Организационный момент. Проверка домашнего задания




Организационный момент

Здравствуйте, присаживайтесь, я рада снова вас всех видеть. Сегодня мы с вами будем продолжать изучение ракообразных. Изучив внешнее строение ракообразных, как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изучать? (Внутреннее строение ракообразных). Совершенно верно, но для начала давайте повторим домашнее задание.

Проверка домашнего задания

Давайте с вами поиграем в игру. У нас сформировалось 2 команды – почемучки и умнички. Команда почемучек будет задавать вопросы, а команда умничек- отвечать на заданные вопросы. У команды почемучек есть пару минут, чтобы составить вопросы, а умничкам даётся пару минут, чтобы повторить домашнее задание.

А ещё, я попрошу 2х учеников выйти на письменный опрос д/з. (тесовая форма, проводится на доске).

Примерный перечень вопросов с ответами:

1) Сколько видов включает класс Ракообразные? Ответ: 30-35 тыс. видов

2) Назовите представителей класса ракообразные. Речной рак

3) Где обитает речной рак? Ответ: Пресные водоёмы с чистой водой.

4) Чем питается речной рак? Ответ: Они всеядные, питаются растениями и животными, живыми и мёртвыми организмами.

5) Чем образован панцирь речного рака? Ответ: Хитин.

6) Сколько отделов выделяют у речного рака? Ответ:3, голова, грудь и брюшко.

7) Что такое антенуллы? Ответ: 2 пары коротких усиков на головогруди

8) Какую функцию выполняют антенуллы. Ответ: Функцию ориентирования в ночное время, при поисках еды, равновесия.

9) Охарактеризуйте глаза речного рака. Ответ: Глаза фасеточные, каждый глаз состоит из множества простых глаз.

10) Сколько пар ходильных конечностей имеет рак? Ответ: 5 пар, и ещё 5 пар плавательных конечностей на брюшке

11) Сколько всего пар конечностей имеется у рака? Ответ 12 пар

Все эти вопросы касательны внешнего строения ракообразных, а как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня? (внутреннее строение ракообразных).

Верно, а что мы должны узнать и чему научиться сегодня на уроке?

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока

· Познакомиться с внутренним строением речного рака.

· Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.

У вас на партах есть таблички, которые называются Знаю Хочу узнать Узнал. Заполните первые 2 колонки (Заполнение таблицы ЗХУ).

3 Изучение нового материала

Целемотивационный этап.

Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение. А вы мне расскажите, зачем раки поднимают клешни вверх?

Все они живут в реке,

Норы делают в песке,

Всегда пятятся назад

И усами шевелят.

Поднимают клешни вверх

«Покусаем мы вас всех»,

Кто такие забияки?

Это маленькие…(раки)

приблизительный ответ- для защиты.

Видео передвижение ракообразных в водоёме.

Как дышат раки под водой? Какая же у них кровеносная система? Ответы на эти вопросы мы сможем дать, лишь познакомившись поближе с нашими сегодняшними представителями. А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о ракообразных.

-Как вы думаете, за каким предсавителем мы сейчас наблюдали? И где мы его можем встретить?

- Речной рак, в пресных водоёмах.

-Верно.

Мотивационная деятельность

А для чего же нам нужно знать о внутреннем строении речного рака?

Изучение нового материала

Давайте вспомним, к какой систематической единице будет принадлежать речной рак? (Раздаю образцы внутреннего строения рака).

Царство – животные

Подцарство – многоклеточные

Тип – членистоногие

Подтип – жабродышащие

Класс – ракообразные

Отряд – десятиногие

Представитель – речной рак

Хорошо, а теперь откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока (написано на доске).

Ракообразные – класс членистоногих, объединяющих 30- 35 тыс. видов. А сейчас мы с вами поближе познакомимся с одним из представителей класс Ракообразные – речным раком.

 

Признаки внутреннего строения Характеристика признаков
Ракообразных Кольчатые черви
Кожно- мускульный мешок - +
Пищеварительная система Рот- глотка-пищевод- средний отдел кишечника- задний отдел кишечника- анальное отверстие. Имеются пищеварительные железы Передний отдел (рот, глотка, пищевод, зоб) – Средний отдел (желудок и средняя кишка) – Задний отдел (задняя кишка и анальное отверстие)
Дыхательная система Жабры Жабры
Кровеносная система Незамкнута Замкнутая
Выделительная система Железистые органы Метанефридии
Нервная система Надглоточное и подглоточное нервное кольцо, нервные узлы, брюшная нервная цепочка Ганглионарного типа
Половая система Раздельнополые, характерен половой диморфизм. Развитие прямое, размножение половое. Раздельнополые, с метаморфозом. Пиявки- гермафродиты с прямым развитием.

ВЫВОД: Какие признаки свидетельствуют о более высоком уровне развития Членистоногих по сравнению с Кольчатыми червями? (проговаривают)

Хитиновый наружный скелет, к которому прикрепляются мышцы; членистые конечности; членики тела разнообразные, более развитые системы органов; особенно развиты нервная система и органы чувств; усложнение поведения – инстинкты, образование условных рефлексов.

Рассказ учителя: Раки произошли от кольчатых червей путём усложнения и эволюции отдельных органов. Тело и ноги Членистоногих сегментированы. Членики конечностей соединены подвижно, благодаря чему животные совершают сложные движения: ходят, бегают, плавают. Имеется наружный скелет – хитиновый (защита от высыхания, механических воздействий, прикрепление мышц). Растут только вовремя линек (сбрасывание старой и образованием новой кутикулы). (Видео - фрагмент)

Имеются органы чувств: фасеточные глаза, механорецепторы, органы слуха.

Физкультминутка

Все ребята ровно, дружно встали Выпрямиться.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.

 

Мы сегодня рассмотрели с вами ракообразных на примере речного рака. Но, ракообразных гораздо больше, чем 1-2 или 3 представителя. Давайте сейчас с вами послушаем о ином представителе ракообразных – пальмовый вор.

 

Рефлексия

1) Если ты запомнил материал урока- подними руку

2) Где лучше всего чувствует рак в воде или на суше? Если ты хорошо усвоил материал помести рака в реку.

Итог

1) Ответить на вопросы (розданы в начале урока).

2) Что вы сегодня узнали на уроке? Тест если да хлопок, если нет молчок).

1Рак дышит жабрами? (Да)

2Тело рака состоит из двух отделов? (Да)

3Раки растительноядные? (Нет)

4Рак имеет хитиновый покров? (Да)

6Кровеносная система рака не замкнутая? (Да)

7Раки являются санитарами водоема? (Да)

Сегодня на уроке мы познакомились с ракообразными, выяснили их значение в

природе и жизни человека.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

Параграф 17

Вот наш урок и подошел к концу. Все свободны. До свидания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: