Методические материалы к курсу
«История искусств (изобразительных)».
I. Планы семинаров.
I.Семестр:
Семинар 1. Искусство Египта времени Эхнатона.
1. Реформаторская деятельность фараона Эхнатона (Аменхотепа IV).
2.Строительство города Ахетатона. Особенности его архитектуре.
3. Изобразительное искусство времени Ахетатона. Традиции и новаторство.
4. Синтез архитектуры и искусства.
Семинар 2. Ансамбль Афинского акрополя.
1. Исторические этапы строительства Афинского акрополя (архитектура и пластика).
2.Главные элементы планировочной и объемно-пространственной композиции ансамбля.
3.Парфенон-выдающийся памятник античной архитектуры.
4. Художественно-образное единство ансамбля Афинского акрополя. Синтез искусств.
Семинар 3.Архитектура Древнего Рима.
1. Характер архитектуры её типология и римская строительная техника.
2. Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.
3. Особенности композиционного и пространственного решения императорских форумов (форумы Цезаря, Августа и Трояна).
4. Колизей в Риме: планировочная, объёмно-пространственная композиция, конструктивное и декоративное решения, применение ордера.
II.Семестр:
Семинар 1.Византийский храм как модель мира.
1. Развитие основных типов византийского храма: купольная базилика, крестово- купольная церковь.
2.Храм св. Софии в Константинополе, функциональное и конструктивное решение.
3. Купольная базилика – абстрактная «модель мира».
4.Византийская крестово-купольная система – универсальная образная «модель мира».
5.Монументальная живопись и икона в интерьере византийского храма.
Монументальная живопись как «Модель мира», освещенная средствами
|
искусства.
Семинар 2.Реальность и вымысел в скульптуре романских соборов
Франции.
1.Религиозные и светские источники романской скульптуры.
2.Портал средневекового собора – граница двух миров. Темы и сюжеты скульптурных композиций храмов Везле, Муассака, Отена и Арля.
3.Композиция и образный язык романской скульптуры. Правда, вымысел, аллегория.
4.Содержание и форма романской скульптуры. Особенности образного видения реального мира.
5.Архитектура романского собора: конструкция, функция и образная специфика.
Семинар 3.Готический собор как образец средневекового
Художественного синтеза.
1.Архитектура готического собора: функция, конструкция, образная специфика.
2.Образцы скульптуры как воплощение противоречий средневекового мироощущения. Роль скульптуры в системе художественного синтеза.
3.Витраж в готическом соборе.
4.Готический собор – обобщенный образец человеческого быта.
II.Темы контрольных работ:
I.Семестр.
Контрольная работа 1. Искусство первобытного общества и
Древнего Египта.
Контрольная работа 2. Искусство Передней Азии, Эгейского мира и Древней Греции.
Контрольная работа 3. Искусство Древнего Рима.
II.Семестр.
Контрольная работа 1.Раннехристианское искусство. Искусство Византии.
Искусство раннего средневековья.
Контрольная работа 2. Романское искусство. Готическое искусство. Искусство Древней Руси.
Контрольная работа 3. Проторенессанс. Раннее Возрождение. Искусство Высокого Возрождения.
|
III.Темы домашних заданий:
I.Семестр.
Д.З-1 – Зарождение искусства. Зарисовки орнаментов периода неолита и мегалитических сооружений.
Д.З-2 – Искусство Древнего Египта. Зарисовать: храмы с глубинно-осевой композицией (фасады, планы, разрезы), типы египетских колонн, типы погребальных сооружений, изобразительный канон.
Д.З-3 – Искусство Передней Азии. Зарисовки зиккуратов.
Д.З-4- Искусство Эгейского мира. Зарисовки мегарона и стили критской керамики.
ДЗ-5 – Искусство Древней Греции. Зарисовать: ордера, типы храмов. План Афинского Акрополя, схемы городов периода эллинизма. Формы и конструкции греческой мебели. Античный костюм: пеплос, туника, гиматий. Греческие классические орнаменты.
ДЗ-6 – Искусство Древнего Рима. Зарисовать: схемы застройки римских городов и форумов, римские ордера, инженерные сооружения, триумфальные арки, типы храмов и зрелищных сооружений. Римская мебель и костюм.
II. Семестр.
ДЗ-1 – зарисовать планы, фасады и разрезы базилики имп. Константина, базилики св. Петра в Риме.
ДЗ-2, 3– Искусство Византии. Зарисовки: конструкция «купол на парусах», план и разрез храма св. Софии в Константинополе, типы крестово-купольных зданий (планы, разрезы, фасады), типы византийских колонн.
ДЗ-4 – Раннесредневековое искусство. Выполнить зарисовки: мавзолейТеодориха в Равенне, Надвратный зал в Лорше, Капелла Карла Великого в Аахене.
ДЗ-5-6,– искусство периода романики. Выполнить зарисовки: типичные планы романских базилик, разрез романского храма, схема романской связанной системы, колонны, перспективные порталы, типы романских сводов.
|
ДЗ-7-9– искусство периода готики. Зарисовать: типичный план и разрез готического собора, типы готических сводов, архитектурные детали, наиболее типичные храмы Франции, Германии, Англии и Италии.
IV.Темы рефератов:
I.Семестр.
1.Древнеегипетский храм: процессии, обряды и архитектура.
2.Эволюция погребального сооружения в Древнем Египте.
3.Ансамбль фараона Джосера в Саккара.
4.Синтез искусств в храмах Древнего Египта.
5.Дворци Ассирии и Вавилона.
6.Особенности скульптуры и рельефа периода Древнего царства.
7.Изобразительное искусство периода древнего царства.
8.Ансамбль Кносского дворца. Архитектура и интерьер.
9. Развитие древнегреческой керамики.
10. Храмовая скульптура Древней Греции.
11.Становление греческого ордера и отработка типа древнегреческого храма.
12. Особенности композиции и образного решения Афинского акрополя.
13. Развитие монументальной скульптуры в период архаики.
14.Творчество Поликлета и Фидия.
15.Сравнительный анализ типологии храмов Древней Греции и Древнего Рима.
16. Отражение древнеримского быта в планировке и убранстве дома – особняка.
17. Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.
18.Тип Римского театра и его связь с архитектурой театров Древней Греции.
19. Императорские форумы – особенности композиционного и пространственного решения.
20. Архитектура культовых зданий Древнего Рима.
II.Семестр.
Искусство Византии.
1.Развитие основных типов византийского храма.
2.Храм св. Софии в Константинополе – абстрактная «модель» мира.
3.Конструктивные и художественно-образные особенности храмов византийской крестово-купольной системы.
4.Особенности византийской изобразительной системы.
5.Монументальная живопись в интерьере византийского храма.
Искусство романского периода
1.Романская базилика – функциональные, конструктивные, объёмно-пространственные решения.
2.Архитектура замков и фортификационных сооружений.
3.Архитектура бенедиктианских монастырей.
4.Объёмно-пластические решения имперских соборов в Майнце, Шпейере и Вормсе.
5.Культовая архитектура Тосканы – продолжение позднеантичных традиций.