- История создания цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Модест Мусоргский (1839 - 1881) был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. В 1873 г. Ему было всего 39 лет, когда смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»
Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.
В.А. Гартман
Виктор Александрович Гартман (1834 - 1873) был выдающимся русским архитектором и художником. Он окончил курс в Академии художеств, после изучения практически строительного дела, провел несколько лет за границей, повсюду делал зарисовки памятников архитектуры, фиксировал карандашом и акварелью народные типы и сцены уличной жизни. Он сделал около 600 рисунков, по которым были сооружены разные павильоны всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге. В этих рисунках неистощимая фантазия, тонкий вкус, большая оригинальность художника. За эту работу он был удостоен звания академика. Он создал несколько архитектурных проектов (ворот для постройки в Киеве, Народного театра в Петербурге и др.). Гартман был ещё сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, сделал рисунки декораций и костюмов для оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
|
Он был одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.
Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI-XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.
Здание бывшей типографии Мамонтова. Современная фотография
Гартман стремился вводить в свои проекты русские народные мотивы, что поддерживал В. В. Стасов - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств. В его доме и познакомились Мусоргский и Гартман в 1870 г., стали друзьями и единомышленниками, их объединила любовь к русской культуре.
Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора В. Гартмана, которая была организована в Академии художеств.
В. В. Стасов, портрет кисти И. Е. Репина (1873)
Посмертная выставка его произведений была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены более 400 работ художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др. На этой выставке картины Гартмана продавались.
|
Литография по эскизу Гартмана
Выставка на Мусоргского, произвела огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.
Он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года композитор ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.
Конечно Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему: эскиз Гартмана к балету «Трильби» изображает крошечных птенцов в скорлупках у Мусоргского превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.
Из работ художника, по которым написаны «Картинки» Мусоргского сохранилось всего шесть.
Произведение упоминалось как «Гартман»; название «Картинки с выставки» появилось позднее. Цикл был создан за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.
В. Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана: …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…»
|
«Картинки» были опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. «Картинки с выставки», написанны для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана». Позже произведение вошло в репертуар пианистов.
Интересные факты
· Гартман так высоко и ценил Мусоргского, что иначе как «божественным» композитора не называл.
· Несмотря на то, что вдохновением стали работы Гартмана, цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского.
· Мусоргский – композитор – новатор, постоянно искавший новые пути в музыке, среди своих соратников считался недоучкой.
· Римский-Корсаков, который был близким другом Модеста, говорил, что произведения Мусоргского можно исполнять только после исправления гармонии и оркестровки. После кончины композитора Римский-Корсаков проделал всю эту колоссальную работу.
· Редакция первого сборника, вышедшего в печать, принадлежит Римскому-Корсакову. Как преподаватель консерватории, композитор исправил всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее, тираж разошелся достаточно быстро.
· Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.
· Многие современники находили авторскую – фортепианную версию «Картинок» произведением не фортепианным, не удобным для исполнения.
· Существует более сорока версий данного произведения, сделанных для симфонического оркестра. Наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому французскому композитору М. Равелю в 1922 году. Подбор тембров полностью соответствует образам.
- Программная основа
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями.
В «Картинках с выставки» он создал новые формы фортепьянных пьес: портретные характеристики («Два еврея», частично «Гном»), бытовые сценки («Тюильри», «Лиможский рынок», «Быдло»); сказочные и былинные образы русского народного творчества («Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота») и другие. Только одна пьеса – «Балет невылупившихся птенцов» – написана в общепринятом жанре скерцо (итал. scherzo букв. «шутка»).
Композитор поставил перед собой новую и трудную задачу: звуками воспроизвести зрительные образы, запечатлённые художником.
Мусоргского привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей.
Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.
- Фортепианный цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 пьес:
- - «Гном»;
- - Старый замок»;
- - «Тюильри» («Ссора детей после игры»);
- - «Быдло»;
- - «Балет невылупившихся птенцов»;
- - «Два еврея»;
- - «Лиможский рынок»;
- - «Катакомбы»;
- - «Избушка на курьих ножках»;
- - «Богатырские ворота».