Рабочая программа дисциплины. «Культура речи»




Рабочая программа дисциплины

«Культура речи»

 

 

Направление подготовки

49.03.02 – Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья

код название

 

Профиль подготовки

Адаптивное физическое воспитание

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

заочная

 

Вологда

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВПО по направлению подготовки 49.03.02 – Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья

 

 

Автор:

Иванова Е. Н., доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук, Козлова Г.Ю., доцент кафедры русского языка, кандидат педагогических наук.

 

Рецензент:

 

Согласовано:

Директор библиотеки

_______________________ /_________________________/

«_______» _____________________ 2011 г.

 

 

Программа одобрена на заседании методической комиссии факультета

протокол № ________.от ___ ________ 2011 г.

 

Изменения рабочей программы дисциплины «Культура речи», утвержденные методической комиссией факультета.

 

№ протокола и дата заседания методической комиссии факультета Содержание изменения Подпись председателя методической комиссии
       
       
       
       
       

 

 

Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины – повышение уровня практического владения студентами современным русским литературным языком в области культуры речи и теоретическое осмысление основных свойств русского литературного языка.

Задачами освоения дисциплины «Культура речи» являются

- расширение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

- познакомить студентов с тремя аспектами современной культуры речи, с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, богатство);

- совершенствовать умения студентов владеть основными нормами современного русского литературного языка;

- совершенствовать умение студентов отбирать речевой материал в соответствии с требованиями стиля и жанра;

- сформировать у студентов профессионально значимые коммуникативные умения по культуре речи;

- активизировать речевую деятельность обучаемых;

- научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, управлять своим речевым поведением и анализировать его с позиций основных правил культуры речи.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина изучается в базовой части блока ГСЭ ООП в первом семестре первого курса наряду с такими дисциплинами, как история, иностранный язык, философия.

Для освоения этой дисциплины студент должен

- обладать образовательным минимумом за курс средней школы в предметной области «русский язык»,

- иметь представление об основных нормах русского литературного языка, об основных нормах и правилах человеческого общения;

- уметь работать со справочной литературой.

Освоение дисциплины «Культура речи» является необходимой основой для последующего изучения всех учебных дисциплин.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 

Знать формы существования национального русского языка и их реализацию в и современной речевой ситуации;основные правила произношения, ударения, словоупотребления и грамматики; нормы речевого поведения, специфику письменного и устного общения; функциональные стили русского литературного языка, основные требования, предъявляемые к текстам официально-делового и научного стилей;

Уметь грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять высказывание (устное и письменное); уметь совершенствовать написанное, исправлять речевые недочеты и ошибки; пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием высказываний, пользоваться словарями и справочниками;

Владеть нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого поведения в различных ситуациях устного и письменного общения.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Культура речи».

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетные единицы, часов. В том числе лекции – 4 часа, семинары (практические занятия) – 8 часов. Форма промежуточной аттестации – зачёт.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекц. Практ. Самост. раб.
1. Нормативный аспект культуры речи.            
1.1 Культура речи как качество и как наука о качестве речи.           Самостоятельная работа в конце лекции
1.2 Нормы орфографии и пунктуации.           Диагностирующий тест по культуре речи, диктант
1.3 Орфоэпические нормы.           Сдача орфоэпического минимума  
1.4 Лексические нормы.             Тест по лексическим нормам. Сообщение по теме
1.5 Морфологические нормы.           Тест по грамматическим нормам. Сообщение по теме
1.6 Синтаксические нормы.             Проверочный диктант
2. Коммуникативный аспект культуры речи.            
2.1 Язык как средство общения. Речевая коммуникация.           Самостоятельная работа в конце лекции
2.2 Виды и формы речевой деятельности.           Тест «Какой я слушатель»  
2.3 Сферы речевой деятельности. Функциональные стили русского языка. Стилистические нормы.           Контрольная работа по стилистическим нормам
2.4 Устное публичное выступление. Основы мастерства ораторской речи.           Устное связное высказывание на определенную тему
3. Этический аспект культуры речи.            
3.1 Этика – этикет – речевой этикет.           Самостоятельная работа в конце лекции
3.2 Этикет обращения, знакомства, приветствия.           Ролевая игра
3.3 Искусство беседы. Этикет телефонного разговора.           Контрольная работа «Нормы речевого поведения»
4. Итоговая контрольная работа.            

Содержание дисциплины:

Тема 1. Нормативный аспект культуры речи.

1. Орфоэпические нормы.

2. Лексические нормы.

3. Морфологические нормы.

4. Синтаксические нормы.

5. Нормы орфографии и пунктуации.

Тема 2. Коммуникативный аспект культуры речи.

1. Виды речевой деятельности.

2. Формы речевой деятельности.

3. Сферы речевой деятельности.

4. Функциональные стили русского языка. Стилистические нормы.

5. Устное публичное выступление. Основы мастерства ораторской речи.

Тема 3. Этический аспект культуры речи.

1. Этикет обращения, знакомства, приветствия.

2. Этика оценки.

3. Этикет телефонного разговора.

4. Искусство беседы.

5. Образовательные технологии, используемые в дисциплине «Культура речи», включают:

1. Проблемную лекцию.

2. Аналитическую дискуссию по вопросам культуры речи.

3. Создание устных и письменных связных высказываний на определенную тему.

4. Составление конспекта текста.

5. Составление схем и таблиц.

6. Составление тестов.

7. Ролевую игру.

8. Анализ речевого поведения в различных ситуациях общения, презентируемый в печатных и видеозаписях.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Формами текущей аттестации являются:

 

Контрольные диктанты, проверочные диктанты;

Задания в тестовой форме;

Задания на редактирование предложений, текстов;

Публичные выступления по теме практического занятия;

Рефераты, сообщения по заранее выбранной теме.

Составление аннотированных списков статей по вопросам культуры речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: