Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Вариант ответа Проведены вычисления, и найдена молекулярная формула органического вещества. Общая формула – CxHyOz x: y: z = 49,31 / 12: 6,85 / 1: 43,84 / 16 = 4,11: 6,85: 2,74 = 3: 5: 2 Простейшая формула – C3H5O2 Молекулярная формула – C6H10O4 Составлена структурная формула вещества: Написано уравнение реакции с гидроксидом натрия: | |
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: · правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества, и записана молекулярная формула вещества; · записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания; · с использованием структурной формулы органического вещества записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания | |
Правильно записаны два элемента ответа | |
Правильно записан один элемент ответа | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл | 3 |
Комментарий
Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 1 балл; уравнение реакции – 1 балл.
Итого: 3 балла.
Комментарий
Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 1 балл; уравнение реакции – 0 баллов.
Итого: 2 балла.
Комментарий
Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 0 баллов (не соответствует условию); уравнение реакции – 0 баллов.
|
Итого: 1 балл.
Комментарий
Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 0 баллов; уравнение реакции – 0 баллов.
Итого: 1 балл.
Приложение 1
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2022 года
По ХИМИИ
Используются следующие условные обозначения.
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
Номер задания | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору | Коды требований | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания | При-мерное время выполнения задания (мин.) |
Часть 1 | ||||||
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s -, p- и d -элементы. Электронная конфигурация атома.Основное и возбуждённое состояния атомов | 1.1.1 | 1.2.1, 2.3.1 | Б | 2–3 | ||
Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов | 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4 | 1.2.3, 2.4.1, 2.3.1 | Б | 2–3 | ||
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов | 1.3.2 | 1.1.1, 2.2.1 | Б | 2–3 | ||
Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения | 1.3.1, 1.3.3 | 2.2.2, 2.4.2, 2.4.3 | Б | 2–3 | ||
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) | 2.1 | 1.3.1, 2.2.6 | Б | 2–3 | ||
Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена | 1.4.5, 1.4.6, 2.5, 2.6, 2.7 | 1.1.1, 1.1.2, 1.2.1, 2.3.3, 2.4.4 | П | 5–7 | ||
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка) | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 | 1.3.1, 2.2.6, 2.3.3 | П | 5–7 | ||
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная); Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка) | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 | 1.3.1, 2.2.6, 2.3.3, 2.4.3, 2.4.4 | П | 5–7 | ||
9 | Взаимосвязь неорганических веществ | 2.8 | 2.3.3, 2.4.3 | Б | 2–3 | |
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) | 3.3 | 2.2.6 | Б | 2–3 | ||
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа | 3.1, 3.2 | 1.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.7 | Б | 2–3 | ||
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории) | 3.4, 3.5, 3.6, 4.1.7, 4.1.8 | 1.3.4, 2.3.4, 2.4.4, 2.5.1 | Б | 2–3 | ||
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки | 3.7, 3.8 | 2.3.4 | Б | 2–3 | ||
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии | 3.4, 4.1.7 | 2.3.4, 2.4.4 | П | 5–7 | ||
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений | 3.5, 3.6, 4.1.8 | 2.3.4 | П | 5–7 | ||
Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений | 3.9 | 2.3.4, 2.4.3 | Б | 2–3 | ||
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 1.4.1 | 2.2.8 | Б | 2–3 | ||
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов | 1.4.3 | 2.4.5 | Б | 2–3 | ||
Реакции окислительно-восстановительные | 1.4.8 | 2.2.1, 2.2.5 | Б | 2–3 | ||
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) | 1.4.9 | 1.1.3, 2.2.5 | Б | 2–3 | ||
Гидролиз солей.Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная | 1.4.7 | 2.2.4 | Б | 2–3 | ||
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов | 1.4.4 | 2.4.5 | П | 5–7 | ||
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ | 1.4.4, 4.3.3 | 1.1.1, 2.5.2 | П | 5–7 | ||
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений | 4.1.4, 4.1.5 | 2.5.1 | П | 5–7 | ||
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений.Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки | 4.1.1, 4.1.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5 | 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4, 2.2.4 | Б | 2–3 | ||
Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе» | 4.3.1 | 2.5.2 | Б | 3–4 | ||
Расчёты теплового эффекта (по термохимическим уравнениям) | 4.3.4 | 2.5.2 | Б | 3–4 | ||
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси | 4.3.3, 4.3.8, 4.3.9 | 2.5.2 | Б | 3–4 | ||
Часть 2 | ||||||
Окислитель и восстановитель. Реакции окислительно-восстановительные | 2.8 | 2.3.3, 2.4.3, 2.4.4 | В | 10–15 | ||
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена | 1.4.8 | 2.2.5, 2.4.4 | В | 10–15 | ||
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | 4.3.1 | 2.5.2 | В | 10–15 | ||
Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений | 3.9 | 2.3.4, 2.4.3 | В | 10–15 | ||
Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе». Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси | 4.3.1, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.9 | 2.5.2 | В | 20–25 | ||
Установление молекулярной и структурной формул вещества | 4.3.7 | 2.5.2 | В | 10–15 | ||
Всего заданий – 34; из них по типу заданий: с кратким ответом – 28, с развёрнутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 20;П – 8;В – 6. Максимальный первичный балл за работу – 56. Общее время выполнения работы –210 мин. |
Указания по оцениванию развёрнутых ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего развёрнутые ответы на задания 29–34
по ХИМИИ в 2022 году
(документ предоставляется эксперту при проведении оценивания экзаменационных работ вместе с критериями оценивания)
|
|
При проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом эксперт руководствуется стандартизированными материалами, в которых представлены: критерии и шкалы оценивания выполнения заданий, а также варианты развёрнутых ответов на каждое из заданий части 2 экзаменационной работы.
Проверка и оценивание выполнения заданий с развернутым ответом осуществляется на основе поэлементного анализа ответов экзаменуемых. Метод поэлементного анализа предполагает установление наличия в ответах экзаменуемых каждого из элементов ответа, обозначенного в критериях оценивания.
Ответ экзаменуемого по своему содержанию и последовательности изложения может отличаться от предложенного в критериях варианта ответа. При этом оценивание выполнения задания осуществляется также в соответствии с общими критериями оценивания.
Результаты оценивания переносятся в Протокол проверки развёрнутых ответов, при этом баллы по каждому заданию переносятся в колонку, название которой соответствует номеру задания (см. рисунок 1):
– баллы за задание 29 выставляются в колонку 29 протокола;
– баллы за задание 30 выставляются в колонку 30 протокола;
– баллы за задание 31 выставляются в колонку 31 протокола;
– баллы за задание 32 выставляются в колонку 32 протокола;
– баллы за задание 33 выставляются в колонку 33 протокола;
– баллы за задание 34 выставляются в колонку 34 протокола.
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания) (или указан только номер самого задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
Рисунок 1. Протокол проверки развёрнутых ответов. Образец
Приложение 2
Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования
Экспертам ПК запрещается:
· иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
· копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;
· разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
Также запрещается:
· без уважительной причины покидать аудиторию;
· переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идёт о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК консультантом.
Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом.
Ниже приведены рекомендации по оцениванию отдельных элементов развёрнутых ответов и решению возникающих при этом возможных проблем.