Методические рекомендации к изучению дисциплины




Дифференцированный подход в обучении младших школьников

 

 

для заочной формы обучения (3,5 года)

 

Для гр. 4НОб-01-32зп

НОб-01-33зп

 

 

Направление подготовки:

44.03.01

Педагогическое образование,

профиль подготовки:

начальное образование

 

 

Составитель:

Е.В. Яковлева,

зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор

 

Череповец

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методические материалы (УММ) предназначены для студентов, обучаю­щихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование по профилю начальное образование, по очной и заочной формам обучения.

УММ имеют цель оказать помощь в изучении дисциплин по выбору: «Дифференцированный подход в обучении младших школьников», а также в формировании умения использовать на практике технологии дифференцированного подхода в образовании младших школьников.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с теоретическим обеспечением дифференцированного, индивидуального подходов в образовании (обучении, развитии, воспитании) младших школьников в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), логикой, методикой организации и внедрения дифференцированной технологий обучения, влияющих на развитие субъектной позиции учащихся начальной школы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· содержание и объем базовых понятий: «дифференцированный подход в обучении», «дифференциация обучения», «индивидуализация обучения»;

· различные формы дифференциации обучения и дидактические условия их применения;

· принципы организации дифференцированного обучения;

· технологии дифференцированной работы с младшими школьниками.

Уметь:

· отбирать оптимальные методы изучения индивидуальных особенностей младших школьников.

Владеть:

· навыками по разработке дифференцированных заданий для обучающихся в начальной школе.

Изучение дисциплин проходит во время лекционных и практических занятий, в процессе самостоятельной работы студентов.

 

Содержание дисциплины

 

1. Дифференциация обучения как научная проблема в педагогике. Социальные и историко-педагогические аспекты дифференциации обучения.Проблема дифференциации обучения как путь изменения, обновления школы. История проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Опыт практического решения проблемы прогрессивными отечественными педагогами в период с 20-х ХХ в. - по настоящее время.

Сущность основных понятий: дифференциация, индивидуализация, дифференцированный подход, индивидуальный подход. Дифференциация обучения как способ индивидуализации обучения.

Общие принципы организации дифференцированного обучения.Единство индивидуально-личностного и социального в дифференциации процесса обучения. Гуманистическая направленность дифференциации. Адаптационно-развивающий характер дифференциации.

1. Характеристика основных форм дифференцированного обучения в современной школе. Выделение оснований для дифференциации обучения в психолого-педагогической литературе. Уровни дифференциации: микроуровень, мезоуровень, макроуровень.

Классификация форм дифференцированного обучения. Внутриклассная дифференциация, ее сущность, виды. Характеристика классов различного уровня обучения. Особенности классов с углубленным изучением отдельных предметов. Особенности профильной и мультипрофильной дифференциации при обучении. Особенности организации педагогического процесса в классах гибкого (переменного) состава. Сущность элективной дифференциации.

Разноуровневое обучение как технология дифференцированного обучения младших школьников.

Педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью младших школьников в условиях дифференцированного обучения. Самостоятельная работа учащихся – организационная основа дифференциации и индивидуализации обучения. Система управления учебно-познавательной деятельностью при осуществлении дифференциации и индивидуализации обучения, ее основные компоненты. Приемы и дидактические средства дифференциации и индивидуализации обучения. Программированное и модульное обучение как технологии индивидуализированного обучения младших школьников.

Психолого-педагогическая готовность учащихся к самостоятельной деятельности. Параметры самостоятельной деятельности, методы диагностики их сформированности. Методы и средства активизации учения младших школьников.

3. Особенности обучения одаренных детей и детей с замедленным развитием. Одаренные дети, психолого-педагогическая характеристика. Индивидуализация обучения одаренных детей. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с замедленным развитием. Основные направления и принципы работы педагога со слабоподготовленными детьми младшего школьного возраста.

4. Организация мониторинга учебно-воспитательного процесса при реализации дифференцированного подхода в обучении. Диагностический этап в механизме дифференциации обучения. Понятие об индивидуально-психологических особенностях личности. Характеристика составляющих комплекса индивидуально-психологических особенностей младшего школьника. Понятие мониторинга учебно-воспитательного процесса.Цели и принципы организации мониторинга. Методика изучения личности младшего школьника и классного коллектива в масштабе школы с целью оптимизации процесса обучения в условиях его дифференциации.

5. Технология стратовой дифференциации обучения младших школьников. Принципы уровневой дифференциации обучения.Общая характеристика стратовой дифференциации обучения. Условия внедрения данной системы в учебно-воспитательный процесс школы. Особенности комплектации страт для дифференцированного обучения. Характеристика страт высокого, среднего и низкого уровня для организации дифференцированного обучения. Условия перемещения учащихся из страты в страту в процессе обучения. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях стратового обучения.

Педагогическая технология как проект учебно-воспитательного процесса. Целеполагание и планирование как основание педагогической технологии в стратовой системе обучения. Тактика формирования положительной мотивации у младших школьников в условиях стратовой дифференциации обучения. Технология отбора и дифференциации содержания обучения в разных стратах. Технология конструирования методов и приемов обучения младших школьников в условиях стратовой дифференциации. Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся при стратовой дифференциации обучения.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

(лекционные и практические занятия, самостоятельная работа студентов)

Заочная форма обучения

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов  
  Социальные и историко-педагогические аспекты дифференциации обучения  
  Итого:  

Практические занятия

№ раздела (модуля) Тема практического занятия Количество часов  
  Социальные и историко-педагогические аспекты дифференциации обучения  
  Основные принципы и формы организации дифференцированного обучения в современной начальной школе  
2, 3 Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста  
  Итого:  

Зачет – 6 семестр.

Тема 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: