Урок 69. Внеклассное чтение: рассказы В. Ю. Драгунского
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: способствовать развитию творческого осмысления произведения; совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения; создать условия для развития читательского интереса, читательской самостоятельности; формировать умения и навыки самостоятельной работы с книгой; способствовать развитию умений читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: формулировать тему и идею произведения, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте, осуществлять пересказ эпизодов | Метапредметные: Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею произведения в ходе анализа; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой, планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами в группе; обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать; давать корректные советы по оформлению результатов работы группы | Личностные: проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе: – Захотелось ли вам дома прочитать какой-нибудь из рассказов? – Какие книги с рассказами В. Драгунского вы принесли на урок. – Какое настроение вызвали у вас произведения В. Драгунского? – С каким чувством он пишет о своих героях? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают отрывок, который их больше всего рассмешил, из рассказа В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Далее можно послушать нескольких учащихся с пересказом 1–2 рассказов В. Ю. Драгунского | Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Тема нашей игры: «Виктор Юзефович Драгунский и его произведения». Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок? – Рассказы Виктора Драгунского вот уже несколько десятилетий с неизменным интересом читают и взрослые и дети | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Задачи урока: Продолжить … (знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского). Учиться … (правильно, выразительно читать, анализировать прочитанное). Воспитывать … (интерес к литературному чтению) | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Повторение биографии автора | Организует работу в парах. – Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово. 1. На голову какой птицы приземлилась шляпа гроссмейстера? 2. Подписку на какой журнал выиграли Денис и Мишка в рассказе «25 кило»? 3. Фамилия Дениски. 4. Какой приз получил Дениска за костюм кота в сапогах? 5. Какое космическое имя-позывной было у Дениски в рассказе «И мы!»? 6. Фамилия Мишки. 7. Кем был Денис в игре в рассказе «Удивительный день»? 8. Кем Дениска сначала хотел стать, а потом передумал в рассказе «Друг детства»? 9. Какую реку Америки не смог назвать Дениска в рассказе «Главные реки»? 10. Что всегда становится явным? Задает вопросы о творчестве автора: – Где родился В. Ю. Драгунский? – Где прошло детство В. Ю. Драгунского? – Кем работал В. Ю. Драгунский? – Чем В. Драгунский занимался во время Великой Отечественной войны? – Как назывался театр, которым руководил В. Драгунский? – Назовите знаменитую песню на слова В. Драгунского. – Когда В. Драгунский начал писать «Денискины рассказы»? – Сколько всего «Денискиных рассказов»? | Решают кроссворд. Работают в парах.
![]() | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Литературная игра | Проводит литературную игру по произведениям Виктора Драгунского. (См. ресурсный мате- риал.) – Виктор Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое свое послание он заканчивал девизом. Какие три слова он писал? | Выполняют задания литературной игры. – «Дружба! Верность! Честь!» | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
V. Сочинение «Мой любимый Денискин рассказ» | Организует самостоятельную работу. Задает вопросы. – При подготовке к уроку внеклассного чтения вы познакомились с разными Денискиными рассказами. Почему они так называются? – Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими мыслями. – Ребята, а давайте сделаем рекламу этих рассказов, чтобы все ученики нашей школы заинтересовались и захотели их прочитать | Отвечают на вопросы учителя. Пишут мини-сочинение. – Повествование ведется от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни. Составляют вопросный план к сочинению: 1. Какой Денискин рассказ тебе понравился больше всего? 2. Кто главные герои рассказа? 3. Что заинтересовало тебя в рассказе? 4. Что смешного в рассказе? 5. Чему учит рассказ? Читают сочинения «Мой любимый Денискин рассказ». Изготавливают книжку-раскладушку для рекламы во 2, 3 классах | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. – В. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Его девиз был такой: «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребенка без радости», а каждое свое послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!». – Попробуйте написать письмо Дениске Кораблеву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Какой итог сегодняшнему уроку литературного чтения вы смогли бы подвести? Что вы для себя вынесли? – Каково ваше настроение, довольны ли вы своей работой? – Кому захотелось продолжить знакомство с рассказами В. Драгунского? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |