Е. Вдовина.
Третья волна орф – педагогики в городе Горьком – Нижнем Новгороде.
Педагогические принципы К. Орфа давно нашли признание в международном музыкальном образовании. Педагогов привлекает его концепция элементарного музицирования, основанная на единстве различных и равноправных видов художественной деятельности: музыки (ритм, пение, коллективная игра на разнообразных инструментах) движения, слова, импровизации.
Мне лично близки воспоминания В. Жилина: «…новые подходы, связанные с ритмом, с игрой, с движением вдохновляли… Поражал набор инструментов и возможности их применения, поражало постепенное введение и обучение импровизации, поражала возможность воспитания свободной личности, поражало чисто музыкальное воспитание без всяких словесных аналогий, без словесных украшательств, без необходимости оправдывать музыку – а слова использовать только как носители ритма и тембра, а также как тексты в песнях».
Оксана Тимофеевна Леонтьева и ее книги. 1964 – 2010 год. Г. Г.К. имени М.И. Глинки
Леонтьева Оксана Тимофеевна Левая Т.Н. Храмова И.М
Г 2010 г
Первым музыковедом, открывшим Карла Орфа Российским музыкантам-профессионалам и любителям музыки, стала Оксана Тимофеевна Леонтьева (1932 - 2005 г). Книга О.Т. Леонтьевой «Карл Орф» вышла в 1964г. Именно в этот год Оксана Тимофеевна приезжала в г. Горький и рассказывала преподавателям и студентам Горьковской Консерватории об этом композиторе и о своей работе. Тогда, по воспоминаниям Храмовой Инны Михайловны – преподавателя Консерватории, слушателей заинтересовали не столько его педагогические взгляды, сколько его творчество («Кармина Бурана»). В последствии О.Т. Леонтьеву с г. Горьким связывала работа над книгой «Пауль Хиндемит», которую она делала совместно с Тамарой Николаевной Левой, педагогом Горьковской Государственной Консерватории имени М.И. Глинки.
|
Семидесятые годы, занятия Моисеевой И.С. со студентами ГМУв классе педагогической
Практики (позже ставшем детской хоровой студей «Жаворонок».
Знакомство с музыкальной системой К. Орфа было включено в программу «Методики преподавания сольфеджио» Горьковского музыкального училища. Этот предмет вела Моисеева Ирина Сергеевна, замечательный преподаватель и методист училища. Мы, студенты теоретического отделения (выпуск 1970 – 1974 г), читали книгу Л.А. Баренбойма «Система детского музыкального воспитания К. Орфа» (1970г изд.), писали рефераты по этой книге на темы, предложенные Ириной Сергеевной: «Школа К. Орфа» Никитина Ольга, «Ритмическое воспитание по системе К. Орфа» Белобородова, «Шульверк К. Орфа» Селина Ангелины, «Карл Орф и его институт» Цикина Ирина, Шокурова Надежда.
Курсовые работы студентов ГМУ (1968 – 1977гг) по книге Л. Баренбойма
1. Первая волна Орф – педагогики в Горьком.
Вначале восьмидесятых годов в Москве активно проводил семинары Лев Вячеславович Виноградов, известный музыкальный педагог, психолог, автор системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей. Свою программу Виноградов создал на основе опыта выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая и Б. Бартока в Венгрии, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, Ж.-Далькроза в Швейцарии, Пьера ван Хауве в Голландии.
|
Семинар Л. Виноградова предположительно состоялся в Горьковской Государственной консерватории имени М.И. Глинки. Среди слушателей находились ее преподаватели и студенты, а также их коллеги из других учебных заведений нашего города. Вот некоторые, из мне известных: Ражев А.П., Моисеева И.С. (они входили в организационный состав), Сивухин Л.К., Ежов А.А, Кожухин В.Н, Вьюк М.Я, Войлокова Н.С., Л. Беклемишева.