Балльно-рейтинговая система




 

Виды работ   Максимальный балл
Эссе  
Домашние контрольные и самостоятельные работы  
Тесты по пройденному материалу  
Доклады на семинарах  
Подготовка политинформации  
Коллоквиум  
Выступление на семинарах  
Дополнения на семинарах  
Посещаемость лекций и семинаров -3 за отсутствие

Для получения зачета студент должен набрать не менее 60 баллов.

Для получения экзамена студент должен набрать не менее 100 баллов.

Примеры тестов по дисциплине

 

1. Выберите наиболее полное и корректное из предложенных определений религии:

  1. совокупность обычаев и обрядов, направленных на поклонение сверхъестественным силам;
  2. вера в богов и духов;
  3. мировоззрение и деятельность, основанные на вере в сверхъестественное;
  4. мистическое знание о сверхчувственном мире.

 

2. Учреждение патриаршества на Руси имело место в:

  1. 988 г.
  2. 1051 г.
  3. 1439 г.
  4. 1589 г.

 

3. Найдите соответствие стран и преобладающих в них направлений христианства:

1: Православие

2: Католицизм

3: Протестантизм

 

А. Греция, Болгария, Россия

Б. Италия, Испания, Франция

С. Великобритания, Дания, Финляндия

     
     

 

4. Инквизиция была учреждена в:

  1. IV в.
  2. начале XIII в.
  3. конце XV в.
  4. 1673 г.

 

5. Папой Римским в настоящее время является ______

  1. Бенедикт II
  2. Бенедикт XV
  3. Бенедикт XVI
  4. Бенедикт XIV

 

6. Выберите предписания, входящие в число «пяти столпов» исламской веры:

  1. намаз - пятикратная молитва в течение суток;
  2. исповедание ислама;
  3. закят - материальная поддержка общины;
  4. рамадан - пост в течение этого месяца лунного календаря;
  5. джихад - священная война;
  6. хадж - паломничество в Мекку и Медину;
  7. пищевые запреты на свинину, вино;
  8. заповедь многоженства.
         

 

7.Исламские страны в современной Европе:

  1. Албания, Босния;
  2. Хорватия, Македония;
  3. Болгария, Румыния
  4. Испания, Португалия

 

Примерные темы эссе

 

1. Вера и суеверия: что необходимо современному человеку

2. Оккультно-мистические течения XVII-XIX вв. как источник современного мистицизма

3. Восточные влияния на западную религиозно-мистическую мысль ХХ в.

4. Неоязычники в современном обществе

5. Сходство и различие отдельных ветвей религиозной мысли

6. Сектантство и традиционные религии

Темы коллоквиумов (по источникам):

1.М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»

2.С.Хантингтон. «Столкновение цивилизаций).

Основные понятия дисциплины

Англиканство – одно из основных направлений протестантизма, зародившееся во время Реформации XVI в.

Антииудаизм – неприязнь к сторонником иудаизма, наиболее ярко проявившаяся в средневековой Европе, а ее истоки восходят к обвинению христианами иудеев в богоубийстве и непризнании Христа мессией со II в.

Антисемитизм – неприязнь к еврейскому народу, оформившаяся в период появления национализма в Европе в начале XX в.

Ваххабизм – течение в современном исламе, основным лозунгом которого является возврат к его первоначальной «чистоте».

Государственно-церковные отношения – совокупность исторически складывающихся и меняющихся форм и практики взаимосвязей между государственными институтами и институциональными образованиями различных христианских Церквей.

Джихад – в исламской традиции – борьба за веру. Термин «джихад» имеет широкий характер, включая духовное самоусовершенствование, борьбу с безнравственностью и т.д. Лишь один из видов джихада- «джихад меча»- подразумевает вооруженную борьбу за ислам, допустимую, согласно мнению наиболее авторитетных богослов, только в том случае, если сами мусульмане подверглись агрессии.

Кальвинизм – направление протестантства, сформированное на основе идей

французского теолога Джона Кальвина, включающее в себя пресвитерианство, конгреционализм и реформаторство, базовыми элементами в кальвинизме выступают отсутствие авторитетов кроме бога и пересмотренные с позиции рационализма основные положения библии.

Католицизм – крупнейшее направление в христианстве, образовавшееся после разделения Церквей в 1054 г. Имеет ряд вероучительных и обрядовых особенностей по сравнению с православием и протестантизмом. Отличительной чертой католицизма является единство вероучения и организационной структуры, которая, в отличие от православия и протестантизма, охватывает весь мир.

«Кашмирская проблема» – в 1949 году в результате военного конфликта между Индией и Пакистаном Кашмир, население которого было мусульманским, а правитель индуистом, был разделен между ними примерно поровну и остается таким. Конфликтная ситуация вокруг штата привела к индо-пакистанской войне 1965 г. и Каргильскому конфликту 1999 г.

Конфессия – вероисповедание, также отдельное направление в рамках той или иной религии.

Концепция «плавильного котла» – распространенная в США идея о том, что этнокультурные черты новых мигрантов не исчезают бесследно, оказывая влияние на формирование американской нации, однако, влияние это происходит в рамках англосаксонского культурного мэйнстрима.

Лютеранство – одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия Протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Имеет широкое распространение на севере Европы.

Ольстерский сепаратизм – вооруженный конфликт в Северной Ирландии 1969–2005 гг., направленный на достижение наиболее радикальными католиками полной независимости Северной Ирландии от Соединённого Королевства, в том числе – и главным образом – воссоединение Северной Ирландии (Ольстера) с Республикой Ирландией.

Православие – третье по числу приверженцев, после католицизма и протестантизма направление в христианстве. Образовалось в 1054 г. после разделения Церквей

Протестантизм – второе по числу приверженцев направление в христианстве. Возникло в XVI в. в процессе Реформации. Отвергает авторитет Римско-католической Церкви, провозглашает принцип спасения личной верой в Иисуса Христа при опоре на Библию.

Религиозный экстремизм – противоправная или грозящая стать таковой деятельность с использованием религиозных лозунгов и аргументации.

Свобода совести – право человека на осуществление свободного мировоззренческого выбора, право выбирать, иметь, менять и распространять религиозные и иные убеждения.

Сикхи – приверженцы сикхизма – самостоятельной религия, распространенной в индийском Пенджабе, возникшей в среде индуизма и ислама, но не похожей на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого бога, всемогущего и всепронизывающего творца, проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Сионизм – еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине –в Израиле (Эрец-Исраэль).

Суннизм – наиболее многочисленное направление в исламе. В отличие от приверженцев шиизма (см.), отрицали обязательность перехода власти после смерти пророка Мухаммеда к его прямым потомкам. Суннизм преобладает в подавляющем большинстве мусульманских государств.

«Тибетский вопрос» – проблема вставшая перед мировой общественностью

после захвата КНР Тибета в 1950 г., а затем и бегства Далай-ламы в Индию, где было сформировано правительство в изгнании. Особенно сильно эта проблема отражается на Индийско-китайских отношениях.

Фундаментализм – в христианстве и исламе – движение, направленное на восстановление, «очищение» некоторых положений вероучения, подвергшихся, по мнению фундаменталистов, искажению или забвению.

Хизболла – военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана.

Шиизм – второе по числу приверженцев (после суннизма) направление в исламе. Шииты считают, что законными преемниками пророка Мухаммеда могут быть только его прямые потомки. Наибольшее распространение имеет в Иране.

Экуменизм, экуменическое движение – движение, направленное на объединение христианских Церквей – в качестве максимальной задачи, и на улучшение отношений между ними, развитие диалога – в качестве минимальной.

 

9.Примерные вопросы к зачету/экзамену

1. Религиозное многообразие современного мира

2. Теоретические аспекты взаимодействия религии и политики

3. Даосская религия и этапы ее становления

4. Религиозно-философские учения Древнего Китая

5. Синтоизм

6. Буддизм и джайнизм – оппозиционные индуизму антропоцентрические культы

7. Направления буддизма и различия между ними.

8. Причины разделения Церкви на католическую и православную.

9. Распространение православия в Восточной Европе.

10. Особенности воздействия основных направлений христианства на политические процессы в современном мире

11. Особенности догматики и культа католической церкви.

12. Католицизм в средневековой истории Запада.

13. Реформация и основные направления протестантизма.

14. Зарождение и распространение ислама.

15. Роль ислама в современной мировой политике

16. Иудаизм в политических процессах современности

17. Межконфессиональные отношения в Южной Азии

18. Конфессиональная структура населения Северо-Восточной Азии

19. Конфессиональная структура населения Юго-Восточной Азии

20. Конфессиональная карта Латинской Америки

21. Религиозное многообразие в Северной Америке

22. Ватикан и католицизм в международных отношениях конца XX в.

23. Общая характеристика религиозно-политической ситуации в современной Европе

24. Англиканство как национальный и международный феномен

25. Католическое и протестантское измерение Ольстерского конфликта

26. Роль религиозного фактора в политической жизни стран Восточной

Европы

27. Религиозное измерение Балканского конфликта

28. Роль религиозного фактора во внешней политике США

29. Своеобразие американского протестантизма и католицизма

30. Основные решения II Ватиканского собора

31. Особенности внешней политики Ватикана после вступления на престол Франциска I.

32. Протестантизм в Германии и Скандинавских странах.

33. Исторические предпосылки и современное состояние Ольстерского конфликта

34. Религиозные аспекты распада Югославской Федерации.

35. Современная религиозная ситуация на Балканах

36. Исторические и современные аспекты иудео-христианских взаимоотношений

37. Исламское возрождение в 1970–1990-е гг.

38. Ислам в Европе.

39. Ислам и политика на Северном Кавказе. Религиозные и национальные аспекты чеченского конфликта

40. Исламский радикализм и современные международные отношения.

41. Религиозное измерение Ближневосточного конфликта.

42. Межконфессиональные отношения в современной России

43. Истоки сепаратизма в неиндуистких штатах Республики Индия

44. Религиозная составляющая тамильско-сингальского конфликта на Шри-Ланке

45.Тибетский вопрос в индийско-китайских отношениях

46.Суннитский и шиитский ислам, его роль в истории России и мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: