Понятие мировоззрения
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение -- необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием. Мифология - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.Мифы -- древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев — многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека,
|
Религия является более сложным типом мировоззрения и в отличие от мифа разграничивает мир на мир божественный и мир земной. Религия- это форма общественного сознания, смысл которой заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Религия мобилизует веру—тот способ который даёт человеку возможность познать божественный мир
Фи лософия (от греч. рhilео -- люблю и sорhiа — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и сам дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания.
|
Философия — теоретически осмысленное мировоззрение, это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
2. bot_add
Специфика философского знания. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Философия и идеология.
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.
Роль и значение философии и ее основных функций
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.
Можно выделить 2 группы основных функций философии:
1.мировоззренческие
2. методологические
Функции философии
1. мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир)
2. теоретико-познавательная – выработ-ка категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей
3. ценностно-ориентационная - выработка, изучение ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы.
Методологические функции Ф.
1. функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук
2. критическая функция - суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов
3. интегративная - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов)
|
4. прогностическая (реализуется в построении моделей будущего)
Спец-ка Ф.выражается в спец-ке ее языка.Язык Ф.-язык категорий,понятий,т.е. Ф. оперирует понятиями, категориями-продуктами рассудка.Ф. является особой ф-мой общ-го сознания и хар-ся след. наиболее важн. особ-ями:1)Исходн. пункт и цель Ф.-ч-к,его место в мире и отнош. к этому миру2)Ф. изуч-ет общие основания бытия,закон-ти разв. мира как целого.3)осн.ср-вом познания явл.чел.разум-Логос4)Эмпирич.база познания- вся сов-ть частных наук и общ-историчская практика5)Ф. сочетает в процессе изучения дейст-ти теретико-позн. подход с ценностным подх-ом. Ф.-форма общ-го познания,связ-ая с постиж. сущности соц. и природного бытия,мира в целом,место ч-ка в мире,отн.ч-ка к миру,смысла чел. жизни.Структура Ф.Знания:1)ядро Ф-диалектика(разв. мышления)2)Гносеология(пробл. познания.Что такое истина)3)Онтология(пробл. бытия)4)Социология(источник и почему сущ. об-во)5)Антропология(что в ч-ке человечного,выделяет его из мира жив-ых).