Психика- это особая совокупность специфических мозговых нервных процессов, обладающая свойствами, не присущие другим (совокупностям мозговых процессов). На всех уровнях деятельности начиная с молекулярного, два вида процессов: специфические процессы осуществляющие функцию отражения и процессы не осуществляющую эту функцию.
Психика, согласно советской психологии,-свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном и избирательном отражении объективной реальности, построении субъективного образа и саморегуляции поведения и позновательных процессов.
Далее рассматривается историческое преобразование термина рефлекс, от Декарта до Павлова (Перейр,Декарт, Прохазки, Витт, Холл, Мюллер, Пфлюгер, Сеченов, Павлов), и до нового видения в лице этологов (Тинберген, Лоренц: инстинкт и комплекс фиксированных действий). Изучается как понятие рефлекс, может пролить свет на соотношение физиологически детерминированного процесса и психики. Понятие рефлекса не удовлетворяет нас, так как недостаточно раскрывает проблему психического, поскольку психика должна учитывать меняющиеся условия среды.
По сути вся книга представляет обзор достижений нейронаук (накопившихся к 80-м годам) и попытки понять, какие биохимичичсекие, биофизические, нейрофизиологические данные соотносятся с понятием психического отражения. Попутно нам рассказывается весь курс «введение в психологию», которую нам читал Иванников. Мы «узнаем» об эволюции психики и её видах: точнее только о двух (сенсорная и перцептивная) о предметном и сознательном отражении, как умалчивают. И Чуприкова приходит к выводу6ч то для точного научного познания должна быть выработана особенная физиология- физиология отражательной деятельности мозга, физиология специфических форм деятельности Homo Sapiens Sapeins.
|
Основные положения:
· При осуществлении всех сколько-нибудь сложным форм поведения, мозг вырабатывает различные биологически активные вещества, которые воздействуют к ним на чувствительные нервные элементы, модулируя или возбуждая их активность, складывающиеся при этом специфические по своему происхождению констелляции нервных возбуждений являются материальным субстратом психических процессов.
· Сознание человека является высшей формой отражения и может быть изучено лишь при синтезе социологических и естественнонаучных знаний.
· Сознание оперирует системой знаков.
· Межполушарная асимметрия играют одну из ключевых ролей в формировании сознания, левое полушарие играет в этом решающую роль, так как контролирует речевые функции.
· Селективно внимание и локальное избирательное возбуждения являются ключевыми механизмы, осуществляющие формирование сознательного образа.
· Левое полушарие носит аналитический, дискретный, последовательный характер
· Правое полушарие работает по принципу целостности, одновременности, синтетичности.
· Язык является ведущим фактором в процессах расщепления чувственного образа и интеграции дробных элементов в структуру сознания.
· Предпосылки подлинных форм человеческой деятельности определяются качеством связей между предметной действительностью и словом.
· Вербальные семантические сети являются основной структурой сознания
|
В итоге мы получаем следующие выводы:
· Сознание- это свойственный человеку высший расчленённый системно-упорядоченный уровень отражения действительности. Индивидуальное сознание выступает в структурной и динамической формах.
· Структурная форма- это более или менее упорядоченная отражательно-знаковая система, складывающаяся в мозгу человека в результате практической деятельности, усвоения языка, его личных усилий по познавательному упорядочиванию явлений реальности
· Динамическая форма- это отдельные акты осознания внутренних и внешних воздействий, которые осуществляются на базовых механизмах языка и структур отражательно-знаковой системы и выражаются в форме суждений
· Осознание действительности- это акт вербализации данных чувственного опыта6 а с физиологической стороны – это активация речевых областей левого полушария в процессе межполушарного взаимодействия.
· Морфология и структура человеческого мозга таковы, что он может самым различным образом раздробить приходящий в кору поток эфферентных импульсов на несколько независимых самостоятельных очагов возбуждений и сразу связать, синтезировать эти очаги в новом расчленённом единстве.
· Сознание человека является продуктом коллективной предметно-интеллектуальной деятельности.