Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка» («Promenade»), изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна ») по галерее и переход от картины к картине. Такая тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Она не написана ни на одну картину, но называется так, потому что во время прогулки по выставке служила связующим звеном между отдельными музыкальными номерами.
Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Изначально – это пьеса-вступление: приглашает посетить воображаемую выставку, на которой сюжеты работ художника Виктора Гартмана нарисованы композитором посредством музыкальных звуков, а затем, прогуливает слушателей по вернисажу от композиции к композиции.
«Прогулка» ни одну из работ художника не отображает. Иногда мелодия «Прогулки» звучит тяжеловесно, что указывает на походку автора. Композитор откровенно заявлял, что в этой пьесе он изобразил самого себя, рассматривающего выставленные на вернисаже экспонаты.
Картины меняются одна за другой, отношение автора к увиденному на выставке меняется, отражая эти изменения музыка «Прогулки» постоянно варьируется. Таким образом, прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Чередование номеров в сюите проводится по контрастному принципу.
«Прогулка» в «Картинках с выставки» своеобразно выполняет функцию рефрена (повтор), то есть постоянно повторяется и объединяет разнохарактерные произведения сюиты в единое целое, ноона скорее является фоном, а не главной темой, как это происходит в рондо (итал. r ondo — круг). Мусоргский называл «Прогулку» интермедией (от лат. intermedius «находящийся посередине»). Только первый и последний раз она звучит полностью, а в других проведениях в сокращённых вариантах – передаёт впечатления посетителей выставки, переходящих от картины к картине.
|
Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.
Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой.
Мусоргский в этом цикле создал психологический портрет, проник в глубину своих персонажей.
Пьесы
Прогулка.
«Прогулка», написана в трёхчастной форме. Она имеет авторское темповое указание: произведение должно исполняться бодро, но в то же время по-русски степенно. Свободный ритм мелодии создаёт ощущение света и удивительного раздолья.
Основным источником мелодии у Мусоргского была народная, крестьянская русская песня, которую он любил с самого детства. Мелодическая интонация «Прогулки» подлинно народна, её особенностью является национальный русский орнамент. Тема близка с русской народной песней, ей присущ эпически – величавый, народный склад, что заставляет воспринимать её как воплощение русского народного духа.
Первый номер словно рисует шаги. Мелодия напоминает народный напев, который начинается с запева солиста, а затем подхватывается хором, имитируя народную манеру пения широтой и глубиной.
В письмах к Стасову можно прочитать, что в этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине, рассматривающего разнообразные экспонаты: «Моя физиономия в интермедах видна». Свет, чистота и простор – это ощущения, которые дарит музыка.
|
Творческая фантазия Мусоргского этой темой объединила разрозненные пьесы цикла в единое крупное произведение со сквозным развитием. Это оказалось невиданным до той поры новшеством. «Прогулка» (слушать)
Задание:
Найдите в тексте ответы на вопросы и отправить по любому варианту обратной связи для выполненных заданий:
https://vk.com/public193596615
reprints@mail.ru