Дидактические требования к лекции, методика её подготовки и чтения.




Безусловно, помимо таких составляющих, как личность учителя, знание им предмета, эрудиция, на результат, итоговый выход проведения лекции, будет оказывать её основная составляющая: содержание. Чему учить? Как учить? Какими методами, приёмами, способами заинтересовать учащихся? Как «заразить» учеников темой лекции, пусть даже не всех именно этой темой, но у нескольких слушателей она должна найти отклик на эмоциональном уровне. А такой результат может получить только тот, кто сам проводит лекцию увлечённо, эмоционально, разными способами демонстрируя свой интерес к её теме. Поэтому именно содержание и методика лекции являются основными её определяющими.

Содержание: научность и актуальность данной темы в системе научных знаний, внутрипредметная и межпредметная связь, прикладное значение, практическая значимость, воспитывающее значение и нравственность, творческий характер, убедительность и доказательность, логика построения.

Методика: вовлечение учащихся в тему лекции, создание проблемных ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном режиме, широкое использование наглядного и иллюстративного материала, демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся, эмоциональность, образность, увлечённость, эмоциональность учителя во время изложения материала, яркая демонстрация его заитерисованности в изучении учащимися данной темы.

При подготовке к лекции учитель должен вычленить для себя решение двух проблем: каким должно быть содержание лекции, как его построить, и вторая проблема – какие методические приёмы будут использованы. Решение этих проблем определяюще зависит от мастерства и эрудиции учителя.

Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки учащихся (базовые, профильные классы, классы с углубленным уровнем изучения предмета), учебно – воспитательные цели, время изложения лекции и её разновидность, место данной темы в системе изучения предмета.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, разновидностью лекции, логикой её построения, возможностью использования наглядных и технических средств обучения.

Решение следующих организационно – методических вопросов включает в себя подготовку учителя к проведению лекции:

Целеполагание, исходящее из места даваемой темы в программе предмета, её связи внутрипедметной и межпредметной, уровня подготовленности к восприятию, спецификой (дифференциацией) класса.

Определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением балланса «необходимо и достаточно» исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности, ТСО.

Структуризация содержания с учётом поставленных целей, логики и последовательности изложения предлагаемой темы.

Написание текста лекции – творческий процесс учителя над научностью и точностью изложения, нравственностью и воспитывающей значимостью излагаемого, чётким обозначением и раскрытием прикладного значения, работа над образностью и яркостью выражений, их эмоциональностью, логикой доказательств.

Обеспечение текста лекции наглядностью для придания ему удобства использования. Хотя проведение лекции не должно быть считыванием с листа, а живой, эмоциональной беседой по теме лекции с учащимися, тем не менее содержание этой беседы должно быть максимально близко к подготовленному материалу с привлечением, конечно, известной доли артистизма и личностного влияния учителя. Выделение структурных элементов, опорных, узловых и переходных моментов так, чтобы они бросались в глаза не вчитываясь в собственно текст, позволят учителю следовать логике продуманного заранее хода изложения отобранного материала. Конечно и в ходе лекции могут появиться новые свои методические приёмы и открытия – в этом проявится творчество учителя, а не его догматический подход.

Решение организационно – методических вопросов т.е. предварительный просмотр слайдов, видеофрагментов, таблиц и схем, проверка, а при необходимости – овладение навыками пользования, используемой аппаратуры, определение времени необходимого для её включения и использования.

Методика чтения лекции.

Традиционно лекцию можно структуировать на введение, основную часть и заключение. Каждый из этих элементов имеет свои правила и закономерность изложения, логику построения, соблюдение которых и составляет методику чтения лекции.

Введение:

Объявление темы, плана изложения лекции.

Доведение перечня литературы для самостоятельного (возможно более углубленного) изучения как темы в целом, так и отдельных вопросов.

Ознакомление с целями лекции (с какими знаниями уйдёте).

Определение места изучаемой темы внутри и межпредметно.

Постановка проблемы и создание атмосферы творческого поиска.

Можно с уверенностью сказать, что введение в лекцию является её организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составляющей частью. Умение быстро овладеть аудиторией, заинтересовать тематикой, постановкой проблемы и ориентирами в путях её решения – маломинутное решение этих важных вопросов определяет мастерство, приходящее с опытом, с практическими навыками, иногда путём проб и ошибок.

Основная часть: подразумевает

расчленение на этапы изложения с использованием приёмов ораторского искусства (вариация темпа, интонации, громкости, повторения важных, основных моментов), соблюдение научности, логики изложения с использованием доказательных или сопутствующих путям изложения иллюстративных материалов.

Опору на основной, подготовленный текст, его основные положения и научные выводы.

Отслеживание хода временных затрат на этапы лекции.

Контроль за своей речью, манерами поведения, общения.

Поддержание, а при необходимости и корректировка, обратной связи с аудиторией, использование диалоговых приёмов.

Организация, обучение приёмам конспектирования, акцентирование внимания на основных, важных моментах. Медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых определений, посылок, доказательств и т.д. с введением при необходимости пунктов или нумерации.

В основной части лекции многогранно раскрывается талант учителя как специалиста увлечённого своим предметом, его эрудиция и кругозор, владение ораторским искусством изложения и овладения умами и эмоциями всех и каждого и учащиеся видят либо человека монотонно и скучно излагающего с бумажки, либо ярко горящую личность, ведущую вперёд за собой.

Заключению свойственны такие моменты, как

Подведение итогов лекции и полученных выводов и результатов

Рекомендации по самостоятельной работе над изложенной темой

Доведение до учащихся требований к знанию изложенной темы на практических занятиях, зачётах

«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушённые ребёнку, для него стократ полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям».Н.И.Пирогов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: