Он формируется, начиная с 40-х годов Х1Х века. Основные представители: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше. Иррационализм, учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы чел. сознания, как представление, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, озарения, т.д.). Объектом исследования становится внутренняя жизнь человека, через которую трактуют обществ. явления: культуру, власть, религию, мораль и др. Шопенгауэр считал,что познание идёт лишь на основе человеческих представлений. Он писал о том, что мир невозможно понять вне эмоционально-волевых структур человеческого бытия. Мир- это мир человека. Шопенгауэр полагает, что воля проявляется в каждой действ, силе природы, утверждает преимущество воли над разумом, иррационального над рациональным. Воля позволяет постичь мир изнутри, а разум подчиняется воле. Выделил 3 подвида свободы: физическая, интеллектуальная, моральная. Шопенгауэр акцентировал внимание на проблемах человека, его свободы, нравственности. Их индивидуальном значимом содержании. Поворот от рационализма к иррационализму осуществил и датский философ Кьеркегор. Для него его собственная личность- то, что происходило в душе, было главным. О чём бы он ни писал, он всегда имел в виду самого себя: его жизнь и философское учение неразрывны. Проблема решимости и выбора занимает центральное место. Он утверждал, что для человека важно найти истину, во имя которой он будет жить и готов на смерть; полагал, что разум надо опровергать, а интеллект разрушать. Для Кьеркегора вера превыше всего. Его метод познания - уровни исследования человека. Фридрих Ницше был не только представителем иррационализма, но и основателем «философии жизни», развитие которой в ХХ в. Форма изложения его филос. мыслей - афоризмы, мифы, проповеди, полемика. Его филос. взгляды - его собственное бытие. Признак мира - его становление и воля к власти. Познание это интерпретация. Чтобы понять вещь, надо человеческое перевести в природное. Проблема человека, его природы - это проблема его духа. Конечной целью чел. стремлений явл. жизнь. Она космична и биологична, она воля к власти. Немецкий философ Дильтей считал, что философия является наукой наук и не даёт познания сверхчувственных сущностей. Науки делил на науки о природе и о духе. Проблемы, которые поставил философ, интересны и значительны. Например, связь индивидуального с общественным. Французский философ, лауреат Нобелевской премии, Бергсон исследовал такие феномены, как длительность, поток сознания, воспоминание о настоящем, творч. эволюция. Центральное понятие его философии - «чистая длительность» как истинное, конкретное время и «неинтеллектуальная интуиция» как подлинный философский исторический метод. Длительность предполагает постоянное творчество новых форм, взаимосвязь прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Познание длительности доступно лишь интуиции. Бергсон первым ввёл понятие открытого и закрытого обществ. Для первого мораль покоится на стремлении к свободе, любви. Для второго- на принуждении, давлении, привычке. Жизнь как категория, согласно Бергсону, выражает не просто биологическое в человеке, а духовное - моральное и религиозное.
|
|
Основные черты западноевропейской философии новейшего времени. Отношение к разуму и науке в философии ХХ века. Сциентизм и антисциентизм. Технократизм и антитехнократизм.
Для философии XX в. характерен ряд тенденций.
1. В философии XX века заметное место занимают концепции, стремящиеся дать объяснение многообразным феноменам общественной и культурной жизни. Все большую и большую роль начинают играть общественные науки и философия общества. В научном мире распространяется убеждение, что эти дисциплины могут дать нам представление о том, как будет развиваться общество и какие опасности могут встретиться на нашем пути.
2. Современная философия в самых различных ее проявлениях огромное влияние уделяет языку. Иногда говорят даже об особом «языковом повороте» философии, произошедшем в XX веке. Прежде всего, здесь следует упомянуть о структурализме и выросшем на его основе постструктурализме. Большое внимание уделяли языку и представители других направлений, независящих от указанных выше, в частности, аналитической философии, развивавшей идеи позитивизма (Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассели др.), и феноменологии (Эдмунд Гуссерль, Морис Мерло-Понти и др.).
3. Бурное развитие естествознания и связанного с ним технического знания. Современная физика не только создала множество оригинальных концепций, меняющих наше представление о мире, но и претендует на роль науки, способной участвовать в формировании общенаучной картины мира.
Сциентизм – обожествление научных наний.
Научно-техническая революция второй половины XX века вызвала надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили название “сциентических” и “техницистских”. С научно-технической точки зрения изучение новейших концепций информационного общества представляет большой позитивный интерес. Общими чертами социально-философских позиций остаются техницизм и культ информационного разума.
|
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни “антиутопии”.
В ХХ веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели:
Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего, где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе с сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий как специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.