Тема: Пересмотр судебных актов в порядке надзора
1. Понятие и основания пересмотра судебных актов в порядке надзора
2. Разбирательство дел в надзорной инстанции
3. Полномочия Пленума Арбитражного суда
4. Постановление Пленума Арбитражного суда
Понятие и основания пересмотра судебных актов в порядке надзора
Стадия надзора – одна из стадии арбитражного процесса, ее задача состоит в том, чтобы осуществить проверку законности и обоснованности судебных решений, определений и постановлений арбитражного суда, кроме постановлений Пленума Арбитражного суда ПМР.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами арбитражного процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции. Суд надзорной инстанции, пересматривая ошибочные судебные акты, выполняет две задачи:
Во-первых, проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищает нарушенные субъективные права и законные интересы граждан и организаций,
Во-вторых, после рассмотрения дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального законодательства.
В литературе отмечается, что надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской арбитражно-судебной практики.
В соответствии с АПК ПМР дело может быть рассмотрено Пленумом Арбитражного суда ПМР только в случае принесения протеста. Закон (статья 156 АПК ПМР) устанавливает, что таким правом наделены Председатель Арбитражного Суда ПМР и заместители Председателя, Арбитражного суда ПМР (статья 157 АПК ПМР).
Протест может быть принесен при наличии оснований считать, что судебный акт является незаконным или необоснованным. Для того чтобы прийти к такому выводу, необходимо ознакомиться с материалами дела. В связи с чем АПК ПМР предусматривает право истребования дел. Право для истребования из соответствующего арбитражного суда дела имеют лица, которые наделены правом принесения протеста, а также Прокурор ПМР для разрешения вопроса о принесении надзорного представления.
АПК ПМР не устанавливает нормы регламентирующие право лиц, участвующих в деле обратиться в суд с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора, а также требования к таким заявлениям.
Вместе с тем статья 25 АПК ПМР предоставляет лицам, участвующим в деле право обжаловать судебные акты. Также данное право предоставлено лицам не участвующим в деле о правах и обязанностях, которых арбитражный суд принял судебный акт (статья 25-1 АПК ПМР). В связи с чем инициирование вопроса о пересмотре судебного акта в надзорном порядке путем вынесения протеста в порядке надзора возможно указанными лицами. Однако это не исключает право Председателя Арбитражного суда либо его заместителя внести протест в порядке надзора при отсутствии обращений (заявлений, жалоб) кого-либо из названных лиц, и внести протест по собственной инициативе.
Также при разрешении вопроса о принесении протеста в порядке надзора, на ряду с истребованием дел АПК ПМР, предусматривает возможность приостановления исполнения в стадии надзорного производства. Данная возможность предоставлена также Председателю Арбитражного суда либо его заместителям.
Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) необходимо будет осуществить поворот исполнения решения, а данное действие не всегда может оказаться невозможным.
АПК не содержит нормы относительно содержания протеста в порядке надзора. Однако на практике сложился единый подход, который заключается в следующем. Протест, как правило, содержит вводную часть, краткое изложение содержания судебных актов, мотивы, на основании которых суд пришел к определенным выводам, и юридическую оценку фактических обстоятельств. Главное в протесте — указание на то, в чем заключается необоснованность или незаконность опротестованного судебного акта со ссылкой на имеющиеся в деле материалы и соответствующая аргументация, подтверждающая позицию протеста. В заключительной части протеста излагаются предложения, которые должны корреспондировать с полномочиями надзорной инстанции, предоставленными ей Кодексом (см. ст. 163 АПК ПМР).
В АПК ПМР содержится правило, согласно которому протест не может быть принесен по истечении года со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Наличие срока призвано дисциплинировать стороны, и способствует поддержанию большей определенности в хозяйственных отношениях.