Тема: М Мусоргский. Цикл для фортепиано «Картинки с выставки».




  1. История создания цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

Модест Мусоргский (1839 - 1881) был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. В 1873 г. Ему было всего 39 лет, когда смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.

В.А. Гартман

Виктор Александрович Гартман (1834 - 1873) был выдающимся русским архитектором и художником. Он окончил курс в Академии художеств, после изучения практически строительного дела, провел несколько лет за границей, повсюду делал зарисовки памятников архитектуры, фиксировал карандашом и акварелью народные типы и сцены уличной жизни. Он сделал около 600 рисунков, по которым были сооружены разные павильоны всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге. В этих рисунках неистощимая фантазия, тонкий вкус, большая оригинальность художника. За эту работу он был удостоен звания академика. Он создал несколько архитектурных проектов (ворот для постройки в Киеве, Народного театра в Петербурге и др.). Гартман был ещё сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, сделал рисунки декораций и костюмов для оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Он был одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.

Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI-XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.

Здание бывшей типографии Мамонтова. Современная фотография

Гартман стремился вводить в свои проекты русские народные мотивы, что поддерживал В. В. Стасов - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств. В его доме и познакомились Мусоргский и Гартман в 1870 г., стали друзьями и единомышленниками, их объединила любовь к русской культуре.

Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора В. Гартмана, которая была организована в Академии художеств.

В. В. Стасов, портрет кисти И. Е. Репина (1873)

Посмертная выставка его произведений была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены более 400 работ художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др. На этой выставке картины Гартмана продавались.

Литография по эскизу Гартмана

Выставка на Мусоргского, произвела огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.

Он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года композитор ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

Конечно Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему: эскиз Гартмана к балету «Трильби» изображает крошечных птенцов в скорлупках у Мусоргского превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.

Из работ художника, по которым написаны «Картинки» Мусоргского сохранилось всего шесть.

Произведение упоминалось как «Гартман»; название «Картинки с выставки» появилось позднее. Цикл был создан за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.

В. Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана: …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…»

«Картинки» были опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. «Картинки с выставки», написанны для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана». Позже произведение вошло в репертуар пианистов.

Интересные факты

· Гартман так высоко и ценил Мусоргского, что иначе как «божественным» композитора не называл.

· Несмотря на то, что вдохновением стали работы Гартмана, цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского.

· Мусоргский – композитор – новатор, постоянно искавший новые пути в музыке, среди своих соратников считался недоучкой.

· Римский-Корсаков, который был близким другом Модеста, говорил, что произведения Мусоргского можно исполнять только после исправления гармонии и оркестровки. После кончины композитора Римский-Корсаков проделал всю эту колоссальную работу.

· Редакция первого сборника, вышедшего в печать, принадлежит Римскому-Корсакову. Как преподаватель консерватории, композитор исправил всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее, тираж разошелся достаточно быстро.

· Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.

· Многие современники находили авторскую – фортепианную версию «Картинок» произведением не фортепианным, не удобным для исполнения.

· Существует более сорока версий данного произведения, сделанных для симфонического оркестра. Наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому французскому композитору М. Равелю в 1922 году. Подбор тембров полностью соответствует образам.

  1. Программная основа

«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями.

В «Картинках с выставки» он создал новые формы фортепьянных пьес: портретные характеристики («Два еврея», частично «Гном»), бытовые сценки («Тюильри», «Лиможский рынок», «Быдло»); сказочные и былинные образы русского народного творчества («Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота») и другие. Только одна пьеса – «Балет невылупившихся птенцов» – написана в общепринятом жанре скерцо (итал. scherzo букв. «шутка»).

Композитор поставил перед собой новую и трудную задачу: звуками воспроизвести зрительные образы, запечатлённые художником.

Мусоргского привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей.

Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.

  1. Фортепианный цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 пьес:
  2. - «Гном»;
  3. - Старый замок»;
  4. - «Тюильри» («Ссора детей после игры»);
  5. - «Быдло»;
  6. - «Балет невылупившихся птенцов»;
  7. - «Два еврея»;
  8. - «Лиможский рынок»;
  9. - «Катакомбы»;
  10. - «Избушка на курьих ножках»;
  11. - «Богатырские ворота».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: