Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие творческих и физических качеств обучаемых, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, на поддержку личности, имеющего проблемы социально-бытового или социально-экономического плана.
При составлении данной программы использованы законодательные акты, правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию обучающихся, нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в России, специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке.
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
•гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности;
•приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
•непрерывности образования и воспитания;
•учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
•обеспечение комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
•содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Реализация данной программы включает обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у обучающихся:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия с окружающими в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
|
- трудолюбия, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
Все вышеизложенное и определяет концепцию данной программы, основные положения которой включают:
• духовно-нравственное становление - осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров; развитие общей культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; усвоение профессионально-этических норм поведения; качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
• политико-правовое сознание – глубокое понимание конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
• патриотическое воспитание – активная гражданская позиция, потребность в достойном служении Отечеству в условиях военной или иной, связанной с ней, государственной службой;
• профессионально-деятельностное становление – ответственное отношение к труду, стремление к профессионально-трудовой самореализации и выполнению служебных обязанностей;
• психологическая устойчивость – готовность к выполнению сложных и ответственных задач в нестандартных ситуациях, умение снять психологическую напряженность, стресс;
|
• обеспечение социальных гарантий – программа является своеобразной предпосылкой эффективности социально-педагогического влияния на личность, что конкретизирует цели деятельности учреждения дополнительного образования в целом как открытой педагогической подсистемы.
Все перечисленные положения органически взаимосвязаны, объединены в процессе реализации программы общей целью и задачами.
Важнейшее требование к занятиям:
• дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
• формирование у обучающихся навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Нами предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.
Дидактические принципы построения образовательного процесса.
1. Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
2. Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания и умения, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
3. Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
4. Принцип наглядности. Обучение должно включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия с ведущими спортсменами, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
|
5. Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию обучающихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
6. Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки обучающихся были прочно закреплены, в первую очередь практически. Для этого необходимо участие обучающихся в соревнованиях, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
7. Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
Подводя итоги реализации программы, применяются такие способы проверки как:
· исполнение контрольного упражнения в составе группы и индивидуально;
· исполнение контрольного упражнения в условиях, приближенных к боевом (в туристическом походе);
· смотр на умение исполнения строевых приемов;
· на зачётном занятии по военно-прикладному многоборью выявляется знание устройства АК-74, знание устройства гранаты, умение попасть в цель тремя 5-ю зачетными выстрелами из пневматической винтовки (не менее 35 очков), умение метнуть учебную гранату в цель (не менее 10 очков), умение пробежать кросс 1 километр и 2 километра (в зависимости от возраста), закончив дистанцию).
Методы, используемые в процессе обучения.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
• методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
• методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
• методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
1. Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
2. Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
3. Метод показа - демонстрация изучаемых действий, посещение соревнований и т.п.
4. Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
5. Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
6. Анкетирование, опрос обучающихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся.