Соц и журн. Формы, направления взаимодействия.
Социология – совокупность познавательных практик, изучающих общество. Начала складываться с 1840-х годов в европейской традиции. Огюст Конт 1842 год – «Курс позитивной философии».
Причины возникновения направления:
- Определенный кризис метафизической философии. Нужно учение, привязанное к жизненной практике.
- Глубокие изменения в материальной сфере (промышленные революции).
- Развитие демократических идей и институтов.
Задача социологии: ответить на вопрос: что такое общество, и как оно возможно.
Социология и журналистика тяготеют друг к другу на следующих уровнях:
- уровень объекта изхучения. У социологии – массово-статистические факты, явления, процессы. У журналистики – социологически освенная социальная реальность.
- уровень предмета изучения. У социологии – законы, тенденции, параметры, характеристики общественных событий и процессов. У журналистики – проявление этих законов и тенденций в социальной практике.
- уровень целеполагания. Социология исследует прошлое, настоящее и будущее социальных общностей на основе научной парадигмы. Журналистика ориентирована на то же самое, но на основе эмоционально-образного отражения.
Что объединяет социологию и журналистику:
1). Понимание социальности как основного свойства человеческого рода.
Социальность – неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования.
2). Понимание системного характера социальной реальности. Любой социальный объект воспринимается как составная часть системы более высокого порядка – социума. Элементы системы находятся в непрерывном и продуктивном взаимодействии.
|
3). Представление о закономерности и исторической обусловленности социальных процессов. Например, зависимость СМИ от производственных, экономических отношений и социальных институтов.
4). Верность реальным фактам. (Пятирим Сорокин «Человек, цивилизация, общество).
5). Эти сферы руководствуются общими принципами:
- гуманистическая направленность
- социальная ответственность
- гражданская заинтересованность
- стремление к получению надежной и достоверной информации.
6) Как социология ориентирована на изучение и формирование общественного мнения, так и журналистика взаимосвязана со всеми социальными и политическими институтами.
7) Взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину мира, в которой статистические значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнидеятельности общества.
Специфика и принципы социол подхода в журн-ке.
1). Рассмотрение каждого явления в социальном контексте, т.е с учетом конкретной объективной реальности.
В последние 10 лет в России развивается явление асоциальности СМИ:
- журналистика порою отворачивается от общества и конструирует вторую информационную реальность. СМИ строят ее по своим субъективным основаниям, при этом СМИ демонстрируют свою равновеликость обществу и даже господство над ним (Корконосенко).
- замкнутость СМИ на собственных корпоративных интересах и ценностях, имеющих значение для ограниченного круга людей. Возникает квазиэлитарная журналистика. Искажается картина мира. Кажется, что СМИ играют в трикстера, оборотня.
|
- российские журналисты бездумно повторяют тезис о СМИ как о четвертой власти, вкладывая свои волюнтаристские представления («что хочу, то и говорю»).
- преимущественная ориентация на отображение вторичной, а не первичной реальности. Журналисты комментируют факты и события, о которых узнали из других источников. Мнимая объективность.
- российские журналисты повторяют тезис западных журналистов о том, что «СМИ – четвертая власть», но вкладывают в него свои вольюнтаристские понятия.
2) Рассмотрение каждого явления во взаимосвязи с обществом и его отдельными элементами.
3) Обнаружение в социальных публикациях не единичного и конкретного, а социально значимого, типичного, закономерно производного от общих интересов.
4) Журналистика должна отражать общество в двух измерениях: субъективном (мнения, отношения, интересы) и объективном (факты и поведения).
Соц журн-ки как науч дисциплина: объект, предмет, цели.
Предмет социологии журналистики определяется в зависимости от:
- типа исследования (3 уровня)
- конкретными задачами данного исследования.
Предмет (по Прохорову) – процесс динамического функционирования журналистики, ее реальная жизнь как целостного организма в богатстве конкретных условий и факторов
Объект – современное общество и его структурные компоненты, взятые в объективном измерении и субъективном проявлении.
Цель социологии журналистики двоякая:
- изучение социальной обусловленности массово-коммуникационных процессов в СМИ
- изучение социальных последствий функционирования СМИ (эффектов МК)