миссис Вотерс) помогает раскрыть тайну рождения Тома Джонса. В этом случае принцип симметрии выполняет и композиционную функцию.

 

5. Полемический смысл центральной контрастной пары образов Том Джонс ― Блайфил. Оппозиция «видимость ― сущность».

Все творчество Филдинга можно рассматривать в свете центральной для него оппозиции: видимость/сущность. Он стремился выявить суть явления, суть человеческого хар-ра. То сокровенное, что скрыто за внешними проявлениями. Хотел выставить сущность на всеобщее обозрение, показать истинное лицо персонажа, если снять с него маску.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ «ВИДИМОСТИ» И «СУЩНОСТИ». «Памела» Ричардсона и «Апология жизни миссис ШамелыЭндрюс» (1741). Используя ричардсоновские сюжетные ходы (сохраняя «видимость» -внешнюю ситуацию), Филдинг показывает истинную «сущность» поведения и характера героини (у Ричардсона психологический портрет неубедительный). Полемика продолжается и в «Джозефе Эндрюсе» (1742).

Основной конфликт «ТД» строится на противопоставлении «видимости» и «сущности». «Автор» должен занять божественную, надмирную позицию, чтобы ему открылась сущность происходящего. «Автор» занимает эту позицию: все романы Филдинга написаны от 3его лица. Здесь Филдинг – первооткрыватель: «Джонатан Уайлд» - 1ый английский роман, написанный от 3его лица. «Я творец новой области в лит-ре и, следовательно, волен дать ей какие угодно законы» - из вступительной главы «ТД». Этот жанр Филдинг определяет в «Джозефе Эндрюсе» как «комический роман» - «комедийную эпическую поэму в прозе».

В «ТД» - «ГЕРОИКО-ИСТОРИКО-ПРОЗАИЧЕСКАЯ ПОЭМА»

Сюжетно-композиционная стройность романа достигается приемом, который автор определил во вступительной главе к 5ой книге – ЗАКОН КОНТРАСТА. На контрасте либо на сопоставлении строится расположение частей в произведении, система персонажей и внутренний облик героев. Это сопоставление выявляет отношение автора к героям.

ДВА АНТИПОДА – легкомысленный Том Джонс и добропорядочный Блайфил – иллюстрируют основную тему всех произведений Филдинга – «видимость/сущность». Каждый отдельный эпизод, связанный с поведением этих 2ух персонажей, заключает некий моральный урок, а значит, выражает и точку зрения автора.

Таких пар-оппозиций в романе несколько. Персонажи могут быть противопоставлены по нравственным качествам, по темпераменту, по социальному положению, политическим взглядам.

Мистер Олверти – сквайр Вестерн

Сквайр Вестерн – его сестра

София – леди Белластон

Джонс – Партридж

Тваком и Сквейр – богослов и философ, вечные спорщики, казалось бы, полные противоположности, но в конечном счете эта оппозиция оказывается мнимой. В самом существенном они единодушны: «В одном случае они были согласны, именно в том, что во время споров о нравственности никогда не употребляли слова «доброта».

Виктор Шкловский: «У Филдинга сюжетное построение – это не только смена приключений, хотя приключения и следуют стремительно друг за другом. Основное сцепление романа – то, на что направлен анализ читателя, новая оценка поступков героев».

Контрастны и «мнения», высказываемые в беседах-диспутах, сопровождающих почти каждую сюжетную ситуацию «ТД». Дискуссии Олверти и капитана Блайфила о милосердии, спор Твакома и Сквейра о том, может ли честь существовать независимо от религии, эпизод с птичкой, выпущенной Блайфилом из клетки – в обсуждение его поступка вовлечены несколько персонажей.

Филдинг подчеркивает субъективность мнений и оценок своих персонажей – непогрешима лишь авторская точка зрения: «Читатель сильно ошибется, если подумает, будто Тваком явился мистеру Олверти в том же свете, что и ему на страницах этой истории».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: