План
1. Психолого-педагогическая типология неблагополучий в учебной деятельности младших школьников.
2. Диагностика и коррекция общего отставания в учении младших школьников.
3. Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике и их психологические причины.
4. Диагностика и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.
5. Принципы консультативной работы с родителями, имеющими детей с неблагополучиями в учебной деятельности.
Список литературы
[1], [2], [7], [9], [11], [16], [17], [21], [27], [33] - [35].
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Какова природа дислексии и дисграфии? Какова роль эндогенных и экзогенных факторов в возникновении трудностей обучения письму и чтению в младшем школьном возрасте? На основании каких признаков можно сделать заключение о наличии у школьников дислексии и дисграфии?
2. каково проявление синдрома гиперактивности и дефицита внимания на разных уровнях психики человека – индивидном, субъектном, личностном?
3. Какие психолого-педагогические мероприятия будут способствовать предотвращению появления вторичных нарушений у детей с гиперактивностью – неуспеваемости, непослушания, конфликтности, агрессивности?
4. Как могут учитель и родители способствовать адекватному развитию чувства соперничества, появляющегося у ребенка в школе?
5. Каким образом развивается взаимосвязь между Я-концепцией младшего школьника и его учебной мотивацией?
6. Какие условия развития и индивидуальные особенности ребенка могут спровоцировать развитие школьной фобии?
7. Что выступает основными причинами трудностей и неуспешности обучения у младших школьников?
|
8. Составьте рекомендации родителям по обнаружению признаков отставания ребенка в учебе.
9. Определите, какие дефекты семейного воспитания становятся причиной школьных бед ребенка.
10. Сформулируйте принципы педагогической работы с детьми, имеющими отставание в учебе.
11. Составьте рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в преодолении неблагополучий в учебной деятельности.
Вопросы к зачету
1. Проблемы дифференциации обучения в аспекте исторического опыта педагогики и школы
2. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения за рубежом.
3. Сущность дифференциации обучения. Дифференцированный подход в обучении.
4. Сущность индивидуализация обучения. Индивидуальный подход в обучении.
5. Концепции индивидуальности в отечественной психологии.
6. Концепции индивидуальности в зарубежной психологии.
7. Общие принципы организации дифференцированного обучения.
8. Формы дифференцированного обучения в современной отечественной школе.
9. Гендерные аспекты индивидуального подхода к развитию младших школьников.
10. Основные принципы изучения индивидуально-психологических особенностей школьников.
11. Характеристика психолого-педагогических методов изучения индивидуальных особенностей школьников.
12. Организация мониторинга учебно-воспитательного процесса при реализации дифференцированного подхода в обучении.
13. Особенности обучения одаренных детей в младшем школьном возрасте.
14. Основные принципы работы со слабоподготовленными и слабоуспевающими детьми младшего школьного возраста.
|
15. Особенности формирования самостоятельной учебной деятельности младших школьников.
16. Технологии дифференцированной работы с младшими школьниками.
17. Технология стратовой дифференциации обучения младших школьников.
Список литературы
1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учеб. пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2002
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002
4. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2001
5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, 2000
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004
7. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. – М.: Изд-во Юрайт, 2015
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М: Академия, 2000
9. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009
10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2000
11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – М.: Ось-89, 2003
12. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода. Пособие для руководителей образ. учр-й. В 3-х частях. /Под ред. Л.И.Буровой и Е.В.Яковлевой. – Череповец: ЦПКУ, 2001
|
13. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. – 2004. - № 5. – С.30-35
14. Немов Р.С. Психология. Кн. 1 - 3. – М., 1995
15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991
16. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения в современной школе. – М., 2000
17. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. – М.: Сентябрь, 2002
18. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003
19. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. – Ростов н/Д., 2007
20. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004
21. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Изд-во Юрайт, 2014
22. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. Р. Кэттелл, Г. Айзенк и Г. Оллпорт. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
23. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие / Ю.Д. Бабаева и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2000
24. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: БРЭ, 1999
25. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург, 2004
26. Степанов Е.Н., Горелик И.Ф., Ильина М.Б. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1998
27. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990
28. Хабриева О.А. Индивидуально-психологические особенности. – М., 2002
29. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. – М., 2006
30. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004
31. Щебланова Е.И. неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. – М.: ИГ – СОЦИН, 2008
32. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 1996
33. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. – 2004. - № 5. – С.69-74
34. Яковлева Е.В. Система стратовой дифференциации обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Монография. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004
35. Яковлева Е.В. Технология стратовой дифференциации обучения младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода // Вестник ЧГУ. – 2004. - № 1. – С.101-106