Дифференцированный подход в обучении младших школьников
для заочной формы обучения (3,5 года)
Для гр. 4НОб-01-32зп
НОб-01-33зп
Направление подготовки:
44.03.01
Педагогическое образование,
профиль подготовки:
начальное образование
Составитель:
Е.В. Яковлева,
зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор
Череповец
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы (УММ) предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование по профилю начальное образование, по очной и заочной формам обучения.
УММ имеют цель оказать помощь в изучении дисциплин по выбору: «Дифференцированный подход в обучении младших школьников», а также в формировании умения использовать на практике технологии дифференцированного подхода в образовании младших школьников.
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с теоретическим обеспечением дифференцированного, индивидуального подходов в образовании (обучении, развитии, воспитании) младших школьников в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), логикой, методикой организации и внедрения дифференцированной технологий обучения, влияющих на развитие субъектной позиции учащихся начальной школы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· содержание и объем базовых понятий: «дифференцированный подход в обучении», «дифференциация обучения», «индивидуализация обучения»;
· различные формы дифференциации обучения и дидактические условия их применения;
· принципы организации дифференцированного обучения;
|
· технологии дифференцированной работы с младшими школьниками.
Уметь:
· отбирать оптимальные методы изучения индивидуальных особенностей младших школьников.
Владеть:
· навыками по разработке дифференцированных заданий для обучающихся в начальной школе.
Изучение дисциплин проходит во время лекционных и практических занятий, в процессе самостоятельной работы студентов.
Содержание дисциплины
1. Дифференциация обучения как научная проблема в педагогике. Социальные и историко-педагогические аспекты дифференциации обучения.Проблема дифференциации обучения как путь изменения, обновления школы. История проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Опыт практического решения проблемы прогрессивными отечественными педагогами в период с 20-х ХХ в. - по настоящее время.
Сущность основных понятий: дифференциация, индивидуализация, дифференцированный подход, индивидуальный подход. Дифференциация обучения как способ индивидуализации обучения.
Общие принципы организации дифференцированного обучения.Единство индивидуально-личностного и социального в дифференциации процесса обучения. Гуманистическая направленность дифференциации. Адаптационно-развивающий характер дифференциации.
1. Характеристика основных форм дифференцированного обучения в современной школе. Выделение оснований для дифференциации обучения в психолого-педагогической литературе. Уровни дифференциации: микроуровень, мезоуровень, макроуровень.
Классификация форм дифференцированного обучения. Внутриклассная дифференциация, ее сущность, виды. Характеристика классов различного уровня обучения. Особенности классов с углубленным изучением отдельных предметов. Особенности профильной и мультипрофильной дифференциации при обучении. Особенности организации педагогического процесса в классах гибкого (переменного) состава. Сущность элективной дифференциации.
|
Разноуровневое обучение как технология дифференцированного обучения младших школьников.
Педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью младших школьников в условиях дифференцированного обучения. Самостоятельная работа учащихся – организационная основа дифференциации и индивидуализации обучения. Система управления учебно-познавательной деятельностью при осуществлении дифференциации и индивидуализации обучения, ее основные компоненты. Приемы и дидактические средства дифференциации и индивидуализации обучения. Программированное и модульное обучение как технологии индивидуализированного обучения младших школьников.
Психолого-педагогическая готовность учащихся к самостоятельной деятельности. Параметры самостоятельной деятельности, методы диагностики их сформированности. Методы и средства активизации учения младших школьников.
3. Особенности обучения одаренных детей и детей с замедленным развитием. Одаренные дети, психолого-педагогическая характеристика. Индивидуализация обучения одаренных детей. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с замедленным развитием. Основные направления и принципы работы педагога со слабоподготовленными детьми младшего школьного возраста.
|
4. Организация мониторинга учебно-воспитательного процесса при реализации дифференцированного подхода в обучении. Диагностический этап в механизме дифференциации обучения. Понятие об индивидуально-психологических особенностях личности. Характеристика составляющих комплекса индивидуально-психологических особенностей младшего школьника. Понятие мониторинга учебно-воспитательного процесса.Цели и принципы организации мониторинга. Методика изучения личности младшего школьника и классного коллектива в масштабе школы с целью оптимизации процесса обучения в условиях его дифференциации.
5. Технология стратовой дифференциации обучения младших школьников. Принципы уровневой дифференциации обучения.Общая характеристика стратовой дифференциации обучения. Условия внедрения данной системы в учебно-воспитательный процесс школы. Особенности комплектации страт для дифференцированного обучения. Характеристика страт высокого, среднего и низкого уровня для организации дифференцированного обучения. Условия перемещения учащихся из страты в страту в процессе обучения. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях стратового обучения.
Педагогическая технология как проект учебно-воспитательного процесса. Целеполагание и планирование как основание педагогической технологии в стратовой системе обучения. Тактика формирования положительной мотивации у младших школьников в условиях стратовой дифференциации обучения. Технология отбора и дифференциации содержания обучения в разных стратах. Технология конструирования методов и приемов обучения младших школьников в условиях стратовой дифференциации. Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся при стратовой дифференциации обучения.
Методические рекомендации к изучению дисциплины
(лекционные и практические занятия, самостоятельная работа студентов)
Заочная форма обучения
Лекции
№ раздела (модуля) | Тема лекции | Количество часов |
Социальные и историко-педагогические аспекты дифференциации обучения | ||
Итого: |
Практические занятия
№ раздела (модуля) | Тема практического занятия | Количество часов |
Социальные и историко-педагогические аспекты дифференциации обучения | ||
Основные принципы и формы организации дифференцированного обучения в современной начальной школе | ||
2, 3 | Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста | |
Итого: |
Зачет – 6 семестр.
Тема 1