Жизнь диакона Ивана Федорова Москвитина, русского первопечатника.




История изобретения книгопечатания

Печатание книг впервые распространилось в Китае и Корее, где достигло значительного развития. В Китае был изобретен и способ изготовления печатных форм из готовых рельефных элементов, т. е. набор подвижными литерами. Согласно сведениям китайского автора Шэнь-Го, жившего в XI в., это изобретение было сделано кузнецом Би-Шэном (Пи-Шэн), который изготовлял буквы или рисунки из глины и обжигал их. Этими глиняными подвижными литерами и набирался печатный текст.

 

Самая древняя в истории ксилографическая книга была изготовлена в Китае, хотя самые ранние опыты изготовления ксилографии известны в Японии. В 770 г. По повелению императрицы Сетоку таким способом был отпечатан миллион заклинаний, вложенных в миниатюрные пагоды. Первая ксилографическая книга называется «Алмазная сутра». Она была изготовлена в 868 г. н. э., а впервые обнаружена в 1900 г. в «Пещере тысячи будд» в Дунхуане (Западный Китай). Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».

 

Печатание с наборных литер из Китая было перенесено в Корею, где оно подверглось дальнейшему совершенствованию. В XIII в. вместо глиняных были введены литеры, отливавшиеся из бронзы. До наших дней сохранились книги, напечатанные при помощи бронзовых литер в Корее в XV в. Печатание с наборных литер применялось также в Японии и Средней Азии.

 

В Западной Европе книгопечатание возникло в конце XIV — начале XV в. В этот период рукописный способ размножения книг уже не мог удовлетворить растущих потребностей. Он заменяется книгопечатанием. Вначале в Европе появился способ печатания с досок, на которых вырисовывались изображения и текст. Таким способом был напечатан ряд книг, игральные карты, календари и т. д.

В середине XV в. печатание с досок становится недостаточным для удовлетворения потребностей общества и экономически невыгодным и на его смену приходит книгопечатание с подвижных литер.

 

Изобретателем печати с подвижных наборных литер в Европе был немец Иоганн Гутенберг (1400 — 1468). Точно установить время напечатают первой книги с наборных литер не удалось, и условной датой начала европейского книгопечатания этим способом считается 1440 г. Иоганн Гутенберг применил металлические наборные литеры.

 

Для печатания были созданы ручные печатные станки. Печатный станок представлял собой ручной пресс, где соединялись две горизонтальные плоскости: на одной плоскости устанавливался наборный шрифт, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла.

 

Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV в. Больших успехов добился белорусский печатник Георгий (Франциск) Скорина. печатавший книги в Праге в 1517-1519 гг. и Вильно в 1525 г.

В Московском государстве книгопечатание возникло в середине XVI в. Основателем книгопечатания на Руси был Иван Федоров.

 

Жизнь диакона Ивана Федорова Москвитина, русского первопечатника.

Имена славянских просветителей Кирилла и Мефодия, а также первопечатника Ивана Фёдорова в истории нашей культуры стоят на почётном месте, в одном ряду. Символично, что в Москве и памятники всем троим находятся недалеко друг от друга.

Путь от Славянской площади и Китай-города, в котором установлен памятник первоучителям,

до Охотного ряда, где находится скульптура Ивана Фёдорова, займёт у вас не больше 10–15 минут.

Гораздо большее историческое расстояние – семь столетий – отделяет две судьбоносные даты: 24 мая 863 года, когда православные монахи Кирилл и Мефодий в болгарском городе Плиске сообщили об изобретении славянского алфавита, и 19 апреля 1563 года – начало работы Ивана Фёдорова над первой печатной книгой «Апостол».

Положенное Иваном Фёдоровым, – издание книг на кириллице – стало столь же важным событием для нас, как начало типографской деятельности Иоганна Гуттенберга для немцев.

К сожалению, сведений о жизни Ивана Федорова сохранилось немного, подлинно неизвестна даже дата его рождения. Историки полагают, что Иван Фёдоров (Москв`итин) родился в период правления князя Василия III, около 500 лет назад, приблизительно в 1510 году. Он был чрезвычайно одарённым человеком, знал церковно-славянский, латынь, владел греческим, латинским, польским языками, а также был незаурядным пушечным мастером, изобрёл морт`иру – многоствольное орудие.

Стремление к образованности, природная любознательность привели Ивана Фёдорова в Краковский университет, который он окончил в 1532 году и где получил учёную степень бакалавра. Потом Иван Фёдоров жил на Украине. Там он научился литейному ремеслу, изучил типографское дело, освоил технику двуцветной печати, а затем, уже в правление Ивана Грозного, в 1550-х годах, приехал в Москву, где получил должность дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского.

Здесь, в Московском Кремле, Иван Фёдоров стал во главе первой русской типографии. Вместе со своим верным помощником Петром Мстиславцем он начал работу над «Апостолом» – первой точно датированной печатной книгой на русском языке. На это благое дело Ивана Фёдорова благословил митрополит Московский и всея Руси Макарий.

Но вскоре после кончины высокого покровителя – митрополита Московского Макария – начались гонения на печатников со стороны переписчиков, а затем на Руси развернулась беспощадная опричнина. В 1566 году в типографии после поджога случился пожар, уничтоживший печатную мастерскую, и Иван Фёдоров с Петром Мстиславцем приняли решение покинуть Москву.

Обосновались они в литовском Заблудове, имении землевладельца Григория Ходкевича. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии, было «Учительное Евангелие» (1568 г.) – сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов, а затем Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем» (1570 г.). Эта книга некоторое время даже использовалась как учебник русской грамоты.

В 1572 году, когда Заблудовская типография закрылась. Дальнейшие пути соратников разошлись: Мстиславец перебрался в Вильно, где требовался опытный печатник, а Иван Федоров переехал во Львов. Он был нужен Украине, разделенной в то время между четырьмя государствами. Язык украинской культуры остро нуждался в печатном слове. Нельзя сказать, что судьба была здесь к мастеру благосклонна. Во Львове жило немало богатых русских и греческих купцов, но не было своей типографии. С большим трудом на свои скудные средства, и с помощью благородных, небогатых, людей и некоторых духовных лиц Федоров вновь открыл свое дело.

Он напечатал второе издание «Апостола» и «Азбуку» (1574 г.) – первый русский печатный букварь.

Ивана Фёдорова переполняли новые замыслы – издать книги для православных церквей, столь необходимые для богослужений. И вскоре он получил приглашение от князя Константина Острожского создать типографию в городе Остроге. Константин Острожский - киевский воевода, очень богатый человек, меценат. В ту пору резиденция князя считалась центром просвещения. Здесь было устроено учебное заведение - Острожская академия, а при ней начальное "детищное училище". Фёдоров приглашение принял. Типография размещалась в высокой башне замка на берегу реки Вилия.

В 1576–1581 годах он выпустил второе издание «Азбуки», алфавитно-предметный указатель Тимофея Аннича «Книжка, собрание вещей нужнейших» и первый печатный календарь «Хронология Андрея Рымши». Затем вышла «Острожская Библия» – первая полная Библия на церковнославянском языке, в которой было 628 страниц. Всего же до наших дней сохранилось 12 изданий книг, напечатанных Иваном Фёдоровым на протяжении двух десятилетий.

Однако отношения с князем Острожским у Федорова не сложились, и скоро между ними произошел разрыв. На имущество Москвитина был наложен арест. Часть типографского оборудования так и осталась в Остроге, а Федоров около 1582 г. опять вернулся во Львов. Здесь он предпринял самые активные действия по обустройству собственной типографии. Уместно заметить, что Иван Федоров владел не только типографским искусством, но и другими ремеслами. От последнего года его жизни остались сведения о его работе по отливке войсковой пушки и изобретению многоствольной мортиры. Вероятно, это помогло бы собрать средства на новое дело.

В казначейских книгах за январь 1583 г. имеется запись, из которой следует, что Федоров по заказу польского короля Стефана Батория изготовил небольшое орудие. Известно также, что между февралем и июлем того же года Федоров ездил в Вену, где предлагал императору Священной Римской империи Рудольфу II свое изобретение - складную многоствольную мортиру.

Но его мечтам не суждено было сбыться. 5 декабря 1583 г. осенью он тяжело заболел, а 6 декабря 1583 года скончался. Федоров умер в доме портного Антона Абрагамовича, члена Успенского братства. Знаменитый старец умер в полной нищете. Его имущество захватили ростовщики, от долгов которым он так и не смог освободиться до конца жизни. Был похоронен на кладбище при Онуфриевом монастыре. Великий первопечатник и ныне покоится в Свято-Онуфриевском монастыре, расположенном в предместье Львова.

На могиле великого сына России была поставлена надгробная плита, в центре которой высечен книжный знак первопечатника.

Неутомимый труженик, патриот своего дела, пионер русского книгопечатания, наделенный необычайными дарованиями, закончил свой путь бедняком на чужбине. Но имя первопечатника Ивана Фёдорова сохранилось в веках. И сегодня о нём помнят миллионы благодарных читателей в России, на Украине, в Белоруссии, Польше и Литве.

 

АПОСТОЛ.

До начала книгопечатания книга на Руси была дорогой вещью. Относительно полные собрания рукописных книг имели только кафедральные соборы, крупнейшие монастыри и царские библиотеки.

Несмотря на изобретение книгопечатания ещё в середине XV в., первые русские печатные книги появились лишь спустя столетие благодаря основанию в Москве в 1553 г. Государева Печатного двора.

Через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного Евангелия в Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный Апостол 1564 года - труд московских мастеров Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца.

Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России.

19 апреля 1563 г. Иван Фёдоров вместе со своим учеником и помощником Петром Тимофеевичем Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». И по свидетельству самих печатников, окончена работа была «…в год 7070 второй марта в 1-й день [1 марта 1564 г.] при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…».

 

Книга «апостол» – часть библии. «Апостол» — богослужебная книга, вместе с 4 Евангелиями и Апокалипсисом являющаяся частью Нового Завета, в свою очередь входящего в свод Библии. Состоит из «Деяний» и «Посланий» апостолов Иакова, Петра (2 послания), Иоанна (3 послания), Иуды, Павла (14 посланий).

Исследователи определяют тираж Апостола 1564 года по-разному - от 600 до 2000 экземпляров. В настоящее время в библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 его экземпляров. Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело утверждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах.

 

Раскроем "Апостол" 1564 года. Первые семь листов занимают всевозможные предисловия и оглавления. Переворачиваем восьмой лист - и перед нами Гравюра - портрет автора "Апостола" - евангелиста Луки. Первая в истории нашего искусства фигурная гравюра, композиционным центром которой служит изображение человека.

Лука сидит на низкой скамеечке с массивными ножками. Голова апостола наклонена вперед, фигура сгорблена. На коленях у него книга. Рядом подставка - горка для письма, на которой лежит раскрытый свиток. Написанные им строки можно прочитать; апостол только что кончил писать: "Первее бе слово". На горке стоят также чернильница с гусиным пером и песочница. Песком припорашивали свеженаписанный текст, чтобы он не смазывался.

Изображение заключено в рамку. Это - триумфальная арка с полуциркульным сводом и горизонтальным перекрытием. Свод поддерживают колонны с пышными капителями и обильно декорированным цоколем.

 

 

Все выходные данные книги и история ее выпуска были размещены авторами в послесловии «Апостола».

Послесловие "Апостола" года, носящее чисто светский характер, считается первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы.

«Возлюбленный и чтимый русский народ, — обращался Федоров к читателям «Апостола». — Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...».

 

Московский Апостол - произведение во многом новаторское.

Текст «Апостола» набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Сохранив основные черты рукописного полуустава XVI в., Федоров сделал шрифт более емким. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. Сличение печатного текста «Апостола» с текстами его рукописных предшественников доказывает, что они были восприняты первопечатником критически. Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки.

Работа первопечатника над текстом более подробно изучена лингвистами на примере «Апостола ». В печатном тексте сделано много исправлений, внесены слова, не встречавшиеся в рукописных списках (возможно, они заимствованы из не дошедшего до нас источника), исключены устаревшие выражения и обороты, изменена орфография, которая соответствует в печатном тексте произношению. На этом основании иногда делаются упрощенные заключения о характере работы первопечатника над текстом. Особенно часто излагается вывод о том, что в «Апостоле» язык очищен от архаизмов, демократизирован, и, таким образом, книга приближена к читателю, стала доступной более широкому кругу людей. В действительности изменения текста были более сложны и далеко не однозначны. Читатель того времени не поверил бы книге, не принял бы ее, если бы эти изменения были проведены слишком прямолинейно.

 

 

Иваном Федоровым были сделаны богатые заставки для каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы в начале абзацев.

Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод».

 

Перебравшись во Львов, Иван Федоров основал первую на территории Украины типографию и в 1574 выпустил «Апостол», в котором впервые появилась издательская марка Ивана Федорова. В том же году он издал «Азбуку» — первый печатный русский учебник, где впервые в русской Книге появляется титульный лист.

 

Таким образом, в первопечатной книге постепенно складываются важнейшие элементы современной издательско-полиграфической формы русской книги, формируются характерные особенности ее художественного оформления, определившие издательскую внешность русской книги более чем на сто лет вперед.

 

ФЕДОРОВ КАК РЕДАКТОР

Иван Федоров старался сделать книги такими, чтобы они были доступны для понимания и одновременно удобны для чтения в церкви с аналоя, а также для использования их в бытовых условиях. Он провел большую и сложную работу. Первое, что им было сделано, – создана концепция печатного варианта книг. Затем, сохраняя каноничность и святость их содержания, он исправил текст, заменив труднопонимаемые и устаревшие слова и обороты на понятные и общеупотребительные. На то, чтобы способствовать восприятию и использованию книг простым читателем, было рассчитано и их оформление. Они снабжены дополнительным текстом – предисловием, послесловием, вступительной статьей; имеют относительно небольшой формат, набраны убористым, мелким шрифтом. Евангелие учительное (1569) Иван Федоров выпустил для обучения. Во вступительной статье к изданию, написанной не самим издателем, а другим лицом, сказано, что содержание выбрано из всех 4ех евангелий. Здесь задача редактирования заключалась в отборе текста и в том, чтобы не допустить его искажения. По сути, аналогичная работа была проделана и при подготовке к изданию Букваря, о чем говорится в напечатанном в нем послесловии: "Не от себя написал я это немногое, но от учения божественных отцов и от грамматики отца Иоанна Дамаскина, сократив до малого, сложил для скорого обучения детей". Это прочувствованное признание первопечатника имеет очень важное значение для истории редактирования, поскольку в нем на основе личного опыта говорится о сущности редактирования и содержится оценка роли редактора при подготовке книг к печатанию. Здесь мы имеем свидетельство того, что с началом книгопечатания редактирование приобретает характер самостоятельного процесса, составляющего сущность издательской подготовки книги к печати.

ПЕДАГОГИЧ ВЗГЛЯДЫ

Главной задачей своей жизни Иван Федоров считал неустанно трудиться во славу просвещения, хотя мнение о его необходимости как всеобщего в ту пору было далеко не общепринятым. Большинство книг, отпечатанных им, были учебниками. Причем в каждом из них автор стремился небольшой его объем использовать с максимальной эффективностью. Остроумные федоровские приемы для знакомства с цифирью, азбучные акростихи, применение в качестве текстов для чтения рассказов, хорошо знакомых детям со слов родителей и другие новаторские находки использовались впоследствии не одним русским издателем.


Не был равнодушен первопечатник и к проблемам воспитания. Федоров не оставил после себя сколько-нибудь стройной теории педагогики. Но он оставил литературное наследие, отмеченное печатью гуманизма. Многочисленные и обширные послесловия к его книгам содержат наставления и советы родителям и ученикам. Так, родителям в системе обучения предлагалось сочетать строгость и ласку: "отцы, не раздражайте чад своих, но воспитайте их в наказании..., в милости, в благоразумии...".
Красной нитью через все послесловия проходит тема просвещения, пускай и "божественного". "Божественное слово" у Москвитина ассоциируется с книгой.

 

Книги Ивана Федорова поражают своим художественным совершенством, многие из них хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США.

Первый русский печатник таким видел свое предназначение: «... не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу...»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: