Виктор Михайлович Васнецов любил русскую историю, он написал много картин на сказочные сюжеты. Наиболее известные из них – «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Спящая царевна», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна».
«Богатыри» – самая знаменитая картина В. М. Васнецова. Первый набросок картины «Богатыри» В. М. Васнецов сделал в 1871 году. А позже, в 1876 году, в Париже, когда ощутил острую тоску по Родине, на глазах у ошеломленного художника В. Д. Поленова написал эскиз будущей картины. «Как хочется работать!» – с такими словами обратился В. М. Васнецов к В. Д. Поленову. Тот подал ему холст и краски и сказал: «Пиши!» Когда В. М. Васнецов создавал образы русских богатырей, он вспоминал мощные дубы, которые росли в усадьбе Абрамцево. В. М. Васнецов вспоминал, что, когда он любовался «кряжистыми великанами», невольно пришла на ум мысль: «Это ведь наша матушка Русь... Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия». Завершена картина была только к 1898 году, через 27 лет. Современники свидетельствовали о том, что сам В. М. Васнецов был человеком физически сильным, застенчивым и простодушным. Привлекали в В. М. Васнецове и его искренность, предельная честность, свежесть чувств и глубина душевных переживаний.
Сообщение пятой группы.
В. М. Васнецов любил и знал родную историю, и его картина «Богатыри» повествует о беспокойном и тревожном времени, в которое жили русские богатыри. Тревожность «былинного» времени на картине передается особыми выразительными средствами: неспокойное, низкое предгрозовое небо, клубящиеся тучи. Неподвижны ли они? Нет, их гонит сильный степной ветер, ветром разметаны косматые гривы богатырских лошадей. Посреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой зорко всматриваются они вдаль. Когда необходимо, они вступают в битву с врагами Русской земли, их победа имеет решающее значение для всего Русского государства. Богатыри исполняют святое дело защиты Родины. Их лица строги, одухотворены этой высокой идеей. Выражение лиц богатырей показывает твердую уверенность в правоте своего дела. Подумайте, зачем на переднем плане картины прямо у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и елочки. Молодые, зеленые, хрупкие деревца контрастируют с могучими всадниками: так художник хотел подчеркнуть силу и мощь богатырей. Также для этого он изобразил фигуры богатырей и лошадей больше натуральной величины и высоко поднял линию горизонта. Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх – от этого усиливается впечатление величия и монументальности их образов...
|
В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Приложил он десницу (правую руку) к челу, зорко всматривается вдаль.
Илья – самый могучий богатырь. Кажется, с удивительной легкостью держит Илья «палицу булатную сорока пудов», и рука его не сгибается от такой тяжести. Красное древко огромного копья кажется тонким на фоне мощной широкоплечей фигуры богатыря. Илья – самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают в его в бороде. Илья – крестьянин, на нем простой шлем и обычная кольчуга. Конь Ильи под стать богатырю, такой же мощный, сильный. Стоит конь спокойно, но во всем его облике чувствуется напряженность, собранность. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника. Двинься он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем промчится он по степи, оставляя за собой облако клубящейся пыли. Илья чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами земли Русской. Илья Муромец известен как победитель Соловья-разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с Идолищем поганым и Калином-царем. По правую руку от Ильи Муромца сидит на коне Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыги (Батыя). Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга и щит заморской работы, украшенный жемчугами. Огромный меч готов выхватить Добрыня из золотых ножен. Красавец белый конь (в былинах его называют ласково «Белеюшко») стоит в нарядной сбруе с золотыми украшениями. Ветер растрепал его густую гриву, распушил хвост. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич. На груди его заметен крест. Так В. М. Васнецов отразил исторический факт, почерпнутый из летописей, что Добрыня был сподвижником князя Владимира, крестителя Руси. Образ Добрыни был особенно близок В. М. Васнецову.
|
По левую руку от Ильи Муромца находится самый молодой богатырь – Алёша Попович. Это прозвище говорит о том, что происходит он из семьи священника. Летописи упоминают о двух разных богатырях – Алексее и Александре Поповичах. Один их них служил князю Владимиру и получил за храбрость золотую гривну, другой погиб в битве на реке Калке.
|
Былины говорят о том, что врага побеждает Алёша не столько своей богатырской силой, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Однажды сказал он Тугарину Змею, что позади него войско, а когда тот обернулся, то убил его. Ярко-рыжий его конь не такой мощный, как у других богатырей, он к чему-то внимательно прислушивается, принюхивается. И пусть он уступит другим богатырским коням в силе, но зато уж наверняка превзойдет их в легкости и стремительности бега. В отличие от своих собратьев вооружен Алёша легче. В руках у него лишь «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая», виднеется рукоятка богатырского меча, зато можно приметить «гусельки яровчатые».
При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Былины говорят о том, что эти богатыри – крестовые братья, это значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу.