Субъекты как участники исторического процесса, движущие силы - те участники истории, которые в конкретный период занимают ведущее, значительное место в обществе, именно от их деятельности зависит направленность общественного развития.
Субъекты и движущие силы истории - народные массы, классы, личности.
Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).
Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя признание единства мир. ист(и). Единство и. закладывается в самой реальной жизни, в способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд – вечное условие чел. жизни. Мат. основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть не может.
Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые формы накладываются на новые.
Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени – это разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве – это наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого – неравномерность ист. развития.
|
О.Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появлен мегаполисов,научный атеизм,демографич спад.культура замкнута внутри себя. Понять ее может только тот кто в ней родился.А.Тоинби-мировая истор-совокупность локальных цивилизаций. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад - не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом. Она должна дать ответ, кот заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычаи.
43.Понятие общественного прогресса и его критериев. Критика «религии прогресса» в ХХ в.
Общественный прогресс - движение общественных форм, характеризующихся переходом от низшего к высшему состоянию, когда новая форма представляет собой ступень в развитии от естественных дорм детерминации к социально значимым.
Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.
Общество – система саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. Общественно-экономическая формация(ОЭФ) – исторически определившийся тип общества, представляющий собой особую степень в его развитии. ОЭФ – социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провёл научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация - целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют её материальную основу; определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, те все общества стремятся к единой цели-коммунизму. Критика теории формаций:1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц-экономич фактор как основной, но показать развитие общ-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным.4)предписывание истории однолинейный типологич характер- историч процесс идет по одной линии и стремится к 1 цели- коммунизм; Цивилизация(Ц)- большие самодостаточн сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым они подвергаются. Ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Существуют отдельные теории: О.Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появлен мегаполисов,научный атеизм,демографич спад.культура замкнута внутри себя. Понять ее может только тот кто в ней родился.А.Тоинби-мировая истор-совокупность локальных цивилизаций. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад - не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом. Она должна дать ответ, кот заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычаи. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей;для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив только исходя из себя самой;Ц не коммуникабельна. Цивилизацион подход:1.Ц творится людьми.2.Исследование влияния форм культуры.3.Анализ по горизонтали(Ц кот существ сегодня).4.Культурологич анализ(некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То, что людей объединяет. Формацион подход: 1. История-закономер процесс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истор.3.Анализ по вертикали-из древности до наших дней.4.Соц-экономич анализ общ-ва.5.Внимание акцентрируется на внутрен источниках развития.6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.
|
|
Концепции «технологического детерминизма». Индустриальное и постиндустриальное общество. Постиндустриальная перспектива и возможности выживания других региональных типов.
Основа развития прогрессивной техники и технологий переструктурирования – это явление детерминантного общества в целом. Технологический детерминизм – 60-70 гг ХХв – отражает мысль, согласно которой развитие общества обуславливается развитием технологий, те развитие техники –определяющий фактор в развитии общ-ва. =>развитие нового класса (компьютеры-програмисты). Белл, Тофлер, Бжезинский выдел 3 этапа развит: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Характеристики индустриального общ-ва:
1. Высок ур-нь развития техники-источник развития общ-ва
2. Массовость производства
3. Потребление энергии возрасло, вместо естествен источников-искусственно созданные
4. Новые ср-ва коммуникаций
5. Разрыв с традицией
6. Мир-функциональн деятельность(восприним с точки зрения полезности всего)
Индустриальное общество возникло в 17в с эпохи буржуазой революции. Ключевые ценности индустриального общ-ва:
1. Ценность достижения и успеха
2. Обладание частн собственностью
3. Индивидуализм
4. Ценность потребления, перераст в потребительство
5. Ценность активности и труда
6. Вера в прогресс
С 50 г стал употребляться термин постиндустриальное общество. Изменения в индустриальном общ-ве: 1)важную роль в общ-ве преобретает информация и информационные технологии – ключевое изменения;2)резко возраст роль экономики и услуг;3)пр-во тсало наукоемным(использ больш кол-во открытий,проработок). Постиндустриальное общ-во рассматривает вложение в человека как важн часть своего развития,в его здоровье, образование. Характеристики постиндустриального общ-ва:1)основа жизни – информ технологии;2)человек – основная сила развития общ-ва(человек носитель знаний);3)основной принципы индустриального общ-ва сохранились в постиндустриальном; 4)количествен рост, но глубины роста нет. Постиндустриальное общ-во несет черты мужского начала, но надо воспроизводить новый путь отношения к жизни, усилить роль женщины.
Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.
Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе объекта под воздействием чела. Очень важн особенностью культ явл-ся заложенное в ней чел-ое начало. Культура – всё созданное человеком. Культура предстаёт как сотворённая чел-ом 2-ая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть чел, его деятельность, отношения м/у людьми, там есть и культура. Нужно различать материальн и духовн культуру, не противопоставл их друг другу. В материал культуре заключено её духовн начало – в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела, что только и делает её культурой, продукты духовн культуры всегда обличены в материальн форму. Культура – совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры – мир материальн и идеальн духовн ценностей, т.е. мир объектов материальн и идеальн, взятых в его отношен к челу, мир, наполненый чел-ими смыслами. Социальные ф-ции культуры выражают субъективно-личност сторону деятельности обществен чела, способы и нормы социальн организац и регулиров процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия созидание нового уникальн, дают результаты, кот включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализован результаты чел-ой деятельности, и сама деятельность как посредствующее звено м/у ними. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала. Но имеют глубокие корни и различия культур. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. И это означает, что в определённом отношении разные культуры равны между собой. Многообразие культур – объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общ. жизнь. Последнее ведёт к усилению углублению взаимодействия и проникновения культур, но и порождает разнообразные противоречия. 3 ур-я взаимодействия(диалог) культур: 1)этнический:отношения м/у локальными этносами.2)межнациональный:диалог различ гос-полит структур, полит элит.3)цивилизацион: основан на встрече различ типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества); Диалог культур возможен и в виде взаимодействия актуальн типа культуры с историч сложившейся культурн традицией. Важн значен имеет структура диалога культур- направление и конкрет формы взаимного обмена культурн инфо. Широко распростр обмен хоз навыками и производствен технологиями. Следует учитыв и конкрет ур-нь взаимодейств культур(осеществл ли связи на ур-е гос политики, воен оккупации,обыденно- бытовых контактов). Различ формы и принципы взаимодейств культур (мирные, добровольн, партнерское, взаимовыгодн сотрудничество). В кажд случае взаимодейств культур можно выделитьнескольк этапов: 1)Культурн шок-первонач реакция сознания на встречу с иной культ реальностью.2)Культурн конфликт- противостоян не жизнен важных аспектов чел существования, а спор субъективн убеждений
47.Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций. Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации. Поиски новой модели социокультурного развития человечества.
В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:1)Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;2)качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.); 3)особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура). Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура. Цивилизация выступает как отчужденная в общезначимых процессах культура. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей. Техногенная цивилизация характеризуется: 1)темпы соц развития ускоряются(экстенсивное развитие сменяется интенсивным).2)В культуре ценности-новации, новые идеи, традиция уходит на 2-ой план.3)Активное использование техники.
Содержание понятия «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек». Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии.
• Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни
• Индивид – характеризует единичную особь, принадлежащую человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
• Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
• Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений
Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не столько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. «Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо». У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.
Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.
Проблема будущего в духовной культуре человечества. Предвидение будущего. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение.
Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Предвидение будущего продиктовано сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл.
Исторический пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце света. Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В «От- кровении св. Иоанна Богослова» этот мотив выражен вполне отчетливо: «Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящею торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж.Пристли, М.Кондорсе, И.Г.Гердер и другие мыслители, хотя особое место она заняла в творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества.
В 20 в. широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, развитие которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения (А.Тойнби). Спасением от гибели цивилизации может послужить, согласно А.Тойнби, духовное совершенствование человечества на пути создания единой синкретической религии будущего.
Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационною общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированною доступа и современной технологии необходимую информацию; развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ускоренной компьтеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобраз вания не только в производстве и технологии, но и в социокультурных руктурах.
Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологической ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубокий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизации. Показательна в этом плане классическая работа Дж.Форрестера «Мировая динамика», в которой показано, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины следующего века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.
Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием людей. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.
Сущность современной научно-технической революции. Ускорение «ритмов истории» и проблема «пределов роста». Модели катастроф и поиски путей решения глобальных проблем.
НТР представляет собой коренной качественный скачок в развитии производительных сил, всего общественного производства. Это — сложнейший социально-экономический феномен. В ходе общественного прогресса он выступает кардинальным средством разрешения постоянно возникающего противоречия между потребностями человечества в материальных и духовных благах и возможностью их удовлетворения на современном этапе развития производства.
Революции такого типа уже были в истории дважды. Первая — аграрная, или земледельческая, — была основным звеном неолитической революции, ознаменовавшей переход от собирательства и охоты к земледелию и животноводству. Второй революцией, приближающей нас к НТР, выступил промышленный переворот XVIII—XIX вв., связанный с внедрением машин в производство. Промышленная деятельность стала определяющей в общественном производстве.Техника многократно увеличила силы человека, открыла путь применению научных знаний в производственных процессах. Однако наука как духовный фактор может стать производительной силой материального производства не автоматически, а через средства труда, рациональную его организацию, интеллект субъекта производства, человека. Выполнить эту задачу призвана научно-техническая революция современности.
НТР знаменует революционное преобразование всех элементов производительных сил, перестройку хозяйственного механизма, системы управления. Сущность же НТР заключается в смене ведущих сфер деятельности, в превращении научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства. А это означает комплексное преобразование производства, его прямое взаимодействие с наукой с целью создания новой системы технологий (микроэлектроника, биотехнология, лазерная технология, волокнистая оптика и др.), обеспечивающих общее повышение эффективности труда, наукоёмкости производственных процессов.
НТР, освобождая человека от тяжелых физических операций, от повторяющихся монотонных умственных нагрузок в процессе трудовой деятельности, предъявляет новые требования к его интеллекту, творческим способностям, духовным качествам. Положительными достижениями НТР являются повышение продуктивности сельского хозяйства, развитие средств транспорта и связи, прогресс в области медицинского обслуживания, удовлетворение растущих потребностей людей. Вместе с тем НТР сопровождается и отрицательными последствиями, к числу которых следует отнести, в первую очередь, накопление ядерного оружия, представляющего угрозу существования жизни. Поэтому предотвращение мировой термоядерной войны — единственное условие сохранения и развития цивилизации..
Не менее значимое воздействие на процессы, протекающие в биосфере, оказывает и загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, недостаток продовольствия в мире, рост численности населения. Предполагается, что к 2100 г. истощатся природные ресурсы и это приведет к катастрофической смертности. Дальнейшее развитие производства будет способствовать нарастанию загрязнения, приводящего к тому же катастрофическому результату. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу человечество должно усилить меры по охране окружающей среды, контроль за ростом народонаселения,умерить свои потребительские аппетиты, попытаться установить «глобальное равновесие».