Существуют определенные правила проверки, в частности, многие из них описаны в документации по IDEF0 [2] и |3]. Простейшая схема проверки адекватности представлена на рис. 3.33.
Цикл проверки адекватности (цикл «автор — читатель») начинается с подготовки аналитиком рабочей группы подшивки схем моделей бизнес-процессов. Оптимальный объем такой подшивки — не более 10—12 листов формата А4. Комплект моделей большего объема будет очень трудно воспринимать, что приведет к снижению качества проверки. Количество листов в подшивке определяется из расчета, чтобы время проверки занимало у рецензента не более полутора-двух часов.
После того как аналитик подготовит комплект моделей, он передает его ответственному за архив. Эту функцию может выполнять один из членов рабочей группы, который отвечает, кроме того, за ведение документооборота проекта. Ответственный за архив снимает копию с подшивки моделей и передает ее рецензенту, которым может яапяться руководитель или специалист подразделения. Опыт по-
180 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
казывает, что целесообразно вместе с комплектом моделей передавать рецензенту сопроводительное письмо, в котором указаны официальные сроки передачи и требуемое время проверки. Отметим, что работа по проверке моделей должна быть заранее регламентирована распоряжением директора организации
Рецензент анализирует полученный комплект моделей, записывая непосредственно на листах свои замечания. Для удобства отображения замечаний целесообразно представлять модели процессов в типовой рамке стандарта IDEF0. В среднем, количество замечаний для тщательно проработанной модели должно составлять не более восьми-десяти. После того как рецензент закончит анализ, он передает комплект моделей ответственному за архив.
|
Ответственный за архив снимает копию с комплекта моделей, содержащих замечания рецензента. Затем подшивка передается аналитику.
Аналитик просматривает замечания рецензента. В случае согласия с замечаниями он вносит исправления в модели процессов. После этого формируется новый комплект испра&тенных моделей, который передается ответственному за архив. Далее цикл «автор — читатель» повторяется. Как правило, требуется не менее двух-трех итераций для устранения всех замечаний рецензента. Если аналитик не согласен с замечаниями, то через координатора или руководителя проекта назначается встреча с рецензентом, на которой обсуждаются спорные замечания. Итоги обсуждения в виде испра&1енных моделей также фиксируются в архиве проекта.
Для крупных и средних проектов роль цикла «автор — читатель» достаточно велика. К сожалению, рабочие группы склонны пренебрегать вопросами ведения архива, тем более копирования всех создаваемых по ходу проекта моделей. Однако на практике неоднократно бывали ситуации, когда через два-три месяца работы становилось трудно найти актуальные модели с последними правками. Ситуация особенно осложняется, когда в процессе работы над проектом из организации уходит аналитик или рецензент. На наш взгляд, ведение архива проекта должно быть обязательным.
Для того чтобы рецензент смог эффективно проверить подшивку моделей, ему следует:
|
• знать основные цели проекта;
• четко понимать, что от него требуется и в какой форме следует делать
замечания к моделям;
• обучиться основам чтения схем процессов;
• ознакомиться с основами процессного подхода к управлению.
Если на подготовительном этапе проекта было проведено кватифицирован-ное обучение руководителей и специалистов организации, то работа руководителей по проверке моделей будет существенно облегчена.
Хорошей практикой является включение в комплект моделей листа с таблицей условных обозначений, использованных на схеме процесса.
Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов______________________________ 1 31
При выполнении проверки адекватности моделей бизнес-процессов рабочая группа может столкнуться со следующими типичными реакциями сотрудников (табл.3.12).
Таблица 3.12 Реакция руковолите.чей при проверке адекватности
Реакция руководителя | Возможная причина реакции |
1. «Со всем согласен» | • Считает, что проект не нужен и не хочет тратить время на анализ схем процессов • Не может прочесть модель, но не хочет этого показывать • Модель близка к действительности |
2. Уточнения в сфере своей компетенции | • Реальное желание выполнить проект • Желание создать видимость работы • Попытка вникнуть в детальное описание процесса |
3. Уточнения вне сферы своей компетентности | • Желание изменить реальную ситуацию в свою пользу • Следствие конфликта между руководителями функциональных подразделений |
Если рецензент с первого раза «со всем согласен», то это характерный признак того, что он либо не хочет тратить время на «бесполезный» (с его точки зрения) проект, либо не понимает условных обозначений модели. К сожалению, на практике такие виды реакции встречаются достаточно часто. Особенно это касается руководителей, которые создают видимость напряженной оперативной работы, отметая под предлогом более важных дел задачи повышения эффективности собственной деятельности.
|
Второй по частоте появления в проекте является попытка рецензента углубиться в более детальное описание процесса. В этом случае критика модели ведется не по существу, а с той точки зрения, что модель недостаточно подробна. К сожалению, не многие руководители могут понять концепцию поэтапного рассмотрения процесса сверху вниз. У них постоянно возникают вопросы: «А где накладная?», «Почему вместо трех функций моего отдела здесь стоит одна общая?» и т.п.
Приведем пример из практики. В одном из проектов потребовалось согласовать процесс формирования финансового плана компании на месяц. В выполнении этого процесса участвовало четыре основных подразделения компании. Проверку адекватности осуществляли три руководителя верхнего уровня. Общее количество функций на схеме процесса не превышало 20. Простая, на первый взгляд, задача проверки модели существующего процесса и согласования ее с тремя руководителями заняла более одного месяца. Вопросы возникли на уровне распределения функций по подразделениям: все пытались «перетянуть одеяло на себя».
Рабочая группа должна быть готова к различным, зачастую негативным реакциям при проверке адекватности.
182._________________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елифер ов Процессный подход к управлению