| Наименование | Деятельность по физическому воспитанию и спортивной подготовке детей старшего школьного возраста (с 15 до 18 лет) и студентов | Код | В | Уровень квалификации |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей, профессий | Тренер-преподаватель Тренер-преподаватель по спорту Старший тренер-преподаватель по спорту Старший тренер-преподаватель Тренер-преподаватель по работе с детьми школьного возраста |
| Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или в области педагогики по специальности физическая культура или Высшее образование в области физической культуры и спорта или педагогики с направленностью физическая культура или в сфере обороны и безопасности государства по служебно-прикладной физической подготовке Или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта либо наличие подтвержденной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой категории |
| Требования к опыту практической работы | При высшем образовании не менее шести месяцев в области физической культуры и спорта При среднем профессиональном образовании не менее 1 года в области физической культуры и спорта |
| Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) Прохождение инструктажа по охране труда |
| Другие характеристики | С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации) раз в два года; - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование современных дистанционных образовательных технологий - участие в тренингах, конференциях, мастер-классах |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | Тренеры и инструкторы-методисты по физической культуре и спорту | |
| ЕКС | - | Тренер |
| ЕКС | - | Тренер-преподаватель (включая старшего) |
| ОКПДТР | Старший тренер-преподаватель по спорту | |
| Тренер | ||
| Тренер команды | ||
| Тренер-преподаватель по спорту | ||
| ОКСО | 6.44.00.00 | Образование и педагогические науки |
| 7.49.00.00 | Физическая культура и спорт | |
| 9.56.05.03 | Служебно-прикладная физическая подготовка |
Трудовая функция
| Наименование | Проведение мероприятий в сфере физической культуры и спорта с детьми старшего школьного возраста (юниоры) | Код | В/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Оценка функционально-физического развития, тактико-технической подготовки и спортивной одаренности по виду спорта у юниоров |
| Определение спортивной специализации юниоров с учетом их индивидуального развития, тактико-технической подготовки и спортивной одаренности | |
| Планирование мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта с юниорами с учетом особенностей психофункционального развития, спортивной специализации и условий образовательного процесса | |
| Проектирование и проведение мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта с юниорами с целенаправленным воспитанием и развитием физических качеств | |
| Обучение юниоров основам теории и методики физической культуры, включая историю развития спорта, вида спорта, спортивной дисциплины | |
| Инструктирование юниоров по основам здорового образа жизни и соблюдения режима дня | |
| Обучение юниоров правилам вида спорта и выполнению регламентов спортивных соревнований по виду спорта | |
| Обучение юниоров технике и тактике в виде спорта, в том числе с использованием технических и электронных устройств | |
| Воспитание у юниоров личностных качеств, в том числе волевых, обуславливающих формирование спортивного характера, успешность и стабильность выступлений на спортивных соревнованиях | |
| Воспитание у юниоров морально-этических ценностей спортивной конкуренции, в том числе по отказу от использования допинга | |
| Формирование и развитие спортивной мотивации юниоров | |
| Развитие у юниоров самооценки и самоконтроля | |
| Контроль результативности мероприятий и корректировка программ спортивной подготовки при необходимости | |
| Контроль самостоятельной работы юниоров | |
| Использование информационных систем для формирования отчетов на основе данных о проведении мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта с детьми юниорского возраста | |
| Использование информационных систем при планировании мероприятий (занятий), разработке программ спортивной подготовки, развития и воспитания детей юниорского возраста | |
| Необходимые умения | Оценивать функционально-физическое развитие и тактико-техническую подготовку юниоров по виду спорта на основе системы показателей и тестов |
| Использовать методики определения спортивной специализации юниоров | |
| Составлять план мероприятия (занятия) в сфере физической культуры и спорта в систематизации с учебным процессом | |
| Использовать методы проектирования и проведения мероприятий (занятий) с юниорами по виду спорта | |
| Применять формы и методы физического воспитания и спортивной подготовки по виду спорта с установлением длительности занятий, периодов нагрузки и отдыха, адекватных возрастным особенностям юниоров | |
| Разъяснять правила ведения здорового образа жизни и соблюдения режима дня | |
| Использовать педагогические методы и технологии физической культуры для обучения виду спорта | |
| Использовать средства и методы физического воспитания с целью формирования личности человека | |
| Использовать средства и методы физической культуры для расширения у юниоров специальных знаний и совершенствования спортивной техники в виде спорта, приобретения высокой степени тренированности | |
| Выявлять позитивные черты личности юниора для воспитания и обучения | |
| Выявлять причину проявления негативных черт личности юниора | |
| Определять мотивы (побудительные причины) действий и поступков юниоров | |
| Целенаправленно воздействовать на формирование позитивных качеств личности юниоров за счет гармоничного развития психических качеств и физических способностей | |
| Применять педагогические методы воспитания у юниоров осознания общественной важности спортивной деятельности | |
| Применять педагогические технологии воспитания морально-этических ценностей спортивной конкуренции и отказа от допинга | |
| Применять педагогические технологии и средства физического воспитания готовности юниоров к практической деятельности и их социализации в обществе | |
| Использовать технологии физической культуры и спорта для повышения активности психических процессов, в том числе познавательных, и активизации необходимых свойств внимания (интенсивность, устойчивость) | |
| Использовать средства и методы физической культуры для пробуждения и развития специального интереса юниоров к определённому виду спорта | |
| Использовать педагогические методы закрепления у юниоров эмоционально насыщенного переживания спортивного успеха | |
| Использовать технологии адаптация юниоров к соревновательной ситуации, в том числе технологии совершенствования и оптимизации реактивности на специфичные экстремальные условия спортивных соревнований | |
| Использовать педагогические методы воспитания у юниоров потребности к обогащению и совершенствованию его техники и тактики в виде спорта | |
| Использовать педагогические технологии развития самооценки и самоконтроля у юниоров | |
| Формировать и поддерживать у юниоров положительную динамику восприятия спортивной деятельности | |
| Формировать и развивать предстартовые состояния психической устойчивости, надёжности в виде спорта | |
| Использовать педагогические методы и средства физического воспитания для обеспечения стабильности выступлений юниоров в спортивных соревнованиях | |
| Воспитывать у юниоров специфические черты спортивного характера: спокойствие (хладнокровие) - оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта; уверенность в себе – высокая активность, надёжность действий и помехоустойчивость в сложных изменяющихся условиях спортивного соревнования и боевой дух - стремление к борьбе, к победе и к достижению соревновательной цели | |
| Применять методы психодиагностического тестирования для спортивного отбора, для комплектования спортивных команд, для прогнозирования спортивных успехов, для оценки психического состояния юниоров | |
| Развивать волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных нагрузок | |
| Формировать у юниоров устойчивые мотивы спортивной деятельности | |
| Оценивать эффективность педагогического и воспитательного воздействия на личность юниора | |
| Использовать методики и средства контроля и учета результатов физкультурной и спортивной подготовки юниоров | |
| Использовать специализированные информационные системы для выполнения рабочих задач по физическому воспитанию и (или) спортивной подготовке детей юношеского возраста | |
| Применять электронные и технические средства обеспечения процессов физического воспитания и (или) спортивной подготовки детей юношеского возраста | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами и аппаратурой | |
| Необходимые знания | Методика оценки функционально-физического развития и тактико-технической подготовки юниоров по виду спорта |
| Методика определения спортивной специализации юниоров в виде спорта | |
| Физиология человека | |
| Закономерности возрастного развития различных систем организма человека в старшем школьном возрасте | |
| Периодизация и детерминанты развития личности человека старшего школьного возраста | |
| Психофизиологические особенности человека в старшем школьном возрасте | |
| Сенситивные периоды физического развития детей юниорского возраста | |
| Теория и методика физической культуры | |
| Возрастные факторы развития личности | |
| Условия образовательного процесса | |
| Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
| Педагогические технологии воспитания и обучения юниоров физической культуре и спорту | |
| Методика физического воспитания и спортивной подготовки юниоров по виду спорта | |
| Программа спортивной подготовки по виду спорта | |
| Правила вида спорта | |
| Регламент спортивного соревнования по виду спорта | |
| История развития вида спорта | |
| Методы планирования мероприятий (занятия) с юниорами в условиях учебного процесса | |
| Правила техники безопасности при проведении мероприятий (занятий) в области физической культуры и спорта | |
| Средства и методы физического воспитания и их воздействие на формирование личности человека в старшем школьном возрасте | |
| Методики инструктажа по ведению здорового образа жизни и соблюдению режима дня | |
| Средства и методы физической культуры для расширения у юниоров специальных знаний и совершенствования спортивной техники в виде спорта, приобретения высокой степени тренированности | |
| Педагогические технологии выявления позитивных и негативных черты личности и причин проявления негативных черт личности | |
| Методы определения мотивов (побудительных причины) действий и поступков юниоров | |
| Педагогические технологии воспитания и развития личностных качеств детей юниорского возраста, такие как: - воспитания морально-этических ценностей спортивной конкуренции и формирования нравственного сознания и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали; - разностороннего развития эмоциональных сторон личности; - формирования позитивных социально-психологических отношений у детей юниорского возраста с другими людьми в процессе спортивной деятельности; - развития самооценки и самоконтроля; - закрепления эмоционально насыщенного переживания спортивного успеха и развития спортивной мотивации; - готовности юниоров к практической деятельности и их социализации в обществе | |
| Морально-этические ценности спортивной конкуренции | |
| Антидопинговое законодательство | |
| Методы повышения активности психических процессов и активизации необходимых свойств внимания юниора за счет средств физической культуры и спорта | |
| Технологии адаптация юниоров к соревновательной ситуации | |
| Методы формирования и развития предстартовых состояний психической устойчивости, надёжности в виде спорта | |
| Методы и средства физического воспитания для обеспечения стабильности выступлений юниоров в спортивных соревнованиях | |
| Методы воспитания у юниоров специфических черт спортивного характера: спокойствия (хладнокровия), уверенности в себе, боевого духа | |
| Методы психодиагностического тестирования для спортивного отбора, для комплектования спортивных команд, для прогнозирования спортивных успехов, для оценки психического состояния юниоров | |
| Методы развития волевых качества личности: дисциплинированности, решительности, смелости, мужества, готовности к преодолению больших объективных и субъективных нагрузок | |
| Методы восстановления и релаксации после спортивных занятий, мероприятий | |
| Методы консультирования | |
| Методы оценки и контроля результатов занятий, включая методы корректирования программ | |
| Требования, правила, регламенты, допуски по работе с информационными системами в области физической культуры и спорта и порядок их применения | |
| Порядок использования электронных и технических устройств обеспечения процессов физического воспитания и (или) спортивной подготовки юниоров | |
| Назначение и порядок использования контрольно-измерительных приборов и аппаратуры | |
| Требования пожаробезопасности | |
| Правила охраны труда | |
| Другие характеристики | Должности «Старший тренер-преподаватель» и «Старший тренер-преподаватель по спорту» применяются в случае исполнения работниками дополнительных трудовых действий, связанных с организацией работы тренеров, тренеров-преподавателей, а также лиц, направленных на прохождение практики и (или) практической подготовки и (или) оценки и аттестации |
Трудовая функция
| Наименование | Проведение мероприятий в сфере физической культуры и спорта со студентами | Код | В/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Спортивная ориентация и (или) специализированный отбор по виду спорта студентов с учетом индивидуального развития и личных интересов студентов |
| Изучение факторов и условий профессиональной деятельности студентов | |
| Долгосрочное и краткосрочное планирование физического воспитания, физического развития и спортивной подготовки студентов с учетом профиля профессионального обучения и условий образовательного процесса | |
| Проектирование мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта со студентами | |
| Проведение мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта со студентами, в том числе с использованием методик спортивной подготовки по виду спорта и технологий профессионально-прикладной физической подготовки | |
| Обучение студентов способам использования физкультурной и спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей | |
| Обучение студентов методам самоконтроля в процессе физкультурной и спортивной деятельности | |
| Воспитание морально-этических качеств студентов, включая нетерпимое отношение к применению допинга | |
| Развитие у студентов волевых качеств и черт спортивного характера | |
| Воспитание у студентов соревновательной надежности и осознанной саморегуляции спортивной деятельности | |
| Обучение студентов методам самостоятельного развития общей и специальной физической подготовки | |
| Развитие спортивной мотивации студентов | |
| Подготовка студентов к участию в спортивных соревнованиях | |
| Контроль результативности мероприятий и корректировка программ спортивной подготовки при необходимости | |
| Отбор и подготовка спортивного резерва в виде спорта из числа перспективных студентов | |
| Использование информационных систем для формирования отчетов на основе данных о проведении мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта со студентами | |
| Использование информационных систем при планировании мероприятий (занятий), разработке программ спортивной подготовки, развития и воспитания студентов | |
| Необходимые умения | Использовать методики спортивной ориентации и (или) специализированного отбора по виду спорта студентов |
| Оценивать способности студента к решению различных двигательных задач, к проявлению двигательного творчества, к умению управлять своими движениями | |
| Оценивать скорость образования условных рефлексов при решении тактических задач в виде спорта с использованием системы тестов для определения обучаемости студента физической культуре и спорту | |
| Проводить контрольные испытания на основе системы тестов | |
| Определять темп прироста развития физических качеств | |
| Определять соответствующие виду профессиональной деятельности требования к двигательным и психическим качествам студентов, к функциональной устойчивости организма студента к внешним воздействиям, к овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями | |
| Составлять планы физического воспитания, физического развития и спортивной подготовки студентов | |
| Использовать методы краткосрочного и долгосрочного планирования | |
| Использовать методы проектирования мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта со студентами | |
| Применять формы и методы физического воспитания и спортивной подготовки по виду спорта с установлением длительности занятий, периодов нагрузки и отдыха, адекватных возрастным особенностям студентов | |
| Использовать методики спортивной подготовки по виду спорта | |
| Использовать технологии профессионально-прикладной физической подготовки для формирования прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда студента | |
| Применять педагогические методы и средства физической культуры и спорта при обучении студентов достижению жизненных и профессиональных целей | |
| Использовать средства и методы физической культуры для развития специального интереса студентов к определённому виду спорта | |
| Применять методы и технологии обучения самоконтролю в процессе физкультурной и спортивной деятельности | |
| Использовать методики и средства антидопинговой работы со студентами | |
| Воспитывать волевые качества личности студентов, существенно значимые в виде спорта и профессиональной деятельности студента | |
| Применять методы психодиагностического тестирования для спортивного отбора, для комплектования спортивных команд, для прогнозирования спортивных успехов, для оценки психического состояния студентов | |
| Применять методики развития соревновательной надежности и в виде спорта | |
| Использовать методы формирования и развития у студентов осознанной саморегуляции для успешности спортивной деятельности | |
| Использовать педагогические методы и средства воспитания навыков самостоятельного физического развития и технико-тактического совершенствования в виде спорта у студентов | |
| Формировать и поддерживать у студентов педагогическими методами устойчивые мотивы физкультурно-спортивной деятельности | |
| Формировать и развивать педагогическими методами специфические черты спортивного характера: спокойствие (хладнокровие), уверенность в себе и боевой дух при подготовке студентов к спортивным соревнованиям | |
| Использовать методики отбора и подготовки спортивного резерва в виде спорта | |
| Оценивать эффективность педагогического и воспитательного воздействия на личность студента | |
| Использовать методики и средства контроля и учета результатов физкультурной деятельности и спортивной подготовки студентов | |
| Использовать специализированные информационные системы для выполнения рабочих задач по физическому воспитанию и (или) спортивной подготовке студентов | |
| Применять электронные и технические средства обеспечения процессов физического воспитания и (или) спортивной подготовки студентов | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами и аппаратурой | |
| Необходимые знания | Методика спортивной ориентации и (или) специализированного отбора студентов по виду спорта |
| Физиология человека | |
| Закономерности возрастного развития различных систем организма человека в возрасте от 18 до 22 лет | |
| Периодизация и детерминанты развития личности человека в возрасте от 18 до 22 лет | |
| Психофизиологические особенности человека в возрасте от 18 до 22 лет | |
| Теория и методика физической культуры | |
| Технологии профессионально-прикладной физической подготовки | |
| Возрастные факторы развития личности | |
| Условия образовательного процесса | |
| Система студенческого спорта в Российской Федерации | |
| Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
| Методы долгосрочного и краткосрочного планирования физического воспитания, физического развития и спортивной подготовки студентов | |
| Методы проектирования мероприятий (занятий) в сфере физической культуры и спорта со студентами | |
| Педагогические технологии воспитания и обучения студентов физической культуре и спорту | |
| Методика физического воспитания и спортивной подготовки студентов по виду спорта | |
| Технологии спортивного совершенствования в виде спорта | |
| Программа спортивной подготовки по виду спорта | |
| Правила вида спорта | |
| Регламент спортивного соревнования по виду спорта | |
| Средств физической культуры и спорта для минимизации негативного влияния высокой нервно-эмоциональной нагрузки на студентов | |
| Средства физической культуры и спорта и их использование при формировании профессионально важных свойств и качеств личности. | |
| Технологии формирования физических, физиологических и психических качеств, способствующих достижению и поддержанию объективной готовности к успешной профессиональной деятельности студента | |
| Методы самоконтроля в процессе физкультурной и спортивной деятельности и технологии обучения самоконтролю | |
| Морально-этические ценности спортивной конкуренции | |
| Антидопинговое законодательство | |
| Методики и средства антидопинговой работы со студентами | |
| Педагогические методы и технологии развития волевых качеств личности, существенно значимые в виде спорта и профессиональной деятельности студента | |
| Методы психодиагностического тестирования для спортивного отбора, для комплектования спортивных команд, для прогнозирования спортивных успехов, для оценки психического состояния студентов | |
| Методы формирования и развития предстартовых состояний психической устойчивости, надёжности в виде спорта | |
| Методы формирования и развития осознанной саморегуляции в виде спорта | |
| Система всероссийских и международных студенческих физкультурных и спортивных мероприятий | |
| Правила техники безопасности при проведении мероприятий (занятий) в области физической культуры и спорта | |
| Педагогические технологии и средства развития самооценки и самоконтроля у студентов | |
| Педагогические методы и технологии развития спортивной мотивации | |
| Методы восстановления и релаксации после спортивных занятий, мероприятий | |
| Методы оценки и контроля результатов занятий, включая методы корректирования программ | |
| Методики отбора и подготовки спортивного резерва в виде спорта | |
| Требования, правила, регламенты, допуски по работе с информационными системами в области физической культуры и спорта и порядок их применения | |
| Порядок использования электронных и технических устройств обеспечения процессов физического воспитания и (или) спортивной подготовки студентов | |
| Назначение и порядок использования контрольно-измерительных приборов и аппаратуры | |
| Требования пожаробезопасности | |
| Правила охраны труда | |
| Другие характеристики | Должности «Старший тренер-преподаватель» и Старший тренер-преподаватель по спорту применяются в случае исполнения работниками дополнительных трудовых действий, связанных с организацией работы тренеров, тренеров-преподавателей, а также лиц, направленных на прохождение практики и (или) практической подготовки и (или) оценки и аттестации |