напишите уравнение реакции исходного вещества с водным раствором гидроксида натрия (используйте структурные формулы органических веществ).




 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа Проведены вычисления, и найдена молекулярная формула органического вещества. Общая формула – CxHyOz x: y: z = 49,31 / 12: 6,85 / 1: 43,84 / 16 = 4,11: 6,85: 2,74 = 3: 5: 2 Простейшая формула – C3H5O2 Молекулярная формула – C6H10O4 Составлена структурная формула вещества: Написано уравнение реакции с гидроксидом натрия:  
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: · правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества, и записана молекулярная формула вещества; · записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания; · с использованием структурной формулы органического вещества записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания  
Правильно записаны два элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 3

 

 

Комментарий

Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 1 балл; уравнение реакции – 1 балл.

Итого: 3 балла.

 

 

Комментарий

Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 1 балл; уравнение реакции – 0 баллов.

Итого: 2 балла.

 

 

Комментарий

Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 0 баллов (не соответствует условию); уравнение реакции – 0 баллов.

Итого: 1 балл.

 

Комментарий

Расчёты для определения молекулярной формулы – 1 балл; структурная формула – 0 баллов; уравнение реакции – 0 баллов.

Итого: 1 балл.


Приложение 1

Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2022 года

По ХИМИИ

 

Используются следующие условные обозначения.

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

Номер зада­ния   Проверяемые элементы содержания Коды про­веряемых элементов содержа­ния по коди­фикатору Коды требо­ваний Уро­вень слож­ности зада­ния Макс. балл за выпол­нение зада­ния При-мерное время выпол­нения задания (мин.)
Часть 1
  Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s -, p- и d -элементы. Электронная конфигурация атома.Ос­новное и возбуждённое состояния атомов 1.1.1 1.2.1, 2.3.1 Б   2–3
  Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по пе­риодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строе­ния их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их поло­жению в Периодической системе химичес­ких элементов Д.И. Менделеева и особен­ностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Пе­риодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особен­ностями строения их атомов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4 1.2.3, 2.4.1, 2.3.1 Б     2–3
  Электроотрицательность. Степень окис­ления и валентность химических эле­ментов 1.3.2 1.1.1, 2.2.1 Б   2–3
  Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (поляр­ность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекуляр­ного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 1.3.1, 1.3.3 2.2.2, 2.4.2, 2.4.3 Б   2–3
  Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) 2.1 1.3.1, 2.2.6 Б   2–3
  Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства про­стых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фос­фора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных Характерные химические свойства ос­нований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюми­ния и цинка). Электролитическая диссоциация электро­литов в водных растворах. Сильные и сла­бые электролиты. Реакции ионного обмена 1.4.5, 1.4.6, 2.5, 2.6, 2.7 1.1.1, 1.1.2, 1.2.1, 2.3.3, 2.4.4 П   5–7
  Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства неорга­нических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ – неметаллов: водо­рода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кис­лотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóвных; ком­плексных (на примере гидроксо­соединений алюминия и цинка) 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 1.3.1, 2.2.6, 2.3.3 П   5–7
  Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная); Характерные химические свойства неорга­нических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щёлочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хро­ма, железа); – простых веществ – неметаллов: водо­рода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кис­лотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóвных; ком­плексных (на примере гидроксо­соединений алюминия и цинка) 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 1.3.1, 2.2.6, 2.3.3, 2.4.3, 2.4.4   П   5–7
9 Взаимосвязь неорганических веществ 2.8 2.3.3, 2.4.3 Б   2–3
  Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) 3.3 2.2.6 Б   2–3
  Теория строения органических соеди­нений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орби­талей углерода. Радикал. Функциональная группа 3.1, 3.2 1.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.7 Б   2–3
  Характерные химические свойства угле­водородов: алканов, циклоалканов, ал­кенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения угле­водородов (в лаборатории). Характерные химические свойства предельных одно­атомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства аль­дегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислород­содержащих органических соединений (в лаборатории) 3.4, 3.5, 3.6, 4.1.7, 4.1.8 1.3.4, 2.3.4, 2.4.4, 2.5.1 Б   2–3
  Характерные химические свойства азот­содержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие спо­собы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки 3.7, 3.8 2.3.4 Б   2–3
  Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (пра­вило В.В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии 3.4, 4.1.7 2.3.4, 2.4.4 П   5–7
  Характерные химические свойства пре­дельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений 3.5, 3.6, 4.1.8 2.3.4 П   5–7
  Взаимосвязь углеводородов, кислород­содержащих и азотсодержащих органи­ческих соединений 3.9 2.3.4, 2.4.3 Б   2–3
  Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 1.4.1 2.2.8   Б   2–3
  Скорость реакции, её зависимость от раз­личных факторов 1.4.3 2.4.5 Б   2–3
  Реакции окислительно-восстановительные 1.4.8 2.2.1, 2.2.5 Б   2–3
  Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 1.4.9 1.1.3, 2.2.5 Б   2–3
  Гидролиз солей.Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная 1.4.7 2.2.4 Б   2–3
  Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Сме­щение равновесия под действием различ­ных факторов 1.4.4 2.4.5 П   5–7
  Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ 1.4.4, 4.3.3 1.1.1, 2.5.2 П   5–7
  Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений 4.1.4, 4.1.5 2.5.1 П   5–7
  Правила работы в лаборатории. Лабо­раторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, го­рючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химичес­ких веществ и превращений.Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, мета­нола). Химическое загрязнение окружаю­щей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонден­сации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки 4.1.1, 4.1.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4, 2.2.4 Б   2–3
  Расчёты с использованием понятий «рас­творимость», «массовая доля вещества в растворе» 4.3.1 2.5.2 Б   3–4
  Расчёты теплового эффекта (по термо­химическим уравнениям) 4.3.4   2.5.2 Б   3–4
  Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в ре­акции веществ. Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химичес­кого соединения в смеси 4.3.3, 4.3.8, 4.3.9   2.5.2 Б   3–4
Часть 2
  Окислитель и восстановитель. Реакции окислительно-восстановительные 2.8 2.3.3, 2.4.3, 2.4.4 В   10–15
  Электролитическая диссоциация электро­литов в водных растворах. Сильные и сла­бые электролиты. Реакции ионного обмена 1.4.8 2.2.5, 2.4.4 В   10–15
  Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ 4.3.1 2.5.2 В   10–15
  Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений 3.9 2.3.4, 2.4.3 В   10–15
  Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе». Расчёты массы (объёма, количества ве­щества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты массы (объёма, количества ве­щества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с опре­делённой массовой долей растворённого вещества. Расчёты массовой доли (массы) хими­ческого соединения в смеси 4.3.1, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.9   2.5.2 В   20–25
  Установление молекулярной и структур­ной формул вещества 4.3.7 2.5.2 В   10–15
Всего заданий – 34; из них по типу заданий: с кратким ответом – 28, с развёрнутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 20;П – 8;В – 6. Максимальный первичный балл за работу – 56. Общее время выполнения работы –210 мин.

Указания по оцениванию развёрнутых ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего развёрнутые ответы на задания 29–34
по ХИМИИ в 2022 году
(документ предоставляется эксперту при проведении оценивания экзаменационных работ вместе с критериями оценивания)

 

При проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом эксперт руководствуется стандартизированными материалами, в которых представлены: критерии и шкалы оценивания выполнения заданий, а также варианты развёрнутых ответов на каждое из заданий части 2 экзаменационной работы.

Проверка и оценивание выполнения заданий с развернутым ответом осуществляется на основе поэлементного анализа ответов экзаменуемых. Метод поэлементного анализа предполагает установление наличия в ответах экзаменуемых каждого из элементов ответа, обозначенного в критериях оценивания.

Ответ экзаменуемого по своему содержанию и последовательности изложения может отличаться от предложенного в критериях варианта ответа. При этом оценивание выполнения задания осуществляется также в соответствии с общими критериями оценивания.

 

Результаты оценивания переносятся в Протокол проверки развёрнутых ответов, при этом баллы по каждому заданию переносятся в колонку, название которой соответствует номеру задания (см. рисунок 1):

 

– баллы за задание 29 выставляются в колонку 29 протокола;

– баллы за задание 30 выставляются в колонку 30 протокола;

– баллы за задание 31 выставляются в колонку 31 протокола;

– баллы за задание 32 выставляются в колонку 32 протокола;

– баллы за задание 33 выставляются в колонку 33 протокола;

– баллы за задание 34 выставляются в колонку 34 протокола.

 

 

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания) (или указан только номер самого задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

 

Рисунок 1. Протокол проверки развёрнутых ответов. Образец

Приложение 2

Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования

Экспертам ПК запрещается:

· иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;

· копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;

· разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.

Также запрещается:

· без уважительной причины покидать аудиторию;

· переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идёт о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК консультантом.

Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом.


Ниже приведены рекомендации по оцениванию отдельных элементов развёрнутых ответов и решению возникающих при этом возможных проблем.

 

№ зада-ния Критерии детализации ответа по отдельным элементам Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа Решение возможных проблемных ситуаций (дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в проблемных ситуациях)
  Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · выбраны вещества, и за­пи­сано молекулярное уравне­ние окислительно-восстано­вительной реакции; · составлен электронный ба­ланс, указаны окислитель и восстановитель 1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из предложенного списка и составлено молекулярное уравнение окислительно-вос­становительной реакции между ними, ко­торое полностью соответствует условию задания: · выбраны вещества, вступающие в окисли­тельно-восстановительную реакцию, при­знаки протекания которой соответствуют условию задания; · правильно составлены формулы веществ-продуктов этой окислительно-восстано­вительной реакции; · расставлены коэффициенты в уравнении реакции (при этом допустимо исполь­зование кратных коэффициентов, в том числе и дробных).   2. Ставится 1 балл за составление элек­тронного баланса, если: · правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восста­новителя, участвующих в процессах окисления и восстановления; · при составлении электронного баланса любым способом показано, что число отданных восстановителем электронов рав­но числу электронов, принимаемых окисли­телем; при этом может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс); · указаны окислитель и восстановитель     В качестве исходных веществ (окислителя и восстановителя) могут быть использованы только вещества из предложенного списка (вода используется в качестве среды для протекания реакций). Реакции диспропорционирования, которые протекают с участием среды (раствора щёлочи или кислоты), могут приниматься как верный ответ.   Степень окисления 0 может не указываться экзаменуемым. Если степень окисления не указана, то считать её равной 0. Считать верными записи, подобные следующим: «Cl1», «Cl», «2Cr3+», «Cr+6», «Cl0», «Cl20», – которые может использовать экзаменуемый при указании степени окисления. Считать неверными записи, подобные следующим: «N23–», «Cr26+» (или «N2–3», «Cr2+6»). Наличие в ответе экзаменуемого взаимо­исключающих суждений или обозначений следует рассматривать как факт несформи­рованности умения применять данные знания (например, знаки «+» и «–» в записи электронного баланса не соответствуют при­роде окислителя или восстановителя). Экзаменуемый может: · в качестве окислителя и восстановителя указать элементы в соответствующей строчке электронного баланса или отдельно выписать формулы/названия веществ; · обозначить окислитель и восстановитель одной буквой («В» и «О»). Второй элемент ответа (составление электронного баланса) оценивается, если: · первый элемент ответа оценён 1 баллом; · первый элемент ответа оценён 0 баллов из-за незначительных ошибок, таких как пропуск 1–2 коэффициентов и пр. Если из списка выбраны вещества, между которыми невозможно протекание окис­лительно-восстановительной реакции, или неверно указаны продукты реакции, то за молекулярное уравнение ставится 0 баллов и электронный баланс не оценивается – 0 баллов. При оценивании выполнения задания при­нимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмвыполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию приводятся уравнения нескольких реакций, то про­веряется правильность записи только первого из них
  Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · выбраны вещества, и запи­сано молекулярное уравне­ние реакции ионного об­мена; · записаны полное и сокра­щённое ионные уравнения реакции 1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из списка и составлено молекулярное урав­нение реакции ионного обмена между ними: · из предложенного списка веществ выбраны вещества, между которыми реакция ионного обмена протекает так, как указано в условии задания; · расставлены коэффициенты в молекулярном уравнении реакции.     2. Ставится 1 балл, если записаны полное и сокращённое ионное уравнения: · правильно указаны заряды ионов в каждом из ионных уравнений реакции (например, «Na+» или «SO42–»); · в ионном уравнении реакции формулы слабых электролитов, практически нераство­римых веществ и газов записаны в моле­кулярном виде; · в сокращённом ионном уравнении коэф­фициенты должны быть указаны мини­мальными целыми числами   При составлении как молекулярного, так и ионного уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑». В случае выбора веществ, между которыми РИО не протекает или не соответствует условию задания, молекулярное уравнение оценивается в 0 баллов.     Второй элемент ответа (ионные уравнения реакций) оценивается, если: · первый элемент ответа оценён 1 баллом; · первый элемент ответа оценен 0 баллов из-за незначительных ошибок, таких как пропуск коэффициентов и пр. Допустимо обозначение заряда иона подобно «Na1+», «Cl1–». Считать ошибкой обозначение заряда иона подобно «Na+1», «Cl–1», «SO4–2». При оценивании выполнения задания при­нимается во внимание тот факт, что экза­менуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от пред­ложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию приводятся уравнения нескольких реакций, то про­веряется только первое из них
  Правильный и полный ответ содержит правильно записан­ные уравнения четырёх хими­ческих реакций, о которых шла речь в условии задания 1. Ставится 1 балл за каждый из четырёх элементов ответа, если: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции; · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных); · в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют усло­вию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях При составлении уравнения реакции экзаменуемый может: · не указывать условия её проведения (про­каливание, катализатор). Если в ответе всё же указаны условия проведения конкретной реакции, не соответствующие её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимо­исключающих суждений; · при составлении уравнения реакции экза­менуемый может не использовать обо­значения осадка «↓» или газа «↑». При оценивании выполнения задания также принимается во внимание тот факт, что экза­менуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предло­женного «варианта ответа»). Если в отдельных элементах ответа к дан­ному заданию приводятся уравнения не­скольких реакций, то проверяется только первое из них
  Правильный и полный ответ содержит правильно записан­ные уравнения пяти химичес­ких реакций, которые соот­ветствуют схеме превращений, приведённой в условии задания 1. Ставится 1 балл за каждый из пяти элементов ответа, если: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом ис­пользованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение замес­тителей и функциональных групп в моле­куле органического вещества; · указаны все коэффициенты (при этом до­пустимо использование кратных коэффи­циентов, в том числе и дробных); · в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют ус­ловию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях При составлении уравнения химической реакции экзаменуемый может: · использовать молекулярные формулы прос­тейших представителей гомологических ря­дов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O, C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления); · не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»; · не указывать условия проведения реакции (прокаливание, катализатор), так как в условии задания это не предусмотрено. Если в ответе всё же указаны условия про­ведения кон­кретной реакции, не соответствующие её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимоисключающих суждений. При оценивании выполнения задания также принимается во внимание тот факт, что экза­менуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предло­женного «варианта ответа»). Если в отдельных элементах ответа к дан­ному заданию приводятся уравнения не­скольких реакций, то проверяется только первое из них
  Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · правильно записаны урав­нения всех реакций, соответ­ствующих условию задания; · правильно произведены вы­числения, в которых ис­пользованы необходимые физические величины, за­данные в условии задания; · продемонстрирована и логи­чески обоснована последова­тельность использования во взаимосвязи физических ве­личин, на основании кото­рых проводятся расчёты; · в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина 1.Ставится 1 балл за наличие в ответе пра­вильно записанных уравнений всех реакций, соответствующих условию задания, при этом: · правильно записаны формулы всех ве­ществ, участвующих в реакции; · указаны все коэффициенты (при этом до­пустимо использование кратных коэф­фициентов, в том числе и дробных).   2. Ставится 1 балл за наличие в ответе правильно произведённых вычислений, в ко­торых используются необходимые физи­ческие величины из числа указанных в усло­вии задания. Например, произведены вычисления коли­чества вещества, которое в условии дано в виде водного раствора и/или объёма газа.   3. Ставится 1 балл, если в ответе экза­менуемого продемонстрирована и логически обоснована последовательность использо­вания во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты. Иными словами, отражены все необходимые этапы расчётов с указанием пропорциональной зависимостимежду количеством (массой, объёмом) реагирующих веществ.     4.Ставится 1 балл, если в ответе экза­менуемого в соответствии с условием зада­ния определена искомая физическая вели­чина: · выбран верный способ для нахождения искомой физической величины; · правильно определены «промежуточные» физические величины, необходимые для её нахождения     Если допущена ошибка хотя бы в одном из уравнений реакций, даже при условии, что она не влияет на ход дальнейших вычислений, то за этот элемент ответа выставляется 0 баллов.   Вычисления молярной массы веществ можно не приводить.   Если в соответствии с условием задания дол­жно быть определено вещество, взятое в избыт­ке, а в ответе экзаменуемого отсутствует указа­ние на избыток этого вещества, но ход дальней­ших вычислений правильный, то в этом случае элемент ответа считается верным.     В случае наличия в ответе экзаменуемого ошибок в вычислениях (не более трёх), которые привели к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл. Если в ответе экзаменуемого не указаны еди­ницы измерения искомых физических величин (более четырёх), то оценка за выполнение задания снижается на 1 балл. При оценивании выполнения задания при­нимается во внимание тот факт, что экза­менуемый может использоватьсвой алгоритмрешения задачи (отличный от предложенного «варианта ответа»)
  Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · правильно произведены вы­числения, необходимые для установления молекулярной формулы вещества, и запи­сана молекулярная формула вещества; · записана структурная фор­мула органического вещест­ва, которая отражает поря­док связи и взаимное распо­ло­жение заместителей и фун­кциональных групп в моле­куле в соответствии с усло­вием задания; · с использованием структур­ных формул органических веществ записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания 1. Ставится 1 балл за установление моле­кулярной формулы вещества на основании приведённых необходимых правильных вычислений. Ответ должен содержать расчёты, подтвер­ждающие соответствие приведённой молеку­лярной формулы условию задачи. 2. Ставится 1 балл при наличии записи структурной формулы вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональ­ных групп в молекуле органического вещества в соответствии с условием задания.     3. Ставится 1 балл при наличии записи уравнения реакции, на которую даётся указание в условии задания: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом ис­пользованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение замес­тителей и функциональных групп в мо­лекуле органического вещества; · указаны все коэффициенты (при этом допус­тимо использование кратных коэффи­циентов, в том числе и дробных); · в уравнении реакции записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами, преиму­щественно образующимися в реакциях, протекающих при заданных условиях     Найденная молекулярная формула должна соответствовать истинной молекулярной фор­муле вещества, указанного в условии.   Если структурная формула органического вещества не записана как отдельный элемент ответа, а присутствует лишь в уравнении реакции (в последнем элементе ответа) и со­ставлена правильно, то этот элемент ответа счи­тается выполненным, и выставляется 1 балл за «структурную формулу».     Допустимо использование молекулярных фор­мул для простейших представителей гомоло­гических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O и т.д., а также C6H12O6 (в реакции броже­ния или полного окисления). Если в условии задания идёт речь о веществах природного происхождения, под таковыми пони­маются биологически важные вещества, такие как жиры, аминокислоты (независимо от поло­жения аминогруппы), пептиды, белки, углеводы (моно-, ди-, олиго- и полисахариды). При оценивании выполнения задания при­нимается во внимание тот факт, что экза­менуемый может использоватьсвой алго­ритмрешения задачи (отличный от предло­женного «варианта ответа»)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: